"За державу обидно" бы армянину
diak-kuraev — 22.04.2016 http://ruskline.ru/special_opinion/2016/aprel/pavel_luspekaev_obraz_nastoyawego_russkogo_geroya_k_46letiyu_so_dnya_konchiny/Настоящего русского в фильме «Белое солнце пустыни» сыграл донской армянин Павел Богосович Луспикаян.
Луспекаев Павел Борисович - Луспикаян/Лусбекян Погос Багдасарович
Родился 20 апреля 1927 в с. Большие Салы (арм. Մեծ Սալա), Ростовской области. В анкетах Павел Луспекаев писал: «Национальность - армянин», как и в паспорте. В Больших Салах Луспикаянов помнят до сих пор. Ещё бы! Они один из первых армянских родов, переселившихся на Дон в 18-м веке. В центре посёлка нынче разделённая на нескольких хозяев бывшая усадьба Гугаса Луспикаяна, создавшего сто лет назад цех по производству шёлковых тканей. «Ходил по квартире прямо на культях - протезы ещё не готовы были. Стальной силы воли человек был...говорит племянник артиста Альберт Синонян, последний из родственников Луспекаева, живущий в Больших Салах. - В 1947 г. он приезжал сюда на похороны дяди.. Для местных армян Луспекаев свой, родной, близкий. В местной школе актёру посвящён стенд, и о нём рассказывают ученикам, как о земляке и артисте - прежде всего как о герое. Друг Луспекаева, народный артист Михаил Козаков, послал в Большие Салы телеграмму родственникам: «Паши больше нет». По земляку рыдал весь посёлок...
Шестнадцатилетним парнишкой, сбежав из дома на фронт, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («оперативная группа 00134»). После выздоровления П. Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.
... «Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Его отправили в саратовский военный госпиталь, где врачи вынесли ему страшный вердикт - ампутация руки. Каким-то немыслимым усилием воли, в последний момент, уже на операционном столе, Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти». ...В одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги. С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и стал развиватся атеросклероз сосудов ног.
В 1944 г., демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра.
В 1966 г. актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда. Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм, трогательная дружба со шкидовцем Савушкой. Однако в самый разгар съёмок болезнь ног, полученная в ВОВ, вновь обострилась, помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы. Вскоре Павлу Борисовичу ампутировали и вторую стопу. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль. По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик - пантопон. Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Павел Борисович твёрдо решил, что от этой страшной зависимости надо избавиться... Большую помощь Павлу Борисовичу оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который, несмотря на это, снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции. В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда, наконец, Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, - начал рисовать себе эскизы протезов.
Главной работой Павла Борисовича за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 г., - роль таможенника Павла Верещагина в картине «Белое солнце пустыни». Поначалу он отказался, но потом согласился, при условии, что у него не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию его звали Александр.
В 1969 г. во время съёмок фильма «Белое солнце пустыни» здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как Павел Борисович вынужден был отдыхать через каждые 20 шагов. Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом, победой человеческого духа над безвыходными обстоятельствами. Снимаясь больным, актёр создал былинный образ живого человека со всеми его слабостями и силой, недюжинным оптимизмом и неизбывной грустью. После выхода картины на Луспекаева обрушился триумф, его узнавали на улице, о нём, его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты.
В конце 1969 г. по ходу съемок киностудии «Беларусьфильм» художественного фильма «Вся королевская рать» в главной роли губернатора Вилли Старка, после отснятия 30 процентов фильма, Луспекаев скончался от разрыва аорты в московской гостинице «Минск» не дожив три дня до своего 43-летия.
***
Как тут не вспомнить Честертона:
"Настоящего человека узнать легко: у него боль в сердце и улыбка на лице".
|
</> |