рейтинг блогов

Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина

топ 100 блогов zabivan15.05.2019 Есть особая категория музеев - железнодорожной техники. Отставленные от эксплуатации вагоны и локомотивы - настоящая "живая" история железной дороги. От музеев классических такие места отличает и размещение - за редким исключением, транспортные средства представлены на площадках на открытом воздухе (а такое я очень люблю).
Музей Сахалинской железной дороги в силу ее особого характера работы уникален - экземпляры узкоколейной техники сами по себе редкость, а здесь еще и много импортных, японских! В общем, это место я пропустить не мог :)
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8589.jpg

Частенько подобные объекты расположены довольно далеко от центра, на бывших путях какой-нибудь грузовой станции. Сахалинский же всего-то в 200 метрах от вокзала и главной площади, что не может не радовать.
Визит не будет стоить вам ни копейки. Часы работы адекватные: понедельник-пятница с 8.30 до 17.30. Хабаровский музей Амурского моста, напомню, неприятно удивил лишь одним днем посещения, в субботу.

Правда, с сахалинский музеем я мог и пролететь. Я вернулся в Южно-Сахалинск из Корсакова ближе к вечеру, к закрытию.
Подошел к площадке с техникой - закрыта на замок. Залы экспозиции в ДК Железнодорожников тоже. Охранник пояснил, что сотрудник ушел на селекторное в отделение дороги, а после ему предстоят срочные сборы в командировку в Хабаровск, поэтому он может и не вернуться. Я уже было расстроился, но меня спас звонок охранника: спустя десять минут добродушный смотритель музея на мою радость принял меня и запустил на площадку с техникой. Ура!

1. Начнем осмотр экспонатов. Сразу обращает на себя внимание горнопроходческий щит внушительных размеров
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8560.jpg

2. Любопытная конструкция, смонтированная в 1993 году по проекту "Ленгипротрансмост". Щит позволяет проводить реконструкцию тоннелей под сетевой габарит приближения строений "С", не прерывая движение поездов. С его помощью в 1994-2008 годах были "расширены" два действующих тоннеля №№24 и 21 японской постройки.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8565.jpg

3. Известно, что железная дорога на Сахалине появилась стараниями японцев - за 40 лет владения югом острова они подвели линии практически к каждому крупному населенному пункту. Советский Союз впоследствии лишь расширял сеть, по большей части на нефтеносный север острова.
Однако, есть и экспонат, не связанный с историей сахалинской ж.д. сети. Он и другого стандарта колеи, 750 мм:
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8576.jpg

4. Паровоз №4-78 в 1940-1945 гг. работал на севере острова, принадлежавшем СССР и до войны, на небольшой углевозной ветке, в заброшенном сегодня поселке Агнево-Рудник. В 2008 году после реставрации доступен для осмотра сахалинцами и туристами
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8575.jpg

5. Тепловоз ТУ7-015 постройки Камбарского машиностроительного завода 1988 года. Он тоже работал на линии колеи 750 мм, но другой: Ноглики - Оха.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8590.jpg

6. Ведомственная железная дорога связывала рельсовой нитью центр сахалинской нефтедобычи - Оху - с сетью МПС, позволяя организовать перевозки с промышленными центрами и портами юга, правда, с перегрузкой в Ногликах. Для длинномерных и тяжеловесных грузов, поступающих в Оху морем, была возможна перевалка из порта Москальво в "широкие" вагоны колеи 1520 мм - действовала и такая 34-километровая соединительная ветвь.
Впрочем, она могла быть реконструирована на "сахалинский" стандарт - в конце 80-х рассматривалась возможность передачи линии Ноглики - Оха в состав Сахалинского отделения ДВЖД МПС с последующей перешивкой на 1067 мм.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8581.jpg

7. Этим планам не суждено было сбыться. Сугубо убыточная ведомственная линия была окончательно закрыта в 2008, часть подвижного состава передана в формировавшийся тогда музей в Южно-Сахалинске.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8589.jpg

8. Платформа:
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8595.jpg

9.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8593.jpg

10. Думпкар (вагон-самосвал) и крытый вагон
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8597.jpg

11. За забором - будни станции Южно-Сахалинск. Вид узкой колеи не позволяет избавиться от ощущения игрушечности :)
Похоже, что как раз готовили в рейс состав пассажирского поезда №603 на Ноглики.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8599.jpg

12. На Сахалине и пригородными, и дальними пассажирскими перевозками занимается одна компания - ПК "Сахалин". Хорошо хоть здесь не додумались до этого нелогичного разделения!
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8609.jpg

13. Продолжим с музеем.
Путевая машина для одиночной смены шпал МПРП-С 1996 года постройки.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8604.jpg

14. Подозреваю, что здание склада или мастерских тоже может быть историческим, еще японским.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8669.jpg

15. Гордость музея - вагон дизель-поезда "Киха" 1963-го года. Эксплуатировался в Японии до 1978, позднее законсервирован, в 1993-м передан в дар Сахалину, где вновь использовался для перевозки пассажиров до 2000-го.
Проблема музея - вандализм. Круглосуточная охрана площадки - удовольствие слишком дорогое, а в результате страдают экспонаты. Технику просто не успевают приводить в порядок после очередного разгрома
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8627.jpg

16. Свет был кошмарный, так что удачных снимков немного, уж извините
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8666.jpg

17. Семафор. Где-то этот примитивный вид сигнализации применяется и сегодня
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8615.jpg

18. Снегоочиститель "Паровой ротор", построен в Японии в 1936 году. Работал аж до 1995-го - вот это техника!
Без специальных машин по очистке и уборке снега зимой на железной дороге никак, но в условиях муссонного климата Сахалина с обильными осадками это особенно актуально.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8617.jpg
Брат рассказывал историю, наглядно иллюстрирующую характер местной зимы.
В разгар метели 70-летняя бабулька вышла на балкон затянуться сигареткой. Ураганным ветром ее сдуло с 4-го этажа, представляете! Все могло закончиться плачевно, но обошлось лишь травмами: трехметровые сугробы спасли пенсионерке жизнь. Правда, из-за них же к дому не могла подъехать скорая - несчастную доставили в больницу в ковше погрузчика.

19. А этот агрегат - снегоочиститель шнекороторный на базе секции тепловоза ТГ16 - сделан умельцами локомотивного депо Южно-Сахалинск в 1983.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8638.jpg

20.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8663.jpg

21. Японский снегоочиститель "Вадзима" 1939-го - высота очищаемой полосы 2,2 метра, ширина при раскрытых крыльях - 4,6 метра.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8645.jpg

22. Я поначалу подумал, что "Вадзима" - это название бывшей станции дислокации
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8647.jpg

23.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8649.jpg

24. Цистерна (среди железнодорожников - "бочка") колеи 1067 мм, построена в 1954-м.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8653.jpg

25. И напоследок - "крытьё", как вагон такого типа называется на железнодорожном жаргоне
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8622.jpg

26. В помещении музея всего 2 зала, экспозиция небольшая.
Разговорился со смотрителем, рассказал о своей работе - как оказалось, он тоже бывший движенец.

Есть замечательная рисованная карта железных дорог юга острова. В советские годы каркас сети формировали две меридианальные линии: Корсаков - Ноглики вдоль восточного побережья, Холмск - Ильинск вдоль западного и две соединительные ветви: новая, Арсентьевка - Ильинск, в узкой средней части острова и старая японская Южно-Сахалинск - Холмск, так называемый Хосинсэн. Вот она, вьется лентой тоннелей:
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8685.jpg
Живописная перемычка, как и многие тупиковые линии, была закрыта в тяжелые 90-е. Но кое-что от уникальной японской дороги сохранилось - мне удалось побывать на Чёртовом мосту близ Холмска, о нем в одном из следующих репортажей серии.

27. Судя по летописи, лучшие годы Сахалинской дороги позади. В советское время рос грузооборот, обновлялась инфраструктура
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8714.jpg

28. Важным событием в жизни островной магистрали стал запуск в 1973 году первой очереди паромной переправы Ванино - Холмск, связавшей Сахалин с остальной сетью страны.
Первоначально предусматривались перегрузочные мощности - затем нашли более логичное решение, позволившее сэкономить время на доставке грузов и обеспечить их сохранность, всегда страдающую при перегрузе: широкие вагоны просто стали переставлять на тележки колеи 1067 мм.
Однако, по этой причине грузовое движение на линии Холмск - Южно-Сахалинск прекратилось - по узким японским тоннелям вагоны с материка пройти не могли. Впоследствии этот фактор и вовсе "убил" линию. Но об этом подробнее в соответствующем посте.
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8716.jpg

Сегодня дорога живет перешивкой на российский стандарт. В свое время это решение подвергалось критике - дескать, зачем это дорогостоящее мероприятие изолированной островной линии. Тогда это объясняли нехваткой подвижного состава.
Читаются и стратегические цели - так, работы по реконструкции участков активизировались в связи с возможным началом проектирования моста с материка. Эксперты утверждают, что он имеет смысл только в увязке со строительством тоннеля на Хоккайдо, иначе вложенные средства никогда себя не оправдают.

29. И немного экспонатов.
Подстаканники фирменного поезда "Сахалин"
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8711.jpg

30. Локомотивные радиостанции трех поколений
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8722.jpg

31. Хвостовые сигнали и фонари
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8724.jpg

32. Мой вердикт: транспортным фанатам и всем интересующимся историей железной дороги - к посещению обязательно!
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8734.jpg

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть люди за которых не надо много говорить. Вернее не нужно говорить вообще. Их дела, мысли, чувства, эмоции говорят сами за себя.  Для меня лично сегодняшнее утро подарило еще одно маленькое чудо : Виртуальную встречу с поэтессой ...
На сайте «Завтра» - статья А.Фефелова «Вечные вещи» http://zavtra.ru/blogs/2008-07-3072 : «… доминирующий в развитых странах тип производства и потребления является расточительством, непозволительной роскошью для планеты и ведет к экологическому коллапсу». При новой индустриализации, - ...
На Ближнем Востоке расцветает новый вид игры в политические «карты». Смысл её в том, чтобы использовать Россию и Путина для укрепления собственных позиций, примазать к себе, показать, что «Путин с нами». Вчера этим занимался Иран . Сегодня продолжили террористы ХАМАС. Один из ...
итак. там рада закон приняла и вот щас походила почитала каменты. не ну я понимаю, што курильщики всем мешают в общественных местах (ага, а тупые овуляшки со своими вечно орущими детьми никому не мешают например, или быдлота не мешает), само собой. ...
...