Юнона и Авось

топ 100 блогов sapojnik04.01.2012 Теги: Певцов Под Новый Год меня затащили в Ленком посмотреть вечнозеленый шедевр Захарова. Вообще-то я по молодости перепробовал «Юнону» в разных видах и не один десяток раз: у меня и пластинка была (такая, знаете, двойная, жутко дефицитная), и по телевизору я постановку не раз смотрел, когда удавалось, и, главное, сумел я и в сам Ленком тогда, в конце 80-х, пробиться и посмотреть знаменитую рок-оперу «вживую».

Но с тех пор уже много воды утекло, мягко говоря. Даже странно, что тот еще доперестроечный хит идет по-прежнему, и на той же улице (правда, почему-то разжалованной из Чеховской в непонятную М. Дмитровку), и руководит театром все тот же Марк Захаров… Самое поразительное – что в театр на 30-летней давности спектакль все такой же «лом»: в зале яблоку негде упасть, оприходованы все приставные стулья, словом, аншлаг!

Я, честно говоря, шел с некоторой опаской и даже неохотой – нет у меня особого желания проверять «на вшивость» светлые впечатления юности. А ну как окажется не то? Если, не дай бог, разочаровываешься – то лично мне всегда делается как-то обидно и горько, причем не за себя нынешнего, толстокожего пузана, коему всё как с гуся вода – а за того восторженного юнца со взором горящим, коим я ведь был когда-то, да! «Ах, была как Буратино я когда-то молода…»

Но нет, доложу я вам! Спектакль меня захватил и понес, как встарь. Несмотря на то, что зал «Ленкома» не стал ни на йоту уютней, и сцену из амфитеатра видно так же хреново; несмотря на то, что годы все ж взяли свое, и на сцене уже не было – и не могло быть – ни Караченцева, ни Абдулова, ни Шаниной. Певцов, конечно, по идее, ничем не хуже Караченцева – а вот все ж нет у него караченцевской харизмы. Причем это ни капли не вина Певцова – он-то всегда производил и производит впечатление чрезвычайно старательного актера, который никогда не халтурит и буквально «землю ест»…

Но вот что тут поделать: в Певцове всегда проступает робкий и слабый юноша, который «накачался» - а в Караченцеве сила была видна изначальная, природная… Даже тогда, когда он – перед аварией – малость обрюзг и явно уже стал сдавать. Певцов изображает, а Николай являлся. Ничего тут не сделаешь. Беда в том, что в Ленкоме, видимо, некем, по большому счету, менять Резанова. Подозреваю, что Раков в его роли смотрится еще нелепее.

Все это, причем, не означает, что Певцов и Раков хуже Караченцева как актеры. Тут дело другое…

Просматривая пьесу свежим – после столь долгого перерыва – взглядом, я вдруг несказанно удивился конъюнктурности и даже абсурдности ее замысла. То есть мысль заказчика ясна: написано «под детант», на экспорт, в пьесу заложена страшная «крамола» - мол, Америка-то и Россия могут не только целиться друг в друга ракетами, но и просто торговать! Крушение основ, всех цензоров от самой идеи немедленно хватает кондратий! И лишь кремлевский старец Сурков… простите, Суслов, приподнявшись со смертного одра, дает высочайшее разрешение высохшей лапкой – «своевременно».

Да-да, понятно, в чем «месседж»: жить-то всем хотелось, даже кремлевским старцам. Предполагалось (и не зря!), что сие простое желание присуще и американским «поджигателям войны».

Но ведь как топорно, прости господи, все было сделано! Взяли какую-то первую попавшуюся историю из тощей папки российско-американских взаимоотношений, да и, надо полагать, всучили Вознесенскому – твори, мол. Ну он и сотворил, особо не напрягаясь.

Каков, собственно, «синопсис», прости господи? Был на Руси такой граф Резанов, он однажды сплавал в Калифорнию с торговой миссией, там охмурил дочку губернатора, уплыл обратно в Россию, по дороге заболел и умер. Всё!

История какая-то обескураживающе идиотская. Собственно истории, СЮЖЕТА как такового нет вовсе. Приплыл, охмурил, отплыл, помер. До свиданья. Что из этого вышло? Ничего.

«Он мечтал, закусив удила,
Свесть Америку и Россию.
Авантюра не удалась.
За попытку – спасибо».

В поэтической форме звучит лучше, но драматургии – все равно ни на грош. Весь сюжет прямой, как палка, без поворотов и интриг. Собственно, и персонажей-то, за исключением кое-как поданного графа Резанова, автором не предусмотрено. У тех бледных теней, что появляются, зацепиться зрителю все равно не за что – нет поступков.

«Однажды некий граф Р. соблазнил девицу К., потом поехал в Петербург, по дороге заболел и умер. КОНЕЦ». Чистый Хармс!

Некоторые моменты «поэмы» вообще, особенно сейчас, выглядят какой-то издевкой: ведь, по мысли автора, Россия должна Калифорнии в порядке взаимовыгодного торгового обмена поставлять оружие, гвозди, инструменты и прочие продукты высоких технологий, а взамен получать сельхозпродукты, проще говоря – жратву всякую. Во всяком случае, именно о таком обмене договаривается Резанов с испанскими монахами (не исключено, что из Силиконовой долины).

Короче, так в спектакле ничего и не происходит, кроме скабрезностей, подпадающих, кстати, прямым макаром под современную борьбу с педофилией. 40-летний Резанов и 16-летняя Кончита - ау, ювенальная юстиция!

«Приплыли-уплыли». Ни брака, ни товарообмена не наладили, девку только зря испортили – да и поэма в итоге получилась ни о чем. Как Вознесенский все это изящно закруглил в одной из резановских арий – мы, мол, «дети полдорожья», у нас всё так – на полдороге замирает без всякого толка, ни туда ни сюда.

Самокритично, да.

Поскольку писать не о чем, то и написано всё левой ногой. Взять хоть уже процитированное, знаменитое – «Он мечтал, закусив удила…» «Удила»-«удалась» – хорошая рифма, бесспорно, но «мечтать, закусив удила» - это, простите, как? Мечтал, типа, «не считаясь с обстоятельствами и здравым смыслом»? Интересно, а как обычно мечтают – наверно, строго по учебникам и параграфам, как положено и предписано, не дай бог нарушить…

И вот в таких необязательностях – всё либретто. Впендюрил глагол от балды – пусть поют. То, что ненароком вдруг возникнет комический эффект – «закусив удила, свесть Америку и Россию» (так и видишь Резанова, с вытаращенными от натуги глазами стаскивающего вместе упирающиеся континенты) – это Вознесенского не смущает.

У поэтов той поры вообще встречались такие вот внезапные провалы вкуса. Меня вот до сих пор всегда царапает, как иголкой по барабанной перепонке, невероятное сочетание в чудесной, в общем, песне на стихи б.Ахмадуллиной из «Иронии судьбы»:

«Природа, прислонясь к моим плечам,
ОБЪЯВИТ свои детские секреты…»

Как кувалдой по башке! Ну как, скажите, можно что-то объявлять, прислонясь к плечам?! Это что – в ухо, что ли, проорать? Как мог поэт (!), причем реально очень хороший, не слышать, что «Объявлять» - глагол прежде всего ГРОМКИЙ, что «объявляют» во всеуслышание?! Ведь буквально любой другой был бы на месте – «поверит», «доверит», да хоть «расскажет»… И главное – что «объявит»?! Детские секреты! Как пионер на линейке! Кошмар…

Или вернемся к той же «Юноне». «Свежим ухом» я услышал такие вещи, о которых раньше и помыслить не мог. Возьмем даже самый ударный из всех ударных номеров рок-оперы, которую вырвали из тела спектакля и запели-закрутили по всем ВИА, радиостанциям и концертам – «Ты меня никогда не забудешь».

«Заслонивши тебя от простуды…»

Помните?

Я подумаю: Боже Всевышний…» и т.д.

И через куплет – опять:

«Эту реку в мурашках простуды…»

Каково? Решил поэт Вознесенский зря себе мозги не сушить – придумывать еще одну рифму к «забуду». Придумал ведь уже – «простуда»! Почему б по второму кругу не использовать? Пипл-то схавает…

Такая, мягко говоря, «внутренняя свобода» в обращении с текстовкой выдает в Вознесенском вконец уже оборзевшего «поэта-песенника» - в кого он, собственно, на тот момент уже и превратился в полной мере. Автора хитовейших хитов советской эстрады «Барабан был плох, барабанщик – бох» и, главное, бессмертных строк из «Миллиона-миллиона алых роз»:

«Он тогда продал свой ДОМ,
Продал картины и КРОВ…»

Сразу задана высочайшая планка для интерпретаций: что же все-таки продал персонаж – крышу отдельно от дома? Или у него было два архитектурных сооружения – дом и, допустим, дача? Или беседка?

Или же, наконец, надо учесть, что речь в песне идет, как-никак, о грузине (Пиросмани), и потому загадочный «кров» - это не что иное, как кровь?! То есть герой не только дом и картины загнал, но еще и пошел кровь сдал за деньги? Тогда финальный фрагмент песни наполняется новым смыслом:

«А под окном, ЧУТЬ ДЫША,
Бедный художник стоит».

Подышишь тут, если из тебя перед тем литр-другой откачали эскулапы! Мда-а…

Так, собственно, к чему я это всё рассказываю вам, дорогие друзья? А к тому, что, даже заметив все указанные несуразности и непотребства, внутренне содрогаясь от явного мискастинга в лице Певцова, тоскуя по Абдулову-Фернандо, заметив даже и еще больше непотребств – поэмы, исполнения и исторической основы – о которых я уже просто и не хочу больше говорить – словом, видя всё эту откровенную ХАЛТУРУ поэта Вознесенского насквозь – я, друзья мои, плакал. Слезы кипели у меня на глазах во всех положенных местах, а в конце, на «Аллилуйе», душа окончательно запела, а они свободно полились по щекам.

И такое было не только со мной. Всхлипывали справа, терли глаза ладошкой слева. Плакал и растворялся в катарсисе весь зал – как и все, надо полагать, 30 лет до этого.

Почему так? МУЗЫКА, отвечу я. Ответ – проще не бывает. Музыка, гениальная музыка Рыбникова. Видимо, в опере действительно сюжет не важен. Музыка, когда она гениальна, дает сама всё: и глубину, и сюжет, и драйв, и смысл… Ничтожные вирши опошлившегося, изолгавшегося конъюнктурщика она поднимает до высот Поэзии, идиотскую, абсурдную историю без конца и начала, «залитованную» каким-то навеки пришибленным референтом спецотдела ЦК, она превращает в бесконечно печальную повесть о Любви и Смерти, родине и долге…

Чудеса! Все-таки Музыка – самая загадочная и волшебная сила в этом мире.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Однажды женщина, мать троих детей, получила письмо от своего старшего 15-летнего ребенка. Не знаю, было ли это письмо шоком для нее, или она давно уже догадывалась о том, как обстоят дела с ее старшим дитем…, но в письме говорилось, что ее ребенок больше не девочка. Он теперь мальчи ...
Вся ваша проблема в том чтоэти ваши санкции-блефсанкции не работают. А не работают потому что не могут работать,это не может работать. Умные люди вроде меня(скромно потупив глаза) об этом писали еще задолго до начала войны. Менее умные об этом начали догадываться сейчас. Поэтому-то ...
Почему из 20 с лишним тысяч офицеров на Дону почти никто не присоединился к белым? . В конце 1917 года основатели белого движения бежали на Дон. Планы их были примерно такими: под прикрытием донских казаков сформировать «небольшую офицерскую армию», примерно в сорок тысяч человек. . ...
Вау, какую колонку я нашла благодаря Насте. Спасибо. Гениальная колонка Джереми Кларксона про эмиграцию и эмигрантов. Перевод доброго человека, чьей фамилии не знаю, но спасибо ему. Итак, Джереми Кларксон. Встречайте. Господь говорит нам, ...
Честно говоря, уже давно нахожусь под впечатлением заявления премьера Медведева пенсионерам, в котором, как в капле воды, отразились все нюансы  современного системного кризиса. Несколько раз пытался написать что-то на эту тему, но, сцуко, кроме нецензурщины, ничего извлечь из-под пер ...