Забрал машину из сервиса
ploughlike_elk — 02.04.2013
Забрал машину из сервиса. Работая в автосервисе сам, сам я,
естественно, терпеть не могу отдавать машину в сервис. Но поскольку
альтернативой было потратить 200 баксов на новый насос, что как-то
не то чтобы дорого, но обидно на новой-то машине, пришлось
смириться и вызывать эвакуатор. На сэкономленные деньги вон купил
ребенку Xbox с Кинектом и с парой игр к нему, как раз тоже 200
долларов.
Сделали косо и криво, конечно же. Заднее сиденье я
благоразумно снял и оставил дома чтобы не испачкали, а заодно как
только отьехал, сразу заметил что из под крышки насоса бодро хлещет
бензинчик. Вернулся, "протекает", говорю. Они мне "оставляйте, мы
разберемся и вам позвоним, когда готово будет". "Нет уж, давайте-ка
сразу посмотрим вместе", говорю. Пока вызывали того пацана, который
ее делал, я глянул, увидел что гайка насоса не дотянута и он
болтается в баке и, само-собой, протекает. Пришел, гм, механик.
"Неси", говорю "спешиал тул, сделаем толком". Принес тул, я сам
закрутил как положено, сказал пацану, мол, не тушуйся, бывает
ты не один такой криворукий, и тогда уже поехал
домой. Потом еще на работе разберу сам и проверю все
тщательно...
А вы что думали, что раз дилершип, так все нормально сделают?
"Factory trained technicians", дипломы о сертификации и
благодарственные отзывы на стене в комнате ожидания, ага. Знаем,
сами в таком месте работаем, не обманешь - не продашь, на том любой
бизнес стоит... Ничего этого нет! Если где-то кому-то и показалось,
что хорошо сделали, так это от незнания внутренней механики
процессов :-). Сам-то я жутко рад, что не являюсь клиентом
автосервисом. Данный случай не в счет, клиент - это тот
кто деньги платит. Конечно, могут возразить, что покупая новую
машину, ты уже заплатил и за ее гарантию тоже, но, увы, выбора в
данном случае нет, купить новую дешевле, но без гарантии, не
выйдет.
И как же мы дошли до жизни такой?
Работа автомеханика сильно напоминает работу врача. Конечно,
ответственность несравнимо ниже, в конце концов, безнадежно
испорченную машину можно просто выбросить и купить новую и даже
лучшую, а вот неизлеченного больного человека другим, даже получше
и подороже, не заменишь. Но сходство рабочих процессов в ремонте и
в лечении - налицо. И в том и в другом случае надо опираясь на
видимые и ощущаемые симптомы, найти причину, выработать план ее
устранения и тщательно реализовать процесс выздоровления стараясь
не вызвать осложнений и проблем вызванных самим лечением. И в том и
в другом случае имеют место недостаток сведений об исцеляемом
обьекте (причем в автосервисе этот недостаток информации вызван или
искуственно или просто потому что всем похуй
некому и дорого всю эту информацию собирать и публиковать даже в
интернете) и необходимость применения интеллектуальных усилий,
чтобы с этим бороться.
Обыватель, однако же, считает работу механика достаточно
простой. Там, дескать, думать не надо, крути себе гайки и все.
Примерно как у землекопа - лопату в руки дали, вот и копай, чего
там думать! Соответственно механику не надо много платить, он же
бездумное примитивное существо, в отличие от тех, кто с дипломами
да по офисам. И благо, по мере того как общество вступало в то, что
оно посчитало пост-индустриальной эпохой, из разрушенной
промышленности высвободилось до хрена рукастых и башковитых,
знающих технику людей. Механиков стало много, хоть жопой ешь,
автосервисов на каждом шагу. Вспомните, как трудно было попасть в
автосервис в советское время. И это при том, что тогда безруких
интеллигентов было куда как меньше чем сейчас, так-то все сами
машины чинили. Благо и машины тогда были проще не в разы, а на
порядки, да еще и не отличались разнообразием конструкций и
производились десятками лет. По большому счету, механикам тогда и
не надо было быть семи пядей во лбу, но и то, карбюраторщики и
автоэлектрики в те времена были редки и уважаемы. Помню в самом
первом дилершипе где я работал, диагностом был доктор технических
наук, т.е. человек с ученой степенью! И это было в середине
девяностых, и о тех машинах мы тоже уже вспоминаем с умилением
по поводу их простоты и надежности.
С тех пор машины стали только сложнее и разнообразие моделей и
конструкций сильно выросло.
Народ, он хоть и туп в своей серой массе, но неизбежно
понимает, где дают деньги. В итоге детки механиков, слесарей,
сварщиков, электриков, сантехников и станочников уже не шли учиться
в ПТУ, а всеми правдами и неправдами пробивались хоть в
какой-нибудь, но институт. Хоть в педагогический или лесного
хозяйства, но зато будешь с дипломом. В благословенной загранице,
между прочим, все было точно так же. Trades, то есть профессии, где
считалось надо иметь навыки (skills), а не знания, считались уделом
совсем уж тупых неудачников. Причем, ты должен быть не просто
тупым, а еще и физически недоразвитым, чтобы тебя не приняли в
университет ради футбольной команды. Вспомните хотя бы кино про
Форреста Гампа - а что, пацан ведь университет закончил, не
хухры-мухры! В общем, trades - это отбросы общества, лузеры,
придонные обитатели глубин. Незавидные перспективы для
деток...
И вот вам блистательный итог! Старые механики, сварщики и
сантехники начинают уходить на пенсии, а новых - тю-тю, нету их, а
те что есть им только землю копать, да метлой махать доверить можно
и то под присмотром. А ведь машины по прежнему ломаются, трубы
лопаются и пробки выбивает... Да еще и опомнившись от набирания
долгов кое-где кое-кто берет курс на реиндустриализацию. Это
значит, что надо будет что-то снова строить, варить, прокладывать
провода и трубы, да еще и налаживать работу управляющих электронных
и компьютерных систем. Кто это будет делать? Явно же не бухгалтеры,
психологи, фитнесс-тренеры и даже не многочисленные айтишники. Да
даже и не всякий инженер способен работать с обьектами реального
мира, а не с компьютерными моделями и лабораторными
прототипами.
Уже все чаще и чаще мне попадаются статьи на тему грядущей
нехватки квалифицированных рабочих. В Канаде ожидается дефицит в
несколько миллионов (!) человек в течении следующих десятилетий.
Зарплаты в этом секторе растут быстрее чем где-либо, оказывается.
Так что все не так плохо, может и не зря я все же пошел в
автосервис. В конце концов, техника она и в Африке техника, а тут
еще ожидается рост в сфере экотехнологий, всякие ветряки, солнечные
панели, умные дома и пр., да и нефть-газ и прочие ископаемые в
стране в достатке. Принципиальной разницы что чинить, устанавливать
и настраивать нет, благо я никогда не полагался на накопление
опыта, а больше на поиск и применение информации. Мне уже сейчас
пофиг, какую машину ремонтировать, надо будет, найду и оборудование
и информацию, только платите :-). С другими машинами и механизмами
то же самое. Вон я уже в доме и посудомойку чинил и в водогрейке
коды ошибок считывал (ага, такая у нас водогрейка
продвинутая!).
На работе вдруг стали хорошо платить. С чего бы? А потому что
я стал следить за своими выполненными заказами и заметил что
дохрена из них проходит неоплаченными. Я сказал, что мне похуй что
они там решат, но бесплатные работы я больше делать не буду и
точка. Вдобавок с работы механики стали разбегаться, кто ушел, кто
заболел, кто на учебе, в последнюю неделю осталось только я и два
ученика. Притом я единственный квалифицированный механик и без меня
даже нельзя открывать ремзону для клиентов, во как! Так что стали
не только платить тщательнее, но и подкидывать выгодные работы в
большом количестве. По двести часов с большим хвостом за месяц
стало выходить, это по 10 тыс. в месяц, неплохо так для
свежепонаеха на рабочей визе, а там может и получше работу найдем
или свой гаражик откроем.
В общем, впервые за последние пять лет у меня появился
оптимизм. Таки в сорок лет жизнь только начинается, а мне еще всего
тридцать девять.