За что дедушку отлупили за гаражами

(еще про одного воронежского писателя)
Юрий Третьяков - самый несправедливо обойденный детский писатель советского времени. Человек, по масштабу таланта как равный Драгунскому и Алексину, он, к сожалению, не только не вошел вслед за ними в когорту детских классиков, но и куда-то пропал еще в советское время. И причины не в его лени или быстрой исчерпанности - писатель работал до последнего дня, а талант его так и не поблек.
Что же случилось?

Юрий Третьяков родился в Воронежской области, там же прожил всю свою короткую жизнь и писал всегда про родное Черноземье. Он очень хорошо начинал. Собирался стать врачом, с первого захода поступил Московский мединститут, который, правда, не закончил: проснувшаяся страсть к литературе пересилила медицину — и Третьяков переводится в Литературный институт.

Первый сборник рассказов про школьников, «Жук и геометрия», выпустил в 22 года в родном Воронеже, но уже вторую книгу, «Начало рыбачьего патруля», забрала себе «Детская литература», выпустившая его с иллюстрациями одного из лучших наших детских художников, Евгения Мигунова.

Карьера складывалась блестяще: Третьякова, как теперь модно говорить, котировали наравне с начинавшим тогда же, в 60-е, Виктором Драгунским, мгновенно приняли в Союз писателей, долгие годы он оставался самым молодым членом Воронежской писательской организации, получил новую квартиру в центре Воронежа, женился.…

И вдруг Третьяков уезжает из Воронежа — и не в столицу, куда его настойчиво звали издатели, а в родной маленький Борисоглебск, к больной матери. Добровольное затворничество и не самый легкий характер (он мог отказаться, например, сотрудничать с московской киностудией, затеявшей снимать фильм по «Началу рыбачьего патруля»: правки в сценарии, видите ли, не устроили) привели к тому, что в столице его быстро начали забывать.

Как верно написано в едва ли не единственной статье о нем, «слава не ходит к тем, кто сам от нее отворачивается».

Все последующие, самые зрелые и талантливые, книги Юрия Федоровича Третьякова (а он за пятьдесят прожитых лет написал двадцать книг) выходили исключительно в Центрально-Черноземном книжном издательстве. А значит, практически не попадали за пределы Воронежской и Липецкой областей.

Зато уж те, кому посчастливилось прочесть в детстве эти до икоты смешные, без малейших признаков дидактичности или назидательности, и предельно, невероятно живые повести — «Приключения Мишки Мочалкина», «Рыцари Березовой улицы», «Вася-капиталист», «Алёшин год», дилогию «Толстый мальчишка Глеб» и «Дикая жизнь в лесу» — оказались инфицированы на долгие годы. И, сами давно став родителями, вылавливали их для детей на букинистических сайтах всеми правдами и неправдами. И писали в блогах что-нибудь вроде:

«Толстого мальчишку Глеба» читали с подругой по очереди, уже будучи девушками на выданье. Читали раз по 10, как лучшее средство от хандры. К сожалению, «зачитали»... Пропала где-то меж двумя домами... А может, решили еще кого приобщить к этому антидепрессанту, отдали и забыли... Теперь, будучи дипломированным лингвистом, понимаю, что так цепляло: он писал не как взрослый, пытающийся передать детский фольклор и менталитет, он сам был этим ребенком.

Ни грамма фальши и надуманности, жизненные ситуации, реальные речевые обороты. Для меня он в одном ряду с Крапивиным, но опять же, если мне мутно-плохо-тошно — Крапивин только усугубит, обревусь над несовершенством этого жестокого мира, а Третьяков — тот самый «луч солнца»... Жалко, написал немного, умер рано — чуть за 50...»

Или вот: «У меня есть книга Юрия Третьякова «Приключения Мишки Мочалкина», но, к сожалению, без первых 15 и последних, не знаю скольки, страниц. Может, у кого-то есть такая книга, и мне расскажут, с чего она начинается/заканчивается? С детства мучаюсь…»
Теперь, слава богу, можно уже не мучиться - через тридцать лет после смерти, и, казалось бы, полного и окончательного забвения Третьяков вернулся к читателям и стал одним из самых успешных "возвращенцев".

На сегодняшний день переиздано практически все, что он написан, причем большей частью с новыми иллюстрациями от лучших детских художников современной России вроде Ольги Громовой. Ее иллюстрации к сборнику рассказов "Андрейка и лодырь Ромашка" - вершине творчества Третьякова - и привносят красоту в мой занудный текст.
А ответ на вопрос - почему Третьяков вдруг опять стал нужен читателю, на мой взгляд, очень прост.

Для сегодняшних детей это, наверное, лучший способ узнать честный ответ на вопросы - о чем думала на уроках бабушка, и за что дедушку отлупили за гаражами.
|
</> |