За несколько часов до вылета
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В последний день перед вылетом в Египет Колобок решил никуда не ходить, кроме поликлиники (да-да, он в 12 часов дня ревакцинировался, а ночью уже улетел на Синай) - как всегда бывает в последний день, чемодан не собран, ничего не куплено, не постирано, не приготовлено, дома куча дел, в общем, всё как всегда. С утра сходил укололся и занялся сборами. И тут вдруг глядь в интернет - в кинотеатре "Пионер" единственный показ картины Дёнеша Надя "Естественный свет", да ещё и с обсуждением с режиссёром (я решила, что с онлайн-обсуждением, сейчас это обычное дело). В общем, бросив полусобранный чемодан, за несколько часов до выезда в аэропорт несусь в "Пионер".
С "Естественным светом" у меня остался незакрытый с апреля гештальт - Медвежонок посмотрел его на ММКФ, а я нет. А это то кино, которое пропустить невозможно. Режиссёрский дебют Дёнеша Надя недаром получил приз Берлинале-2021 за лучшую режиссуру - посмотрев "Естественный свет", понимаешь, что о войне нужно снимать так и только так, и никак иначе. И те, кто пишет, что это облегчённый вариант "Иди и смотри", неправы - это совсем другое. В Венгрии социалистических времён зверства мадьяров на оккупированной Украине и в Белоруссии не были табуированной темой, но снимали об этом мало и неохотно. Сейчас вроде бы никаких идеологических ограничений нет, но кроме Надя, пожалуй, никто ничего и не снял. Респект ему огромный.
Теперь представьте моё изумление: приехав в "Пионер", первым, кого увидела в фойе, был долговязый патлатый молодой человек в очках - режиссёр Дёнеш Надь собственной персоной. Оказывается, обещанное "обсуждение с режиссёром" - имелось в виду именно очное обсуждение, Надь привёз свою картину в Россию, и мы часа полтора после показа задавали ему вопросы. Свою картину по роману Пала Завады он снимал 7 лет - с учётом изучения военного архива Венгрии, дневников венгерских солдат. Историческим консультантом выступил известный венгерский историк Кристиан Унгвари. Именно скрупулёзное изучение матчасти стало одной из составляющих успеха. Другая составляющая - достоверность, достигнутая благодаря съёмке настоящих венгерских и латышских крестьян (солдат играют венгерские селяне, крестьян - латышские): в "Естественном свете" нет НИ ОДНОГО профессионального актёра.
Именно кастинг занял львиную часть этого долгого семилетия: по словам Надя, для кинопроб обзвонили порядка 1000 (!!!) венгерских агрокомпаний, дозвонились примерно до 10 (!!!), согласились помочь - две. Поняв бесперспективность обзвона, члены съёмочной группы ногами обошли около 150 малых сельских предприятий. Невероятного Ференца Сабо, сыгравшего капрала Шеметку, Надь нашёл около одной из венгерских скотобоен: будущий главный герой пас там скот.
Самые удивительные впечатления остались у режиссёра о работе в Латвии. Как выразился Надь, в Латвии два общества, которые живут в параллельных мирах и не смешиваются. Режиссёр работал практически с одними латышами, наняв лишь двух русских специалистов, не найдя латышей-каскадёров и консультантов по оружию. Как справедливо отметил Надь, в самой современной Латвии подобный фильм сегодня снять невозможно.
Во время обсуждения несколько зрителей в зале оказались уроженцами бывших оккупированных венграми территорий. Один мужик примерно моего возраста из Курской области сказал, что у них на курской земле "мадьяр" до сих пор самое страшное ругательство, - как-то прижилось и закрепилось. Сказал, что во время трагических событий в Будённовске его мама, смотревшая телевизор, обронила "Басаев - злой, как мадьяр". Режиссёр Дёнеш Надь грустно кивал головой, сказав, что многие советские люди, перенесшие оккупацию, говорили потом, что венгерские оккупанты по многим параметрам гитлеровцев таки переплюнули. Как выразился Надь, в Венгрии тема покаяния не в моде, но снимать на эту тему не возбраняется.
Ну вот он и снял. Получился шедевр. Вносим Надя в списочек с пометкой "обратить внимание и отслеживать".
С удовольствием повстречала на показе Глеба Олеговича Павловского с его венгроговорящей дочкой, которую сразу узнала по той самой знаменитой фотографии с Евтушенко:)). Как я поняла, она имела прямое отношение к тому, что и картина, и режиссёр приехали в Россию.
|
</> |