Почему первые «Жигули» не хотели покупать? Странная фобия советских

топ 100 блогов 5koleso15.07.2025

В эпоху автомобильного дефицита народ был рад, казалось бы, любой машине. Но первые «Жигули, ВАЗ-2101, появившиеся в продаже в начале 70-х годов, спросом почему-то не пользовались.

Забегая вперед, сразу скажем, что буквально через несколько месяцев после начала выпуска вазовской продукции ситуация на советском рынке резко изменится. Те, кому уже довелось прокатиться на первых «Жигулях», мгновенно оценили непривычно красивый и вместительный салон, легкий пуск мотора и шикарную по тем временам динамику автомобиля. Но слов из песни не выкинуть: первые товарные машины ВАЗа вызывали у населения безрадостные чувства. Очередники, записанные на «Москвич-412», рвали на куски открытки на какие-то ВАЗ-2101 и требовали «нормальную машину» вместо хлипкой лупоглазой игрушки. Но как такое могло случиться?

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Причин было несколько. Еще до начала выпуска «Жигулей» поползли слухи о том, что нам «впарили» откровенное барахло. Отчасти так оно и было: первые Fiat 124 на испытаниях разваливались на куски, их «собирали в мешок» и отправляли итальянцам обратно. Это потом 124-ю модель сильнейшим образом переделали, создавая ВАЗ-2101. Но об этом почти никто из потребителей не знал. А слухи расползались… Говорили и о том, что контракт с итальянцами был вызван исключительно желанием нашего руководства укрепить дружбу с итальянской компартией, а потому «наверху» и согласились на негодные автомобили. И это отчасти тоже было правдой.

Когда тольяттинский завод начал выпускать свою продукцию, негатив только усилился. Внешний вид вазовских машинок не понравился практически никому. Лупоглазые какие-то, да еще кузова почему-то матовые: не блестят совсем. Это потом выяснилось, что с машин нужно было просто убрать консервант, однако первые пользователи предпочитали ездить так: мол, дольше прослужат! Вскоре все усвоили, что металл на «Жигулях» совсем тонюсенький: нажмешь пальцем – продавится… Ба, да у них еще и крылья несъемные: гаечным ключом не открутить! А это что за щель такая между передними крыльями и стойками кузова: туда же вода рекой польется… Хоть пластилином замазывай – кстати, многие так и делали. А почему бензобак ничем не запирается: на «Москвиче» доступ к нему был хитрым – через откидной номерной знак. А почему задние фонари снаружи крепятся: их же тибрить начнут… А почему замок у багажника такое смешной: стоит сзади на стенку нажать, он и откроется…

Это еще не все. Необходимость каких-то непривычных технических жидкостей – от «Тосола» до «Невы» – также подливала масла в огонь. Как их обслуживать-то? Позднее возникло страшное проклятие, называемое «распредвал»: непосвященным казалось, что какая-то чисто жигулевская деталь, которой нет ни на москвичах, ни на волгах.

Цена ВАЗ-2101 также никого не обрадовала. Почему-то население не было готово к ценнику в 5500 рублей, а также к 5605 рублей в комплектации с венгерским приемником. Все помнили, что примерно столько же совсем недавно стоила «Волга» ГАЗ-21, но так это для всех был неубиваемый танк, а не консервная банка из Италии.

Как уже было сказано, вскоре массовое сознание перевернулось. С ценой все смирились: кстати, новая «Волга» стоила уже 9150 рублей… «Жигули» пускались в мороз, они легко обгоняли на трассе таксистов и прочих участников движения, а их коробки передач переключались удивительно легко.

В итоге факт обладания «Жигулями» надолго стал символом жизненного успеха

Что еще почитать:

Почему у каждого водителя в СССР была канистра для бензина?

Парковки в СССР: как советские автовладельцы хранили машины во дворах

Волшебная прокладка: зачем в СССР дефорсировали моторы и где доставали дешевый бензин

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Социальные сети вообще, а ЖЖ в частности, чудесны тем, что они привносят в налаженную жизнь с устоявшимися друзьями и знакомыми совершенно неожиданных людей, в большинстве случаев живущих не близко от тебя, и которых ты бы иначе наверняка ни за ...
Я думаю, что знаю, какое чувство душит вас, когда вы смотрите передачи, посвященные этому представителю нерусской золотой молодёжи. Ощущение бессилия. И правда, у него ведь было 178 неоплаченных штрафов на сумму 305,750.00 рублей. И ГИБДД ничего не могло сделать. И даже когда его задержали ...
...
Каждый раз восхищаясь Древним Римом надо понимать, что он просто был первым, кому повезло начать развиваться в теплый оптимум, между 2500 и 1600 лет назад. На деле римляне за 800 лет развития страны, не придумали самостоятельно ни седла, ни даже нормальной конской упряжи. Упряжь для ...
Тема макарон может не отпускать, может раздражать, а кого-то и вовсе сводит с ума. Так вышло и с художницей Makiko Tanaka, которая этим летом презентовала новую упаковку для коллекции миндальных пирожных Pierre Hermé в Японии. В каждый мини макарон она вселила озорной характер ...