Заблокировали, но пока не украли

топ 100 блогов lafeber29.07.2025
В своих мемуарах американский дипломат Уильям Бернс написал, что в 2013-2015 годам объем финансовых активов Ирана, замороженных за рубежом, равнялся 100 миллиардам долларов. Гугль сейчас пишет, что оценки этой суммы гуляют между 100-120 млрд. долларов. США и МВФ точно не знают. Происхождение этой суммы указывают как «выручка от продажи нефти», уточняя, что иранской собственности на Западе очень мало. Это солидная сумма, особенно для такого небольшого экспортера как Иран [всего $18 млрд. долларов нефтяного экспорта в 2015].

Если сравнивать Исламскую Республику с РФ, то наш отпечаток на международном рынке нефти в четыре раза больше. Они экспортируют 1.4 мбс, тогда как РФ до войны - 7 мбс (нефть и нефтепродукты). Сейчас, предположительно, экспорт из РФ упал до 5.5 мбс. Во второй половине 2021 пост-ковидное лихорадочное восстановление мировой экономики вызвало перегрев на рынках энергии. Этот перегрев затем был усугублен нападением Путина на Украину. Этот двойной энергетический кризис позволил РФ продать нефти на 220 млрд. в 2022, а Ирану на ныне рекордные 54 млрд. д. В четыре раза персы отстают от нас сейчас. До войны РФ требовался год, чтобы отложить дополнительно 40-80 млрд. долларов в свои ЗВР. Можно предположить, что Иран в благоприятных условиях был в состоянии откладывать не больше 20 млрд. долларов в год в иностранных банках [Да. ЗВР Ирана $56 м.д. в сентябре 2006 -> $76 м.д. в ноябре 2007 = +20 м.д. за 14 месяцев]. Заморозка 100 миллиардов выглядит, как пять потерянных лет. Пять лет складирования ЗВР под хвост.

Процесс замораживания средств растянулся с 2008 по 2013 год [здесь не учитываются 11 млрд., замороженные Картером в 1979, потому что их отдали в 1981]. С тех пор сумма не менялась. У Ирана как было заморожено финансовых средств на 100-120 млрд. долларов, так и осталось. Учитывая то, что в означенный период Иран продавал нефти на 70 млрд. в год, это выглядит так, как если бы персы полтора года отдавали свою нефть бесплатно. По структуре эти средства выглядят как финансовые активы ЦБ Ирана (на сумму $50 млрд.) и финансовые активы негосударственных банков и отдельных граждан Ирана (около $67 млрд.). Первая часть структуры нам знакома. NIOC (Роснефть и прочие) продают валютную выручку ЦБ, который формирует свои ЗВР на зарубежных счетах. США и ЕС блокируют эти счета, потому что не считает ЦБ «независимыми» и «негосударственными». Это вполне государственная кубышка. Как мы видим, в отличие от РФ, Запад не ограничился санкциями против ЗВР ЦБИ. Были также заблокированы средства коммерческих организаций и граждан. Всю полноту антииранских санкций нефтяные компании РФ еще не испытали. Они не спешат переводить свою выручку в ЦБ РФ, потому что иначе она была бы сразу заблокирована «Группой 57» [UDCG] как «государственные ЗВР». Коммерческие компании Роснефть и прочие копят свою выручку на зарубежных счетах. Пока эти средства находятся в руках «коммерческих» (негосударственных) организаций, они в безопасности. Тогда как иранские компании были лишены такой безопасной гавани. В этом смысле антииранские санкции жестче антироссийских.

С 2015 года сумма замороженных средств в целом не менялась. Это указывает на то, что иранцы не дураки и решили перестать отдавать нефть за бесплатно. Те государственные $50 [$60 – оценки разнятся] миллиардов застряли в ЦБ основных азиатских торговых партнеров Ирана: КНР, Индия, Турция, Япония, Южная Корея. Вот тут обнаруживается нюанс: якобы замороженные средства вдруг оказываются вполне ликвидными. Так, $20 миллиардов, зависшие в КНР, можно использовать для покупки китайских товаров. Иран пользуется такой возможностью и закупает в Китае больше, чем продает нефти в КНР. Так образуется небольшой торговый дефицит, который начинает уменьшать сумму замороженных средств. «Мы адаптировались к незаконным санкциям за три года», мог бы сказать тут Песков. «Нашли способ обойти». Также Южная Корея «освободила» 6 миллиардов в 2023.

Но Иран всё равно живет «с колес». Нефтяной экспорт его сильно упал. Если в 2007 и даже 2015 он мог похвастаться 70 миллиардами выручки, то во второй половине «десятых» его экспорт съежился до $20 млрд. В 2024 - $46 млрд. Отходят от санкционного шока, но ЗВР накапливают осторожно. Ситуация выглядит так, как если бы они всю свою выручку тратят на закупки у своих азиатских партнеров, даже залезая немного в минус. Как если бы NIOC устроил бартерную систему с КНР, Индией и прочими. Никаких 300 миллиардов за 4 байденовских года Иран не скопил.

«До Байдена Иран был нищей страной, но при Байдене Иран смог скопить 300 миллиардов долларов, которые он пустил на подготовку нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября, на хуситов и на Хезболлу».
Трамп, 28 февраля, 2025.

Когда в 2013-2015 США вели переговоры с Ираном по заключению ядерной сделки, то на столе была иранская просьба разморозить $18 млрд. за полгода. Американцы отказались и предложили всего $4 млрд. за 6 месяцев. Это была промежуточная (на 1 год) сделка JPOA, которая должна была привести к более обстоятельному (десятилетнему) договору JCPOA. Размораживание $4 млрд. было наградой иранцам за их первые шаги по установлению доверительных отношений. Тогда считалось, что скромный, но практичный JPOA позволял отсрочить создание атомной бомбы Ираном на 3 месяца. Тогда как JCPOA увеличивал эту задержку на 1 год. Так как JCPOA заключался на 10 лет, то получается, что США получали гарантии на весь этот срок. Оговоренные средства слежения позволяли отодвигать этот «год» всё дальше и дальше. Иранцы не нарушали JCPOA первые несколько лет. В мае 2018 односторонний Трамп вышел из соглашения. JCPOA - был исполнительным (executive) договором со стороны США. В Сенате Конгресса США не было голосования. Дипломат Бернс считает, что две трети голосов там было бы трудно получить. В этом заключается проблема заключения договоров с США. Исполнительный Указ, что подписывается только президентом США, легко отменяется этим же или следующим президентом. Тогда как утвержденный Сенатом (или всем Конгрессом США) договор аброгировать очень трудно. Поэтому Лавров и Путин, требующие у Штатов гарантий безопасности и подписать окончательную бумажку, опять рискуют увязнуть в болоте воображаемых обид, что дескать Бейкер на словах пообещал Советскому Союзу не расширяться, а после исчезновения Советского Союза, которому давалось такое голословное обещание, расширение было коварно осуществлено совершенно другими политиками, которые никому ничего не обещали, тем более в письменной форме и тем более несуществующему государству.

«Дайте мне такую БУМАЖКУ! Окончательная Бумажка, Броня».
Из проекта договора о красных лилиях между миледи и США, декабрь 2021.


В Википедии неправильно пишут, что США тогда разморозили $7 млрд. Видимо, автор той статьи из Великобритании, потому что он привел правильную цифру, но указал ее в фунтах стерлингах. На самом деле США разморозили $4.2 млрд. долларов. В течение шестимесячного периода каждый месяц иранцы получали по 550 миллионов долларов. И по завершении этого доверительного периода еще дополнительно 900 миллионов. Итого $4.2 млрд. Очень дешево. Получается так, что Иран, у которого $100-120 миллиардов зависло за рубежом, продал («сдал внаём», точнее) свою ядерную программу всего за $4.2 млрд. долларов. Успех американской дипломатии времен Обамы на лицо. JPOA был принят в ноябре 2013. JCPOA был подписан 2 апреля 2015. Полтора года, значит, стороны боролись за всеобъемлющее соглашение. Иран отдал 98% своего обогащенного материала и две трети центрифуг.

В этом году 18 октября JCPOA должен истечь, после чего все санкции, что вводились ООН против Ирана, должны быть отменены. США выиграли 10 лет. Иран так и не создал атомную бомбу. За эти 10 лет США создали свою собственную противобункерную бомбу. Время зря не теряли. Дипломат Бернс покинул службу в Госдепе в 2014 году. В 2019 он написал свои воспоминания, где очень подробно описывает переговорный ядерно-иранский процесс 2010-2015 годов. В частности он пишет, что между Обамой и Нетаньяху развился неострый спор по иранскому вопросу. Неистовый Нетаньяху требовал жахнуть по Ирану сразу, так как у того материала было уже на 9 атомных бомб и тот был якобы способен за 3 месяца получить оружейный уран (не считая времени на миниатюризацию заряда). Терпеливый Обама отвечал, что обязательно жахнем, но позже. Он уговорил Нетаньяху обождать и попробовать дипломатическое решение сперва. Для успешного убеждения Нетаньяху Обама пообещал Израилю начать передавать некие «сложные технологии» [видимо, речь про ПВО «Arrow» и «Hetz»], а также приступить к созданию бомбы весом в 15 тонн. Прям так и написано в этих мемуарах, которые удивительным образом перекликаются с тем, что показывалось на экранах наших телевизоров 22 июня сего года. Трамп сбросил на Фордо то, чего при Обаме в 2012 еще не было, но именно Обама сделал эту бомбардировку возможной. Такая была договоренность с Нетаньяху. Пробуем дипломатию и строим противобункерную бомбу. Обама ушел, но Нетаньяху остался. Трамп расшатал дипломатический процесс в 2018 и в 2025 сбросил бомбу. Всё как Нетаньяху требовал еще в 2012 году. Иранские политики несомненно прочитали эти воспоминания Бернса в 2019, и они сразу поняли, какое пророчество содержится в этом параграфе про бункерную бомбу. Бывший госдеповец еще за 6 лет предупредил персов, что «процессы пошли». Персы не тупые, но упрямые. Под стать Нетаньяху. Заимствуя известную фразу Мэла Гибсона из фильма "Храброе сердце", из сцены, где он просит своих шотландских соотечественников держать линию перед лицом атакующей английской конницы, они должно быть все это время повторяли "Алло, Галочка, ты сейчас умрешь".

Под конец следует затронуть такую подтему, как право Ирана иметь атомное оружие. Оказывается, такого права у него нет. Иран подписал NPT в 1970 , поэтому потерял часть суверенитета в том, что касается атома. Все ядерные разработки отныне только под международным контролем. Попытки выйти из-под контроля приводят к санкциям ООН и, если находится коалиция желающих, к бомбардировкам.

(2018): https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/irans-frozen-assets-exaggeration-both-sides-debate
(2015): Iran’s Mysterious Shrinking Reserves, By Mark Dubowitz, Annie Fixler, Rachel Ziemba, September 2015 // Roubini.
William Burns, Back channel, 2019.
https://lafeber.livejournal.com/126106.html

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Гамбит слона Папа в школе посещал шахматный кружок, потом довольно быстро бросил и пошел на хоккей, но в разговоре о любом предмете находил повод ввернуть шахматный анекдот или занимательный факт из биографии такого-то чемпиона мира. Эта повесть тепло встреченная блогерским жюри ...
Девушка, подарив президенту белую футболку, спросила, когда можно ожидать подготовку закона "О молодежи"."Я, когда был в вашем возрасте, чуть старше, ездил в Москву специально пробивать закон о молодежи, потом понял, что это бессмысленно. Я долго ...
Виктория и Девид Бекхэм с дочкой Харпер вчера после обеда в ресторане 202 London в Лондоне. src ...
Моя пятикурсница  "готовится к диплому". Вот, ежика связала: Самое интересное, что на самом деле этот еж связан из тонких ниток для шитья (№50). И его высота всего 2,5 см. Снимала я его на "макро", поэтому он кажется громадным. Это он ...
...