Забытый подвиг капитана Рузвельта
fan_project — 25.12.2021В 1910 году 14-летний сын американского священника Эванс Карлсон сбежал из дома, и спустя два года скитаний записался в армию США. Карлсон участвовал в «Мексиканской карательной экспедиции», сражался на фронтах I мировой войны, а во время америкаской оккупации Никарагуа стал офицером морской пехоты.
В начале 30-х годов Карлсон охранял загородную резиденцию американского президента, где подружился с Франклином Рузвельтом и его старшим сыном Джеймсом. Благодаря влиянию старшего товарища Джеймс Рузвельт решил стать морпехом.
Перед началом II мировой войны Эванс дважды поработал военным советником в Китае, где прекрасно изучил тактику китайских партизан, и японских войск. Благодаря ему в американский язык пришло выражение «Гун хо», которое можно перевести как «Бьющий энергией, увлеченный запахом победы». Позже он разработал для морпехов систему достижения боевого духа, необходимого для слаженной работы команды ради победы над противником.
В 1942 году Карлсон убедил президента Рузвельта создать рейдерские отряды «Корпуса морской пехоты», взяв за основу практику работы английских коммандос. По личному приказу президента в новом подразделении появились два батальона спецназа, в одном из которых служил Джеймс Рузвельт. «Гун хо» стал боевым кличем 2-го батальона рейдеров.
С первых дней формирования подполковник Карлсон затачивал 2-й батальон под новый тип боя, для чего в нем создали три огневые группы:
- бойцы с самозарядными винтовками M1 Garand;
- морпехи с пистолет-пулеметами Томпсона;
- группа, подавляющая противника из пулемета Браунинг М1918.
В августе 1942 года американское командование, готовившее массированное наступление на острове Гуадалканал приказало 2-му батальону рейдеров провести отвлекающую атаку на атолле Макин. Карлсона предупредили, что ему предстоит действовать при минимуме разведданных. Командование армии США предполагало, что Макин обороняют не более 400 японцев, поддерживаемые береговой и зенитной артиллерией.
Для переброски морпехов к месту проведения операции выделили две вместительные подлодки «Аргонавт» и «Наутилус», в которые Карлсон умудрился «зашпротить» 211 морпехов с тяжелым оружием и снаряжением. В течение девятидневного плавания десантники чтобы не потерять спортивную форму каким-то чудесным образом занимались активными физическими упражнениями.
15 августа 1942 года в точно установленное командованием время подлодки всплыли в районе острова Макин. Морпехов встретил шквалистый ветер, и проливной дождь, но Карлсон сразу же отмахнулся от идеи отложить проведение операции. Вскоре в темноту ушли двадцать резиновых десантных лодок. До вражеского берега добралось 19 шлюпок, одну перевернула сильная волна, находившиеся в лодке морпехи утонули.
В момент высадки на берег один из бойцов поскользнулся и случайно дал длинную очередь из пулемета. Янки крупно повезло, что поблизости не оказалось японских солдат. Вскоре морпехи повстречали местных рыбаков, которые рассказали американцам, что на острове примерно 300 японских солдат, а в бухте укрылись 2 японских катера и столько же «водоплавающих» самолетов.
В шесть утра американцы напоролись на хорошо замаскированный японский блокпост, завязался жаркий бой. Подавив сопротивление противника рейдеры стали продвигаться вперед и неподалеку от стоянки гидросамолетов «Kawanishi Н8K Emily» попали под сильный перекрестный огонь четырех японских пулеметов. С высоких пальм заработали хорошо замаскированные японские снайперы, отстреливавшие офицеров, радистов, автоматчиков. Вытаскивая из-под огня контуженного товарища, легкое ранение получил капитан Рузвельт.
Безнадежное положение спас американский пулеметчик-снайпер подавивший точным огнем японские огневые точки. Внезапно в тыл японцам ударили неизвестные союзники, как оказалось, это нашлась заблудившаяся рота «Браво».
Янки «потеряшки» атаковали японский гарнизон, перебили малочисленную охрану, уничтожили штаб, забрали документы, и подорвали склад с ГСМ и боеприпасами. Посчитав свою миссию выполненной, лейтенант Питросс вместе с 10 морпехами вернулся с трофеями к лодкам и приказал идти к зоне эвакуации.
Когда оставшиеся на острове морпехи начали теснить японцев, в дело вмешались японские гидросамолеты, на первом заходе они «наугад» сбросили 250-килограммовые бомбы, а потом начали обстреливать янки из пулеметов. Во время второго захода «летающих лодок» в дело вступили американские бронебойщики вооруженные английскими магазинными противотанковыми ружьями «Бойса». Вскоре японские «поплавки с пропеллером» чадящими керосинками один за другим воткнулись в землю.
Узнав об уничтожении японской базы, штаба и захвате ценной информации Карлсон отдал приказ отступать к шлюпкам. 120 бойцов включая раненых, эвакуировались с атолла, а 70 морпехов с двумя лодками остались на берегу. Думая, что у японцев осталось еще порядка 200 бойцов, и каждую минуту ожидая налета вражеской авиации, Карлсон решил послать к джапам парламентеров для согласования условий капитуляции. Однако два морпеха отправившиеся на поиски врагов не нашли их.
Лодку в которой пятеро добровольцев отправились к «Аргонавту» за дополнительными шлюпками расстреляли внезапно появившиеся в небе японские истребители. У Карлсона и его людей осталась одна шлюпка и сильное желание поскорей убраться с Макина. Внезапно командиру морпехов пришла в голову оригинальная мысль. На армейские ножи и топоры он выменял у местных жителей каноэ, соорудил из них плот и ночью переправился со своими людьми на «Наутилус».
Несмотря на все косяки, допущенные в ходе операции, янки удалось разгромить на атолле японский гарнизон, уничтожить два боевых корабля, гидропланы и захватить ценные карты, шифры, и кодовые книги японских военных метеорологов. В армии операция была распиарена из-за личного участия в ней сына президента США.
Заблудившихся на острове девятерых американских морпехов схватили вернувшиеся японцы, которые чтобы хоть как-то заглушить чувство позора обезглавили пленников.
В 1943 году на экраны американских кинотеатров вышел «Гун хо», художественный фильм посвященный высадке на атолле Макин.