![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomzabivan34195674868333868333_1000.jpg)
Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Музей Сахалинской железной дороги в силу ее особого характера работы уникален - экземпляры узкоколейной техники сами по себе редкость, а здесь еще и много импортных, японских! В общем, это место я пропустить не мог :)
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8589.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8589.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/868333/868333_1000.jpg)
Частенько подобные объекты расположены довольно далеко от центра, на бывших путях какой-нибудь грузовой станции. Сахалинский же всего-то в 200 метрах от вокзала и главной площади, что не может не радовать.
Визит не будет стоить вам ни копейки. Часы работы адекватные: понедельник-пятница с 8.30 до 17.30. Хабаровский музей Амурского моста, напомню, неприятно удивил лишь одним днем посещения, в субботу.
Правда, с сахалинский музеем я мог и пролететь. Я вернулся в Южно-Сахалинск из Корсакова ближе к вечеру, к закрытию.
Подошел к площадке с техникой - закрыта на замок. Залы экспозиции в ДК Железнодорожников тоже. Охранник пояснил, что сотрудник ушел на селекторное в отделение дороги, а после ему предстоят срочные сборы в командировку в Хабаровск, поэтому он может и не вернуться. Я уже было расстроился, но меня спас звонок охранника: спустя десять минут добродушный смотритель музея на мою радость принял меня и запустил на площадку с техникой. Ура!
1. Начнем осмотр экспонатов. Сразу обращает на себя внимание горнопроходческий щит внушительных размеров
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8560.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8560.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/866851/866851_1000.jpg)
2. Любопытная конструкция, смонтированная в 1993 году по проекту "Ленгипротрансмост". Щит позволяет проводить реконструкцию тоннелей под сетевой габарит приближения строений "С", не прерывая движение поездов. С его помощью в 1994-2008 годах были "расширены" два действующих тоннеля №№24 и 21 японской постройки.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8565.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8565.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/867171/867171_1000.jpg)
3. Известно, что железная дорога на Сахалине появилась стараниями японцев - за 40 лет владения югом острова они подвели линии практически к каждому крупному населенному пункту. Советский Союз впоследствии лишь расширял сеть, по большей части на нефтеносный север острова.
Однако, есть и экспонат, не связанный с историей сахалинской ж.д. сети. Он и другого стандарта колеи, 750 мм:
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8576.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8576.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/867663/867663_1000.jpg)
4. Паровоз №4-78 в 1940-1945 гг. работал на севере острова, принадлежавшем СССР и до войны, на небольшой углевозной ветке, в заброшенном сегодня поселке Агнево-Рудник. В 2008 году после реставрации доступен для осмотра сахалинцами и туристами
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8575.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8575.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/867528/867528_1000.jpg)
5. Тепловоз ТУ7-015 постройки Камбарского машиностроительного завода 1988 года. Он тоже работал на линии колеи 750 мм, но другой: Ноглики - Оха.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8590.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8590.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/868596/868596_1000.jpg)
6. Ведомственная железная дорога связывала рельсовой нитью центр сахалинской нефтедобычи - Оху - с сетью МПС, позволяя организовать перевозки с промышленными центрами и портами юга, правда, с перегрузкой в Ногликах. Для длинномерных и тяжеловесных грузов, поступающих в Оху морем, была возможна перевалка из порта Москальво в "широкие" вагоны колеи 1520 мм - действовала и такая 34-километровая соединительная ветвь.
Впрочем, она могла быть реконструирована на "сахалинский" стандарт - в конце 80-х рассматривалась возможность передачи линии Ноглики - Оха в состав Сахалинского отделения ДВЖД МПС с последующей перешивкой на 1067 мм.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8581.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8581.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/867948/867948_1000.jpg)
7. Этим планам не суждено было сбыться. Сугубо убыточная ведомственная линия была окончательно закрыта в 2008, часть подвижного состава передана в формировавшийся тогда музей в Южно-Сахалинске.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8589.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8589.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/868333/868333_1000.jpg)
8. Платформа:
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8595.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8595.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/869023/869023_1000.jpg)
9.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8593.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8593.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/868838/868838_1000.jpg)
10. Думпкар (вагон-самосвал) и крытый вагон
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8597.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8597.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/869327/869327_1000.jpg)
11. За забором - будни станции Южно-Сахалинск. Вид узкой колеи не позволяет избавиться от ощущения игрушечности :)
Похоже, что как раз готовили в рейс состав пассажирского поезда №603 на Ноглики.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8599.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8599.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/869562/869562_1000.jpg)
12. На Сахалине и пригородными, и дальними пассажирскими перевозками занимается одна компания - ПК "Сахалин". Хорошо хоть здесь не додумались до этого нелогичного разделения!
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8609.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8609.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/870123/870123_1000.jpg)
13. Продолжим с музеем.
Путевая машина для одиночной смены шпал МПРП-С 1996 года постройки.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8604.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8604.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/869748/869748_1000.jpg)
14. Подозреваю, что здание склада или мастерских тоже может быть историческим, еще японским.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8669.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8669.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/873419/873419_1000.jpg)
15. Гордость музея - вагон дизель-поезда "Киха" 1963-го года. Эксплуатировался в Японии до 1978, позднее законсервирован, в 1993-м передан в дар Сахалину, где вновь использовался для перевозки пассажиров до 2000-го.
Проблема музея - вандализм. Круглосуточная охрана площадки - удовольствие слишком дорогое, а в результате страдают экспонаты. Технику просто не успевают приводить в порядок после очередного разгрома
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8627.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8627.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/870926/870926_1000.jpg)
16. Свет был кошмарный, так что удачных снимков немного, уж извините
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8666.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8666.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/872977/872977_1000.jpg)
17. Семафор. Где-то этот примитивный вид сигнализации применяется и сегодня
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8615.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8615.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/870325/870325_1000.jpg)
18. Снегоочиститель "Паровой ротор", построен в Японии в 1936 году. Работал аж до 1995-го - вот это техника!
Без специальных машин по очистке и уборке снега зимой на железной дороге никак, но в условиях муссонного климата Сахалина с обильными осадками это особенно актуально.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8617.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8617.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/870486/870486_1000.jpg)
Брат рассказывал историю, наглядно иллюстрирующую характер местной зимы.
В разгар метели 70-летняя бабулька вышла на балкон затянуться сигареткой. Ураганным ветром ее сдуло с 4-го этажа, представляете! Все могло закончиться плачевно, но обошлось лишь травмами: трехметровые сугробы спасли пенсионерке жизнь. Правда, из-за них же к дому не могла подъехать скорая - несчастную доставили в больницу в ковше погрузчика.
19. А этот агрегат - снегоочиститель шнекороторный на базе секции тепловоза ТГ16 - сделан умельцами локомотивного депо Южно-Сахалинск в 1983.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8638.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8638.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/871419/871419_1000.jpg)
20.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8663.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8663.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/872707/872707_1000.jpg)
21. Японский снегоочиститель "Вадзима" 1939-го - высота очищаемой полосы 2,2 метра, ширина при раскрытых крыльях - 4,6 метра.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8645.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8645.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/871816/871816_1000.jpg)
22. Я поначалу подумал, что "Вадзима" - это название бывшей станции дислокации
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8647.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8647.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/872077/872077_1000.jpg)
23.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8649.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8649.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/872447/872447_1000.jpg)
24. Цистерна (среди железнодорожников - "бочка") колеи 1067 мм, построена в 1954-м.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8653.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8653.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/872668/872668_1000.jpg)
25. И напоследок - "крытьё", как вагон такого типа называется на железнодорожном жаргоне
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8622.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8622.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/870668/870668_1000.jpg)
26. В помещении музея всего 2 зала, экспозиция небольшая.
Разговорился со смотрителем, рассказал о своей работе - как оказалось, он тоже бывший движенец.
Есть замечательная рисованная карта железных дорог юга острова. В советские годы каркас сети формировали две меридианальные линии: Корсаков - Ноглики вдоль восточного побережья, Холмск - Ильинск вдоль западного и две соединительные ветви: новая, Арсентьевка - Ильинск, в узкой средней части острова и старая японская Южно-Сахалинск - Холмск, так называемый Хосинсэн. Вот она, вьется лентой тоннелей:
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8685.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8685.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/873597/873597_1000.jpg)
Живописная перемычка, как и многие тупиковые линии, была закрыта в тяжелые 90-е. Но кое-что от уникальной японской дороги сохранилось - мне удалось побывать на Чёртовом мосту близ Холмска, о нем в одном из следующих репортажей серии.
27. Судя по летописи, лучшие годы Сахалинской дороги позади. В советское время рос грузооборот, обновлялась инфраструктура
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8714.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8714.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/873990/873990_1000.jpg)
28. Важным событием в жизни островной магистрали стал запуск в 1973 году первой очереди паромной переправы Ванино - Холмск, связавшей Сахалин с остальной сетью страны.
Первоначально предусматривались перегрузочные мощности - затем нашли более логичное решение, позволившее сэкономить время на доставке грузов и обеспечить их сохранность, всегда страдающую при перегрузе: широкие вагоны просто стали переставлять на тележки колеи 1067 мм.
Однако, по этой причине грузовое движение на линии Холмск - Южно-Сахалинск прекратилось - по узким японским тоннелям вагоны с материка пройти не могли. Впоследствии этот фактор и вовсе "убил" линию. Но об этом подробнее в соответствующем посте.
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8716.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8716.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/874326/874326_1000.jpg)
Сегодня дорога живет перешивкой на российский стандарт. В свое время это решение подвергалось критике - дескать, зачем это дорогостоящее мероприятие изолированной островной линии. Тогда это объясняли нехваткой подвижного состава.
Читаются и стратегические цели - так, работы по реконструкции участков активизировались в связи с возможным началом проектирования моста с материка. Эксперты утверждают, что он имеет смысл только в увязке со строительством тоннеля на Хоккайдо, иначе вложенные средства никогда себя не оправдают.
29. И немного экспонатов.
Подстаканники фирменного поезда "Сахалин"
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8711.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8711.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/873763/873763_1000.jpg)
30. Локомотивные радиостанции трех поколений
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8722.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8722.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/874642/874642_1000.jpg)
31. Хвостовые сигнали и фонари
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8724.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8724.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/874890/874890_1000.jpg)
32. Мой вердикт: транспортным фанатам и всем интересующимся историей железной дороги - к посещению обязательно!
![Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8734.jpg Южно-Сахалинск. Музей истории железных дорог Сахалина IMG_8734.jpg](https://ic.pics.livejournal.com/zabivan/34195674/875050/875050_1000.jpg)
|
</> |
![](/media/images/top/preview/icpicslivejournalcomzabivan34195674868333868333_1000.jpg)