Юра, прости, мы всё п*****ли
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Юра, прости, мы всё п*****ли 147.jpg Юра, прости, мы всё п*****ли 147.jpg](/images/main/yura-prosti-mi-vse-pli-2f77e4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/rex_net/74032158/312480/312480_300.jpg)
Маск посрамлён! Роскосмос — вперёд! Страна ревёт! Ангара рвёт небо в клочья!
Дело было так: 3 августа 1992 года на основании решения научно-технического совета Военно-космических сил, был объявлен конкурс на проектирование и создание первой российской ракеты тяжёлого класса, в котором победил проект «Ангара».
Казалось бы — чего проще? Склепать ракету и поставить туда советский двигатель (РД-191 сделан из РД-170, по номенклатуре на 70% одинаковый, начало работ 1976).
Тем не менее, 32 года спустя, в 2024 году лётные испытания РН «Ангара» всё ещё продолжаются.
32 года. Много это или мало?
За 32 года:
— Китай с нуля создал больше 20 носителей, включая превосходящий «Ангару» «Великий Поход 5» на водороде
— За это время Маск успел создать свой бизнес с нуля, разработать многоразовый F9, превосходящий «Ангару», без советских двигателей, с нуля. Запустить на нём астронавтов. А также «Фэлкон Хэви», который превосходит «Ангару» раза этак в 4. А теперь вовсю испытывает Старшип, который с «Ангарой» сравнивать уже просто неприлично.
— США в целом создали новую отрасль промышленности — коммерческую космонавтику, где отношения между заказчиком и потребителем выстраиваются на основе конкуренции без участия NASA
— Франция создала «Ариан 5» в 2 раза превосходящий «Ангару» по грузоподъёмности.
— Индия разработала с нуля и запустила несколько носителей.
— Иран разработал с нуля и запустил несколько носителей.
— Северная Корея разработала с нуля и запустила несколько носителей.
32 года.
Десять лет назад, в 2012 году, тогдашний глава роскосмоса В. А. Поповкин оценил произведённые затраты на разработку «Ангары» в 160 млрд рублей (или 5.33 млрд $ по тогдашнему курсу). Каждый двигатель — 295 млн (https://iz.ru/news/523847) ₽ ($10 млн, на «Ангаре А5» таких двигателей 5 ). Каждая «Ангара» — 7 млрд ₽ (https://www.kommersant.ru/doc/4397197). После этого данные о программе почему-то засекретили.
Почему разработка Ангары слегонца подзатянулась и спустя 32 года пускают макеты?
У проекта родовая болезнь — разработчики забыли изучить устойчивость упругих систем. При полёте «Ангары» чудовищные волны вибрации разрушают полезную нагрузку. Спутникам придётся делать дополнительную виброзащиту специально для Ангары.
32 года назад, если бы «Ангара» полетела — она бы уже тогда была ракетой вчерашнего дня.
Сегодня эта ракета даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня, без водорода, без метана, без композитов, без многоразовости, без 3D печати, дорогая.
• «Ангара» из-за перетяжелённых двигателей принципиально не может быть сделана многоразовой.
• «Ангара» не может быть дешёвой, из-за тех же самых перенапряжённых двигателей
• «Ангара» имеет родовые проблемы с вибрацией.
• «Ангара» не может конкурировать на мировом рынке, но с учётом того, что страна отгородила себя от мирового рынка — это даже и хорошо.
Но вообще-то, такое устаревшее дорогое поделие с проблемами ни одной стране не по карману.
Хотя чего мелочиться? Подумаешь, миллиардом больше — миллиардом меньше, пустяки. Россия — щедрая душа. Основной заказчик — минобороны РФ. Поэтому летать «Ангара» — будет. Мы за ценой не постоим.
Как говорил В. Глушко (1908-1989), создавший этот двигатель для Ангары: «Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи — он полетит!
|
</> |