
Юридические услуги

Юридические услуги, правовые услуги, юридическая помощь
Какие отличия несут в себе понятия
юридические услуги, правовые услуги и юридическая помощь? Где в
Новосибирске можно получить качественные юридические услуги ?
Правовая литература широко оперирует
понятиями «юридические услуги», «правовые услуги», «юридическая
помощь». Рассмотрение данных понятий и определение их соотношения
представляется крайне интересным, так как услуги правового
характера очень востребованы.
Понятие юридические услуги
Российское законодательство не содержит легального определения понятия «юридические услуги», объективным следствием чего стало появление всевозможных доктринальных определений. Эти определения в большинстве своем не согласуются как в терминологическом, так и в семантическом плане. В этой связи появляется необходимость в установлении единого терминологического аппарата, по которому возможно будет исследовать сферу юридических услуг. Также представляется необходимым разработать рекомендации по использованию исследуемых понятий.Первым делом возьмёмся за разграничение терминов «юридические услуги» и «правовые услуги». Правовая литература использует эти понятия неоднозначно. Случается, что их разграничивают между собой, а иногда используют как схожие. Так, некоторые исследователи определяют правовые услуги , как услуги для надлежащего оказания которых необходимо наличие специальных знаний в области права. При этом критериями наличия подобных знаний могут являться среднее или высшее образования, а также достаточный опыт трудовой деятельности в данном направлении. Для юр. лиц, критерием будет наличие сотрудников, обладающих специальной квалификацией.
Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, отличительной особенностью юридических услуг от правовых услуг, по их мнению, является то, что первые связаны с рассмотрением дела в суде (гражданское, административное, уголовное судопроизводство), а вторые связаны с получением консультаций по правовым вопросам. Авторы данных суждений полагают, что именно факт представительства в суде, требующий порождения соответствующих прав и обязанностей, является основной отличительной чертой юридических услуг от правовых. Проанализировав судебную практику, мы пришли к выводу, что на практике отсутствует разнообразие по данному вопросу. Так, практика арбитражных, районных и мировых судов показывает наличие споров, которые связаны с договорами на оказание правовых услуг. Между тем, сторонами по гражданским делам, в основном заключаются договора на оказание юридических услуг.
Как представляется подобное разделение логически не оправдано. Обращаясь к Большому толковому словарю русского языка, мы замечаем, что прилагательное «юридический» означает взаимосвязь с нормами права, правовым законодательством и практикой его применения. Зачастую понятия «юридический» и «правовой» трактуются как синонимы. Поэтому производимые некоторыми авторами попытки разграничить данные понятия представляются не правильными и лишенными смысла. Что увеличивает неопределенность в правильном понимании исследуемых явлений.
Проанализировав различные теоретические суждения можно резюмировать, что в процессе оказания юридических услуг могут быть совершены как фактические, так и правовые значимые действия. Информационное письмо от 29.09.1999 г. за номером 48 «О некоторых вопросах судебной практики при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» содержит возможность при заключении договора на оказание правовых услуг согласовать в этом договоре иные услуги, помимо процессуальных, которые могут быть результатом деятельности юриста. К таким услугам информационное письмо в частности относит: консультации, составление исковых заявлений, договоров, жалоб, документов правового характера и т.д.
Поэтому некоторые исследователи, подчеркивают несомненную возможность разграничить услуги юридического характера и правовые услуги. По мнению данных процессуалистов, услуги оказание которых приводит к приобретению заказчиком новых обязанностей либо порождению новых прав, должны быть отнесены к услугам юридического характера. Поэтому правовые услуги, в большинстве своем представляют консультационные услуги по правовым вопросам.
Мы же все-таки более склоняемся к мнению юристов, считающих, что консультация является одним из видов юридических услуг. Поэтому для обозначения данного направления, мы предлагаем использовать понятие «услуги правового характера».
Таким образом, услуги правового характера (правовые услуги) являются разновидностью юридических услуг, по средствам которых может быть передана правовая информация. Подобные услуги могут выражаться в действиях фактического характера, которые не связаны с совершением юридически значимых действий. К ним относятся:
- консультации;
- составление проектов договоров,
- жалоб, претензий и иных правовых документов и т.д.
Разграничение понятий
Проблема разграничения понятий юридические услуги и юридическая помощь представляет наибольшую сложность. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Между тем, правовой анализ нормативных актов, которые регулируют вопросы оказания этой помощи, выявил несоответствия употребляемых в них понятий. К примеру, в тексте Федерального Закона от 31.05.2002 №-63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» указано, что деятельность адвоката заключается в оказании на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи лицом, обладающим статусом адвоката, а непосредственно услуги могут быть оказаны участниками и работниками соответствующих организаций, или индивидуальными предпринимателями. Между тем, исходя из смысла п. 3 указанной статьи юридические услуги относятся к юридической помощи.
Таким образом, соотношение понятия юридическая помощь и юридические услуги представляется как соотношение общего к частному.
Между тем, отдельные нормы процессуального законодательства свидетельствуют об ином понимании этих понятий. Например, в соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, которые связаны с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе, издержки, понесенные в связи с оплатой услуг адвоката, а также других лиц, которые оказывали юридическую помощь (представитель). Статьи 94, 100 ГПК РФ несут в себе аналогичные указания на возмещение расходов, связанных с услугами адвоката и представителя. Полагаем, что приведенные правовые нормы содержат более унифицированный подход к пониманию (трактованию) понятия юридические услуги, как непосредственно оказанные любыми судебными представителями в независимости от наличия у них адвокатского статуса.
В связи с возникшей правовой неопределенностью представляется необходимым разграничить понятие юридические услуги в узком и широком смысле. В узком смысле данное понятие видится как юридико-экономическое явление, которое способно быть предметом товарообмена (объектом гражданских прав). В широком смысле это понятие можно представить деятельность, совокупность оказанных другому лицу действий правового характера, которые были оказаны специалистом в области права, другими словами обслуживание. Между тем, мы считаем, что подобная правовая деятельность, может быть осуществлена как в рамках гарантированной конституцией помощи (например, по основаниям, которые гарантирует УПК РФ, или Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ»), так и в рамках коммерческой деятельности юр. фирм (к примеру: судебное представительство, составление исковых заявлений, ходатайств, жалоб, договоров и т.д.).
Таким образом, разграничение понятия юридические услуги в узком и широком смысле, дает право определить следующее соотношение между данными понятиями: юридическая помощь, это деятельность, которая понимается в публично-правовом аспекте и направлена на закрепленное конституцией права каждого на эту помощь, Она осуществляется как обязанность, возлагаемая на адвокатов, в прямо установленных законом случаях. Именно данным пониманием объясняется различие в предмете компенсации указанном в п. 5 ч. 2 ст. 131 и в п. 4 ч. 1 ст. 135 УПК РФ, где говорится о суммах, которые выплачиваются за оказание вышеуказанной помощи и нормами АПК РФ и ГПК РФ, где указывается на оплату услуг адвоката и представителя.
Подобная деятельность также может пониматься и в гражданско-правовом аспекте. Так, она может трактоваться в качестве объекта гражданских прав, вытекающего из договора на оказание юридической помощи. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре соглашение, которое заключается между клиентом и адвокатом, является гражданско-правовым договором. А в Российской Федерации как известно действует принцип свободы договора. В этой связи прописать в таком договоре можно как усулги правового характера, так и иные не связанные с деятельностью юристов и адвокатов.
|
</> |