Юрий Нагибин "Моя золотая теща"
sari_s — 03.12.2024
У вас в доме
был холодильник ЗИЛ?
А хотели бы вы почитать другого Юрия Нагибина?
А котлеты от муx вы отличать умеете?
Если да, то эта книга не для вас для вас.
Я по сей день помню, как любила нагибинские рассказы о детстве и
юности. Трогательные описания мальчишеской дружбы и первой любви,
повести о подростковых радостях и о недетских проблемах.
Я вспоминаю фильмы, снятые по его сценариям - "Красная
палатка" про дирижабль Нобиле, "Дерсу Узала" про охотника,
"последнего из могикан".
Помню, как в перестроечные времена читала его рассказы-повести
о Гете, Бахе, Рахманинове.
Помню, как в начале 80-ых мне удалось достать сборник Юрия
Нагибина "Остров любви" - по субботам к нам в город приезжала
автолавка из Молдавии с книжным дефицитом, очереди занимали с
ночи.
Все это было. Когда-то. Давно.
Вчера я закончила читать повесть Нагибина "Моя золотая теща",
которую он написал за год -два до своей кончины.
События, о которых рассказывает автор, относятся к 1943–1948 годам.
Увидев однажды жену директора ЗИЛа (да, того самого Лихачева,
который автозавод и холодильник), молодой (20 с чем-то лет)
писатель воспылал страстью к статной русской красавице. Настолько
пожелав быть с ней рядом, что женился на дочери Лихачевых.
И вот (коньюктуры ради?) решил на старости лет придать огласке
историю своих интимных отношений с бывшей родственницей.
Половину книги занимают описания сцен, где автор утончённо, но
практически на самой границе с непристойностью, описывает, как
обладал телом своей возлюбленной тещи
(на скамейке Тверского бульвара в холодную московскую осень,
на бильярдном столе etc.)
Нет, книга не только и не столько об этом.
Нагибин, попавший в супер-номенклатурную семью (одно
рукопожатие отделяло его от Сталина), рисует быт и картины жизни
национальной элиты того времени, партийных и государственных
функционеров высшего звена. Кто это люди? Как они живут? (на
фронтах идет кровопролитная война, на брустверах замерзшие
тела, гибнут солдаты, горят города!) Они жe живут поистине с
олимпийской разнузданностью. Что у них с моралью? С нравами?
Много раз я уже думала, но после этой книги подумала совсем
серьезно: иногда лучше не знать, что творится в жизни у писателей.
Да, понятно, общем-то они живые люди. Но мерзко, мерзко это
всё.
Да вообще, оставим за рамками поэтический стиль и литературный
слог, выставление когда-то любимой женщины на всеобщее обсуждение -
это подлость. Подлость и через 50 лет.
Неужели это тот автор, который писал про Рахманинова и
Кальмана?
Закрыла книгу с чувством облегчения, лучше бы и не открывала
вообще.