Заброшенная тропосферная станция под Анадырем
zavodfoto — 11.08.2016 Недалеко от города Анадырь, примерно в 10 км, на вершине сопки Святого Михаила функционировала узловая станция тропосферной связи «Юкон» (8/104(21/103). В/ч - 74239), входящая в систему линии связи «Север», а также местный гражданский телецентр. В связи с развитием сотовой и спутниковой связи, надобность содержания такого дорогостоящего объекта отпала сама собой, и в 2003 году станция была окончательно закрыта. Телецентру повезло больше, он просуществовал на десять лет дольше. Былой роскоши уже давно нет, а вот остатки ещё пока виднеются далеко-далеко, притягивая как местных, так и туристов. Вот и мы не удержались и взяли туда курс.2. Вот так, например, наша станция выглядела в 1975 году. Фото взято отсюда. Её географические координаты: 64,733 сш 177,383 вд.
3. А это фото я сделал в прошлом году, когда мы искали самый страшный ГУЛАГ Чукотки http://zavodfoto.livejournal.com/4541290.html под Певеком. Аналогичная тропосферная радиорелейная станция "Гранат"
4. Изначально планировалось, что обслуживанием станций такого типа займутся гражданские связисты, но реальность оказалась другой. Сложные бытовые, климатические и природные условия, в которых были расположены объекты, да и определённая секретность, в итоге это добро передали военным. Наша тропосферная радиорелейная станция 8/104, позывной «Юкон», обслуживалась военной частью № 74239. Её в 1993 году расформировали, и станция «Юкон» вошла в штат в/ч № 51470 («Юкон-1») как её эксплуатационное отделение. Но как я уже сказал выше, актуальность её работы отпала, и она была в 2003 году закрыта. Людей-то отпустили, а оборудование бросили, как это часто было в похожих ситуациях, вот она и разрушается сама-собой. Например, два года назад основная конструкция ещё стояла и в любой момент могла рухнуть, а теперь эти горы металлолома хоть лежат. Но колючки тут до сих пор полно.
5.
Страна у нас большая, а необходимость в быстрой доставке информацию была всегда актуальна, тем более стратегического назначения. На севере и климат суровый, да и вечная мерзлота, а расстояния какие, всё это не способствовало к прокладке обычных кабельных линий. А о спутнике тогда могли только мечтать, и вот учёные разработали систему тропосферную радиорелейную линию связи «Север» (ТРРЛ «Север»).
6.
Итак, что же из себя представляла ТРРЛ «Север». Во-первых, она состояла из 46 тропосферных радиорелейных станций (ТРРС) подобного типа, расположенных большей частью вдоль побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также вдоль крупнейших сибирских рек: Обь, Енисей и Лена. Вся линия имела протяжённость 13 200 километров. Её построили в конце 60-х годов, и она должна была обеспечивать связью воинские части и население Крайнего Севера и Дальнего Востока, а это немало, почти 60% площади всей страны. Система состояла из 7 линий и имела 2 узла, в подчинении у которых находились остальные центры и станции. Это была сеть радиорелейных станций, расположенных друг от друга на расстоянии 120-450 км и представляющих собой автономные военные городки, которые сами себя обеспечивали энергией, теплом, другими необходимыми условиями эксплуатации, а также жизнеобеспечением и доставкой необходимых грузов.
Сам принцип функционирования тропосферной радиорелейной системы заключается в том, что радиоволны отражаются от верхних слоев атмосферы (на высоте 10-12 километров). Это даёт возможность создавать радиорелейные линии с расстоянием между станциями до 250 - 300 км, а если эти станции базируются высоко, то и до 400 - 450 км.
7.
Западный узел системы до 1977 года назывался «Вираж», а в последующем был переименован на «Патриот-2». Изначально его разместили в Воркуте, но после 2001 года, когда были закрыты некоторые станции, перевели в Норильск. В узел входили 3 центра: «Луч-1» (в прошлом - «Нева»), «Патриот-1» и «Канва-1» (бывшая «Обь», отдел эксплуатации), в подчинении которых находились 20 станций.
Восточный узел «Дракон-2» первое время базировался на Колымской трассе (4 километр), а потом был перенесен в Магадан. Состоял из трех центров и насчитывал 26 станций в своем подчинении. Центры «Амур-1», «Юкон-1» и «Дракон-1».
Семь линий имели свои обозначения и связывали основные стратегические пункты:
• ТРРЛ-60 Серов - Воркута (6 станций);
• ТРРЛ-101 Красноярск - Норильск (6 станций);
• ТРРЛ-102 Якутск - Тикси (5 станций);
• ТРРЛ-103 Воркута - Анадырь (19 станций);
• ТРРЛ-104А Магадан - Якутск (5 станций);
• ТРРЛ-104 Магадан - Анадырь (8 станций);
• ТРРЛ-3500 Архангельск - Оленегорск (3 станции).
Наша тропосферка входила в Анадырский центр «Юкон-1», в подчинении которого было ещё 8 станций: «Янтарь», «Хрусталь», «Гранат», «Редуктор», «Агат», «Казань», «Орёл» и «Горький».
8.
9. Станция «Юкон» являлась узловой и соединяла сразу три направления - на Магадан, на Берингов пролив и к побережью моря Лаптевых. Т.е. работала по следующим направлениям: пос. Рассвет на западе «Горький» - 246 км, с. Уэлькаль на севере «Казань» и село Сиреники на востоке «Орёл» - 414 км. Две круглые антенны - это тропосферная линия «Юкон» - поселок Беринговский.
10. А в этом здании находился телецентр
11. Остатки более поздней тропосферной радиорелейной станции типа Р-410 «Атлет».
12. Как мы видим, здесь, как Мамай прошёл, всё разбито и навалено
13.
14.
15. Самое ценное уже местные разобрали, а весь остальной хлам ждёт перемен.
16.
17.
18.
Проектировка таких тропосферных линий связи имело ряд сильных качеств. Во-первых, расстояние между станциями могло доходить до 400-600 километров и при этом была необязательна их прямая видимость. Во-вторых, для построения подобных линий не требовалась прокладка кабелей и прочих коммуникативных конструкций между станциями. В-третьих, связь являлась многоканальной (в частности, «Горизонт-М», который был разработан в 50-х годах, насчитывал 60 каналов). Но были, конечно, и минусы. Тропосферная связь не могла быть такой же надёжной, так как было существенное ослабление сигнала в несколько сотен раз. Кроме этого было непросто и настроить правильное позиционирования приёмных антенн, а в результате этого в зависимости от состояния тропосферы передаваемый сигнал мог существенно смещаться.
19.
20.
21. В зимнее время тут пытаются замутить горнолыжную тему
22.
23. В последнее время возводить подобные кресты на самых высоких точках и в самых удаленных уголках нашей страны стало трендом, вот и тут он недавно появился. Очень надеюсь это послужит не только украшением, а станет сигналом к новым добрым переменам и тогда заживём.
24.
25.
26. А вот там, вдалеке, виднеется Анадырь. Ну, собственно, нам пора дальше, продолжение следует...
Большое спасибо Авиакомпании «ВИМ-АВИА» за, то что нас сюда доставила и всё организовала!
Вся наша чукотская история с ВИМ-АВИА-2016:
|
</> |