Зачем из «Запорожцев» делали необычные грузовички и что с ними стало

топ 100 блогов 5koleso20.01.2024

Из самого маленького советского автомобиля на Запорожском заводе делали пикапы и фургоны. В том числе, даже полноприводные! Казалось бы, кому придет в голову строить грузовики из микролитражки? Но так поступали во всех европейских странах, поскольку спрос на подобные дешевые грузовые машинки, способные перевозить хотя бы 100–150 кг груза, существовал.

ЭТО ЧТО ЗА ГРУЗОВИК?

По этому пути пошли и конструкторы запорожского завода «Коммунар» уже в 1961‑м, едва доведя до конвейера «Запорожец» ЗАЗ-965. Под руководством главного конструктора Ю. Сорочкина и Ю. Данилова, отвечающего тогда на заводе за стилистику, сделали первый образец бортового грузовичка с кабиной в стилистике ЗАЗ-965. Двигатель, как и у «горбатого» стоял сзади под высоким кузовом и приводил заднюю ось.

Следующие машины — уже целую серию прототипов построили с оригинальным кузов с передком в стиле перспективного, еще не серийного ЗАЗ-966. В 1962–1963 гг. сделали шесть опытных образцов в разных вариантах.

Базовым стал цельнометаллический фургон ЗАЗ-970, построили также пикап ЗАЗ-970В. Эти грузовики рассчитывали на 400 кг. Совсем, кстати, немало. Ведь фургоны на базе легковых машин класса «Москвича» обычно перевозили килограммов 250.

Пикап ЗАЗ-970В, 1962 г.
Пикап ЗАЗ-970В, 1962 г.
Первый опытный ЗАЗ-970, 1961 г.
Первый опытный ЗАЗ-970, 1961 г.

Третьей модификацией стал семиместный микроавтобус ЗАЗ-970Б — по современной терминологии минивэн. Сиденья в салоне нетрудно было сложить. Тогда при двух ездоках машина могла перевозить 350 кг груза, при пяти — 75 кг.

Независимые подвески — спереди торсионная, сзади — пружинная оставили серийными. Как и силовой агрегат, и элементы трансмиссии, которые взяли от стандартной машины. Двигатель V4 рабочим объемом 0,89 л развивал 27 л. с. при 4000 об/мин. Коробка передач тоже была серийной — четырехступенчатой.

Грузопассажирский микровэн ЗАЗ-970Б
Грузопассажирский микровэн ЗАЗ-970Б

Максимальная скорость машин семейства ЗАЗ-970 составляла всего 75 км/ч. Для городского развозного автомобиля, в те годы, это было приемлемо, хотя запорожским инженерам, конечно, хотелось большего. Но другого подходящего мотора в распоряжении конструкторов ЗАЗ пока не было: 40‑сильный мелитопольский двигатель объемом 1,2 л был еще не готов.

Базовый автомобиль грузопассажирского семейства — фургон ЗАЗ-970
Базовый автомобиль грузопассажирского семейства — фургон ЗАЗ-970

Главной проблемой для грузовиков была, конечно, V-образная конфигурация мелитопольского двигателя. На немецких заднемоторных машинах семейства Volkswagen Transporter мотор был низкий, оппозитный. Поэтому, погрузочная площадка, пусть и высоковатая, была ровной. Советский, мелитопольский агрегат был выше. На полу в задней части кузовов автомобилей семейства ЗАЗ-970 появился выпирающий кожух. Это конечно мешало погрузке. На фургоне и вэне в задней стенке был люк для доступа к мотору, а выше — небольшой второй люк, поднимающийся вместе со стеклом. Однако это неудобство компенсировали широким проемом с распашными дверями в правом борту автомобилей. Такие бортовые двери были даже у пикапа.

О новом запорожском семейства уже писала пресса. Причем, в контексте того, что в 1966‑м вместе с новым базовым ЗАЗ-966, соберут уже полсотни предсерийных грузовичков. А ведь конструкторы ЗАЗ пошли еще дальше: у грузовичков была и полноприводная версия!

ЧЕТЫРЕ К ЧЕТЫРЕМ

Собственно, идея «носилась» в воздухе. НАМИ давно занимался полноприводными автомобилями на основе агрегатов, которые использовали на ЗАЗ-965. Поэтому сделать полноприводыне версии грузовичков большого труда не составляло.

Фургон ЗАЗ-971 был рассчитан на 350 кг груза. Максимальная скорость полноприводной машины снизилась до 70 км/ч. Зато дорожный просвет составил 240 мм. Впрочем такой же, был и у обычных моноприводных ЗАЗ-970.

На полноприводной платформе сделали и грузопассажирский автомобиль ЗАЗ-971Д с упрощенным кузовом и тентом. Конечно, этот автомобиль адресовали и военным. Но и в мирной жизни потребители в Союзе, конечно, нашлись бы. Но в серию пошли иные модели — конструктивные аналоги запорожских машин — ЛуАЗ-969 и 967. Но для их производства переоборудовали отдельный — Луцкий машиностроительный завод.

А у запорожского завода на пуск в серию нового семейства не хватило «пороха», то есть — средств. В серию запустили ЗАЗ-966 и его модификации. И от завода требовали главного: увеличения производства легковых машин. Поэтому проект необычных грузовых версий пришлось закрыть...

ПОЧТАЛЬОН ЗАЗИК

Впрочем, фургоны завод выпускал-таки серийно. Причем еще в 1962–1963 годах. Но совсем другие. «Запорожец» ЗАЗ-965С представлял собой довольно оригинальную конструкцию. Фургон на основе «горбатого» «Запорожца» был еще и праворульным! Машину предназначали для выемки почты из уличных почтовых ящиков. Вот правый руль и сделали, чтобы шофер, он же — почтальон не выходил постоянно на проезжую часть, а сразу на тротуар.

Почтовый фургон ЗАЗ-965С выпускали в 1962–1963 гг.
Почтовый фургон ЗАЗ-965С выпускали в 1962–1963 гг.

ЗАЗ-965С даже выпускали серийно, хотя и в небольших количествах. Всего изготовили 650 экземпляров, 200 — в 1962‑м, остальные — в 1963 году. Но потом от оригинальной машины отказались. Важнее были легковые ЗАЗ-965, в том числе в версиях для инвалидов.

ПИКАПЫ ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ

Пикапы завод «Коммунар» делал еще с начала 1960‑х. еще на базе «Запорожца» ЗАЗ-965. Но машины эти были не товарные, в торговую сеть не поступали. Как и МЗМА (позднее АЗЛК), а потом и ВАЗ, Запорожский завод делал маленькие грузовики для своих внутризаводских нужд.

Внутризаводской пикап на базе ЗАЗ-965
Внутризаводской пикап на базе ЗАЗ-965

Грузовой отсек между двигателем и двухместной кабиной был, конечно, не великий по объему. Но зато такие машины были просты и предельно дешевы. Обычно заводы делали их на основе отбракованных кузовов.

Пикапы — «Запорожцы» строили на основе всех последующих моделей — ЗАЗ-966 и 968. Никому тогда не приходило в голову, что когда-нибудь грузовые ЗАЗики пойдут, как говорят на заводах — «в товар». А ведь пошли!

Не товарный пикап на основе ЗАЗ-966
Не товарный пикап на основе ЗАЗ-966

Уже в начале 1990‑х, когда ЗАЗ, как и иные предприятия бывшего СССР, переживал далеко не лучшие времена, приняли решение расширить модельный ряд версией ЗАЗ-968МП. Конструктивно это был все тот же внутризаводской пикап с 40‑сильным двигателем рабочим объемом 1,2 л. В 1992–1994 гг. изготовили лишь около 2500 таких автомобилей. Большого спроса на них не было.

Серийный ЗАЗ-968МП выпускали в 1962–1963 гг.
Серийный ЗАЗ-968МП выпускали в 1962–1963 гг.

Зато теперь любители марки ЗАЗ и советской автомобильной экзотики ценят пикапы очень высокого. Сохранилось ведь их, явно, не много.

Что еще почитать:

Скрытая угроза: 10 самых опасных «уазов» в истории

От «Бурана» до «Дружбы»: как в СССР копировали снегоходы, бензопилы и лодочные моторы

От Финляндии до Кубы: где выпускали и продавали советские грузовики, кроме СССР

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Убийцы семьи главы полиции Сызрани - по-настоящему жалкие ублюдки. Они мечтали о красивой жизни, врали в соцсетях о своем социальном статусе, при этом работали официантами и автомойщиками. А еще, гастарбайтеры из Азербайджана и Таджикистана не только жестокие, но и тупые. На след обвиняе ...
Не давай советов, если их не просят! А я вот попрошу! И мне нужны советы и рекомендации. Суть вот в чем: Есть фильм, снятый на видеокамеру. Потом оцифрован на DVD. Сейчас нужно перевести фильм в формат мр4, чтобы порезать фильм на фрагменты. Кто знает программу, чтобы на русском ...
Каждый день прохожу мио этого дома на работу и лишь недавно заметила, какой замечательный плакат весит на его стене. Обычно идещь рано утром, ничего не замечаешь. А тут вот такое! Здорово, правда?!!! Доброго утра!! Начните свой день с ...
"Есть ли это право у женщины" - такой опрос у себя на странице в ВК провел паблик "Партии Новые Люди". Без понятия, кто это, если честно, кто туда входит, что продвигают, за кого стоят и против кого лежат. Меня сам опрос заинтересовал и комментарии под ним. Почти две тысячи ...
В самом начале войны, когда пошли первые санкции, они в частности затронули родную alma mater. В нашем чатике по этому поводу прошлись: вот де мол, злобные американцы, под видом санкций пытаются подрезать крылья встающей с колен российской науки. Но никто при этом не мог сказать, за что ...