Парус


- Маечка, а ты замечаешь, как Регина таскает хлеб с работы? - с любопытством в голосе спросила соседка Валя.
Историю Мананы, жившей этажом ниже нас, за то короткое время, что мы жили в доме, я слышала уже раза три.
И Майя, и Валя были с "той" алии. Сами они в силу своего возраста, в Израиле не работали, но обе радовались успехам своих детей. Можно сказать, даже соревновались. Майин сын работал слесарем на заводе минометов и у него была подвозка и обеды на работе. У Вали сын был круче. У него тоже была подвозка и обеды, но еще у него были "условия". "В следующем году у Сени откроется керен иштальмут*, и он сможет поменять машину. Он очень хочет Фиат Типо", - делилась Валя.
Поздним ноябрьским вечером я возвращалась домой, держа на руках Ринат. Я вернулась со сверхурочных и забрала дочку от няни. Вместе со мной, на пол-пролета ниже, устало дыша, с двумя сумками в руках по лестнице поднималась Регина.
- Хочешь хлебушка? - вдруг тихо обратилась она ко мне.
- Свежий-свежий. Вот прямо сейчас принесла.
- Ты не думай. Это не ворованное, - она как будто прочитала мои мысли. - Соседи про меня всякое говорят, ты не слушай.
Оказалось, что на хлебозаводе, где она работает, трижды в неделю в конце смены работницам выдают хлеб. Два раза в неделю - по 6 буханок "пaруса", а в четверг, под конец недели - 5 буханок пaруса* и упаковку из 6 булочек Все записано в ведомости. Получаешь и расписываешься.
Я слушала Регину, и в голове у меня билась мысль: как же это нелепо, как же это несправедливо!
- А в конце месяца этот хлеб нам включают в тлюш*... То есть я заработала 1300. И еще за 80 буханок...или сколько там получится в месяце - по шекелю за буханку. То есть еще 80 шекелей нам платят хлебом. Насчитывают так, чтоб в сумме вышла минималка. Парус в супере стоит 2,10. Я продаю по полтора шекеля. И мне выгодно, и людям дешевле, чем в супере брать. Ну, возьмешь?
Регина добиралась домой двумя автобусами, с пересадкой на перекрестке Кирьят Ата. Она везла свой хлебный груз под проливными январскими дождями и в знойные дни бесконечного лета.
- А три "паруса" не возьмешь? Один отдашь родителям, - осторожно предлагала Регина.
Прошло время. У кого-то год, у кого-то три года, четыре года. Все перемололось. Изменилось, устаканилось, люди устроились. Нашли достойную работу, обзавелись жильем. Подняли детей, родили новых детей. И у Регины тоже сложилось хорошо.
К чему я вспомнила эту историю?
* керен иштальмут - фонд повышения квалификации
- ** Все имена изменены.
|
</> |