За что советские «Москвичи» любили за границей и как их там передавали
5koleso — 20.07.2025
Конечно, ни одна модель «Москвича» не претендовала на звание Автомобиля года и не стала мировым бестселлером. Тем не менее, с конца 1950‑х и до середины 1970‑х, начиная еще с моделей 407 и 403, продукция МЗМА (с 1968 г. — АЗЛК) пользовалась на Западе устойчивые и немалым спросом. Значительный рост обеспечили модели «Москвич-408» и 412. Кстати, именно начиная с 408‑го, в некоторых странах советские «Москвичи» получили дополнительное имя Elite с соответствующим шильдиком на задней панели кузова.
ELITE СТРАНЫ СОВЕТОВ

В 1964‑м, когда стартовал «Москвич-408» за границу продали более 32 тысяч автомобилей — 39 % произведенных МЗМА. Именно экспорт подталкивал наращивать производство. Спрос на дефицитные машины и внутри Союза значительно превышал предложение, но экспорт был особенно важен. Ведь, помимо продаж в социалистических странах и сборки «Москвичей» в Болгарии (к концу 1970‑х в Ловече на заводе «Балканкар» делали свышел 15 тысяч автомобилей в год), советские машины продавали и на Западе — за свободно конвертируемую валюту, столь необходимую СССР.
В 1967‑м на экспорт отправили 51 % выпущенных «Москвичей», в 1970‑м, когда годовое производство АЗЛК впервые превысило 100 тысяч автомобилей — уже 63 %. Экспортных вершин завод достиг в 1973‑1974 гг, когда ежегодно экспортировали 67 % продукции. Такого в истории завода не было уже никогда

ЧТО В НЕМ НАШЛИ?
Достаточно посмотреть каталоги и рекламные проспекты автомобилей второй половину 1960‑х, чтобы убедиться: дизайн «Москвича-408», что называется «попал в рынок» — был не только модным, но даже передовым. В западных журналах иногда шутили даже, что русские, видимо, сманили к себе неких западных стилистов. К слову, 408‑й полностью сделали в Союзе.
Начинка 408‑го «Москвича», по сравнению с 403‑м изменилась не сильно, хотя модернизировали рулевое, сцепление, тормоза, а мощность мотора объемом 1,4 л подняли до 50 л. с. По тем временам, это было вполне нормально: базовые аналоги из Европы и Японии оснащали двигателями развивающими 50–55 л. с.

Трудно поверить, но благодаря строжайшему заводскому контролю, качество изготовления «Москвичей» в те годы было куда выше, чем лет через десять. Кроме того, западные эксперты отмечали прочность и выносливость советской модели. В 1968‑м журналисты шведского журнала Teknikens Varld проехали за два дня на товарном 408‑м 1240 км по самым сомнительным дорогам, которые смогли найти. Шведы писали: «Автомобиль шел не быстро, но мягко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину».
Британские журналисты, славившиеся остротой оценок, отмечали, что «Москвич-408» — «парадоксальный автомобиль». «Конструкция хороша, — писали британцы, — но пренебрежение вибрациями и шумами коробки передач, тугая педаль тормоза и медленный разгон лишают борщ сметаны». Тем не менее, общее отношение экспертов, а главное покупателей к «Москвичам» было благосклонным.
Заметный рывок интереса к советским автомобилям обеспечил «Москвич-412». Двигатель объемом 1,5 л, мощностью 75 л. с., созданный с оглядкой на конструкцию BMW, но существенно переработанный, был в начале 1970‑х одним из лучших в классе. Да и рестайлинг 1970 года, когда «Москвичи» получили модные прямоугольные фары, иные крышку багажника и задние фонари, обновленный салон, пошел 412‑му на пользу.

Вообще, именно экспорт подталкивал АЗЛК к постоянному совершенствованию машин. Изменения, не всегда видимые с первого взгляда, были, тем не менее, важными. Появились травмобезопасная рулевая колонка, запирающийся рулевой вал, новые декоративные элементы кузова и салона, материалы внутренней отделки. С экспортных машин все это со временем переходило и на «Москвичи», продаваемые в Союзе. Оценивая 412‑й по пятибалльной шкале, британский авторитетный журнал The Motor поставил высшую оценку за динамику, четверку за вместимость, тройку за комфорт, но единицу — за тормоза. Ведь у «Москвича» они были барабанными и с устаревшим уже гидровакуумным усилителем. Но это было уже ближе к середине 1970‑х.

Спортивная история «Москвичей» — отдельная тема. Хотя успехи советских машин на марафонах Лондон-Сидней в 1968‑м и Лондон-Мехико в 1970‑м, в иных соревнованиях тоже способствовали интересу к советским машинам. Но самый забавный эпизод: победа «Моквича-412» с своем классе в кольцевых гонках в Великобритании. Мероприятие профинансировал дилер — фирма Satra. Фокус был в том, что тогда в Великобритании автомобили для гонок разделил на четыре класса по цене. И «Москвич» выиграл в классе дешевых и, соответственно, слабосильных автомобилей.
С ИНОСТРАННЫМ ПАСПОРТОМ
Западные дилеры иногда дополняли советские машины собственным декором, ставили наружные зеркала, иногда по моде тех лет открашивали крыши в черный цвет. Но были и более серьезные изменение Используя заводские машинокомплекты «Москвич-408К», по заказу одного и самых крупных и неутомимых дилеров советских автомобилей фирмы Scaldia-Volga, в Бельгии делали версии с дизелем Perkins. Мотор рабочим объемом 1,6 л развивал 43 л. с. при 4000 об/мин. Главным козырем такого «Москвича» была, естественно, экономичность.
В иных странах работали над собственными коммерческими версиями. В Великобритании для дилера-компании Satra из фургонов «Москвич-434» делали пикапы с правым рулем. Модификации с таким управлением строил сам завод. А вот товарных пикапов АЗЛК не производил. Завод делал их лишь для внутренних нужд из отбракованных кузовов. Ремзаводы по всему СССР строили пикапы из аварийных или прошедших капремонт «Москвичей». Британские пикапы с симпатичным тентом на кузов и большим окном в задней стенке кабины выглядели вполне гармонично.

В Финляндии, где налоги на грузовые версии, были ниже, нежели чем на легковые модели, из советских фургонов делали оригинальные трехдверные универсалы.
ЦЕНА ВОПРОСА
Конечно, успех « Москвичей» на Западе был связан и с невысокой ценой. Поначалу в Британии 408‑й стоил 667 фунтов — практически столько же, сколько прямые по размерам и характеристикам, но двухдверные аналоги: Hillman Minx и Ford Cortina за 660 и 668 фунтов, соответственно. При этом, эксперты отмечали, что в некоторых британских машин даже отопитель салона — опция, а для «Москвича» — базовая комплектация. В Финляндии 408‑й обходился дешевле «Жука» — Volkswagen 1200.

В ФРГ в 1971‑м «Москвич-412» предлагали за 7500 DM — дороже, чем Ford Escort с мотором 1,1 л и с двухдверным кузовом. Но значительно дешевле двухдверного же Ford Taunus с мотором 1,6 л. В Британии 412‑й можно было приобрести дешевле даже, чем чехословацкую Skoda 110L с мотором мощностью 48 л. с. и 50‑сильного 3‑цидлиндрового Wartburg Knight (на родине в ГДР — Wartburg 353). Универсал «Москвич-427» стоил лишь немногим дороже самого маленького в Англии универсала MINI Clubman.

В начале 1970‑х недостатки «Москвича» все больше стали перевешивать достоинства. Барабанные тормоза, устаревшая внешность и отделка делали советский автомобиль уже практически неконкурентоспособным. Свое виденье улучшение «Москвича-412» предложили тогда фирма Porsche и финский дилер Konela.

Немцы улучшили салон и сделали в багажнике нишу для запасного колеса. Финны предложили иную панель приборов, руль, крышку багажника, установили наружные ручки от «Жигулей», а также перенесли горловину бензобака с задней панели на крыло. Но завод сам работал над новой моделью, и 412‑й дорабатывать не было смысла.

«Москвичу» явно не хватало еще и гаммы двигателей, опций, автоматической коробки передач. Своей в Союзе не было, а импортная, которую пробовали на «Москвиче», делала автомобиль слишком дорогим и, опять же, не конкурентоспособным. «Москвич-2140», дебютировавший в 1976‑м, за границей успеха предыдущих моделей уже не повторил. Экспорт стремительно падал. В 1980‑м за границу продали всего 23 % произведенных машин, в 1984‑м — чуть больше 11 %. Причем, включая машинокомплекты для сборки в Болгарии. Не помог и «Москвич-2140SL», созданный специально для экспорта — с иными элементами внутренней и внешней отделки, иными сиденьями, окрашенный финскими красками.
Никогда уже ни один «Москвич» не повторил успеха моделей 408 и 412. О той love story остались лишь интересные и светлые воспоминания. Но это тоже неплохо…
Что еще почитать:
Волшебная прокладка: зачем в СССР дефорсировали моторы и где доставали дешевый бензин
|
|
</> |
«Я глазам не верю». Русский деликатес вытеснил еду США из магазинов Китая
Самый необычный подарок
"Соколы против стервятников". Черновики. Глава 4. Часть 14.
Распухлявился на нас котик от groomerlucianoribeiro
Скоро юбилей Омска-миллионника
Как ведут себя мужчины с низкой самооценкой и какие проблемы возникают в
30 лет назад умер этот народный артист, которого вы запомнили, но не можете

