Южно-Корейские будни
pora_valit — 30.07.2013История 1: я с компанией друзей прилетел на остров Чеджу, чтобы тут полазить в неисследованных вулканических лавовых пещерах. Выбравшись из очередного лавового многоуровневого лабиринта и добравшись до дороги, мы прошли буквально пять минут, когда сзади подъехал микроавтобус и притормозил. Водитель спросил, куда нам надо, усадил в машину, довез до главной трассы, после чего развернул машину туда, куда ему не надо, чтобы нам было удобнее добраться до своей машины (самому ему пришлось после этого снова разворачиваться). На вопрос "сколько платить" изумленно вытаращился, улыбнулся и затряс головой. По его реакции стало понятно, что он не просто "отказался" брать деньги, а ему и в голову такая идея не приходила, что нам зачем-то взбредет в голову ему это предложить. Просто один человек помог другому, за что тут платить??
История 2: гуляя по Сеулу, мы как-то заметили мужчину. Он шел по тротуару, видимо по делам, с портфелем, в деловом костюме. Вдруг он остановился, нагнулся и поднял валяющуюся на газоне бумажку. Пока он шел до перекрестка, он нагнулся и подобрал какой-то мусор еще два раза. На перекрестке он выбросил мусор в урну. Никто не обратил на него никакого внимания, хотя для нас, проживших столько лет в России, это выглядело совершенно странным, даже неестественным поведением. Ну вот есть вещи,к которым ты привык, а есть вещи, которые сами по себе замечательны, но ты их никогда в жизни не видел, отсюда и вот этот налет "неестественности". Для корейцев в этом нет ничего неестественного.
История 3: водитель междугороднего автобуса перед отправлением встал в проходе, поклонился, сказал несколько фраз о маршруте, улыбнулся кому-то и сел за руль. На одной из промежуточных остановок он впустил в салон девушку, у которой почему-то не принялась к оплате транспортная карта. После нескольких попыток она решила, что вот так с сумкой в руке ей неудобно заниматься этим, она вышла из автобуса, подошла к скамейке, поставила на нее сумку и стала разбираться в своих картах. Водитель внимательно смотрит. Спустя пятнадцать секунд она оборачивается и отрицательно машет головой, ну значит не едет. Только тогда он закрывает дверь и спокойно уезжает. Другие пассажиры сидят тоже спокойно - не только никак не выразив словами свое неодобрение, но даже не выразив этого никак своей мимикой. Вряд ли они все артисты и играют на воображаемую камеру - скорее всего у них осуждения попросту не возникло.
С одной стороны, девушка украла мое время и время других пассажиров, в этом сомнений нет, и я этого не одобряю. Но с другой стороны, у корейцев есть словно презумпция доверия к человеку. Они словно понимают, что каждый человек может в чем-то ошибиться, в чем-то поступить неэффективно, расслабленно, и даже глупо, и это не повод злиться на него.
История 4: мы попытались в качестве развлечения добраться на местном автобусе до одного искомого места. Требовалось три пересадки, и по карте нам не было очевидно, какой именно автобус нужен. Встали на остановку, стоим. Подъезжает автобус. Захожу, протягиваю водителю листок с написанным по-корейски нужным пунктом (по-английски тут почти никто ни слова не понимает, а мое корейское произношение было еще так себе). Он машет отрицательно головой, и я сползаю вниз, ждать следующего. Автобус, однако... не уезжает. Водитель... выходит из автобуса и зачем-то идет ко мне! Я уже давно живу в Южной Корее и привык к тому, что люди здесь не пещерные, а нормальные, и все же по совсем уже закоренелой советской привычке, просто рефлекторно едва заметно напрягаются мышцы, ну сам подумай - водитель автобуса бросает свою машину, вылезает и идет к тебе. Не к добру.
Водитель подошел к остановке и стал рассматривать графики движения автобусов! Их там висит 4 + монитор (работающий, конечно!). Поелозив пальцами по всем графикам, заглянув в монитор, водитель к своему удивлению не смог найти нужную нам информацию. И... пошел посмотреть снова на все графики, снова поелозил пальцем. Нет, не нашел. Развел руками, извинился (!!!) сел и уехал. Реакция пассажиров в точности такая же, как в предыдущей истории.
Я могу описать тысячи таких историй, это не что-то уникальное, это здесь на каждом шагу. Если это прочтет южнокореец, он даже не поймет, наверное, зачем я описываю такие обыденно простые вещи. А описываю я это затем, что во многих других странах такое поведение немыслимо, нереально, не говоря уже о России. Здесь же это - абсолютная, естественная норма.
Люди тут так живут!
Такое присущее им социальное поведение я называю "созидательным социальным поведением", и проявляется это практически везде, во всех сферах их жизни. Поэтому Сеул, как впрочем и вся Южная Корея, является совершенно уникально комфортным местом для жизни - высокие технологии + исключительно высокий уровень социальной созидательности. (К слову, в Японии всё примерно так же, хотя и в менее выраженной форме, на мой взгляд.)
Магазин.
Закупившись всякими клевыми штуками по самые уши, говорим в музее (это был магазин на территории музея), чтобы они вызвали такси. Дальше произошло следующее: директор посылает одну девушку вызывать такси, две других добывают тележки, загружают наши коробки туда и сами катят их на выход. На протяжении всей этой операции мы постоянно порываемся как-то поучаствовать в погрузке коробок, но продавщицы буквально бросаются нам наперерез и делают все сами. В конце концов мы перестаем делать попытки вмешаться и просто течем по течению.
Эти две девушки везут наши тележки к стоянке машин, третья в это время уже оказалась там, объясняет что-то мужчине, который работает на кассе продажи билетов. Этот мужчина выходит из дома, наши тележки где-то там паркуют, а нас самих проводят в комнату ожидания с кондиционером, напитками и т.д. Тут мы ждем. Спустя 5 минут мужчина нам принес бумажку с номером нашего такси и суммой к оплате за проезд (музеи тут в Чеджу расположены прикольно - на отшибе, на территории многих квадратных километров в лесах). Этот же мужчина сообщает, что такси будет через 20 минут.
Через 20 минут он же заходит в комнату и сообщает, что такси уже тут. Водитель вылезает из машины, и вместе с мужчиной с кассы начинает паковать наши коробки. Тут надо сказать, что коробок у нас было 6 штук, и все достаточно громоздкие. Нам изначально предложили вызвать больше такси, но мы отказались. Водитель видит наши коробки и нас троих, и в этот момент его корейское хладнокровие подверглось испытанию, но с честью его выдержало:) Его глаза лишь на пару секунд расширились, он немного развел руками, но тут же принялся за работу, упихивая наши коробки в багажник и на переднее сиденье.
Приехав к отелю, мы вывалились наружу. Девушка на ресепшн, увидев эту живописную картину, бросилась... сама таскать коробки! Схватила самую тяжелую и поперла. Я ее успел перехватить и взял коробку, пока она не грохнулась с ней. Дотащив коробку до лифта я увидел, что девушка уже тащит следующую.
Просто вот такие мелочи жизни, немыслимые в России в ближайшие 200 лет, наверное.
Почта.
Почта - одно из тех мест, где, наверное, можно составить представление о всей стране в целом. При словах "русская почта" возникает чувство ужаса и хочется сделать что угодно, только не идти туда. При словах "индийская почта" возникает тяжелое веселье, как при отравлении, потому что это тоже испытание, связанное со взаимным протискиванием по головам друг друга, но по крайней мере эти люди тебе улыбаются и даже иногда помогают, и нет этих гадюк, сидящих там за стеклом - вместо них спокойные люди, которые делают свою работу, и делают ее неплохо.
Сингапурская почта... сразу понятно, что ты попал в почтовое отделение в раю, и поэтому я уже даже и не сомневался, что корейская почта будет такой же, как сингапурская. Но кое-что меня все же удивило.
Когда мы вошли в почтовое отделение с двумя коробками, то девушки, сидящие за стойкой отправки посылок, сразу активно стали нас к себе зазывать. Сами поставили коробки на весы, взвесили, сказали примерную цену и стали запаковывать скотчем. Но мы люди опытные, мы хотели сами замотать коробки в два слоя скотча, поэтому утащили коробки обратно на стол, и я достал скотч. На нем была упаковка, и я замешкался, снимая её. Спустя несколько секунд я вдруг увидел, как кто-то тянет руки к скотчу. Это был охранник.
Мелькнула мысль - может быть я что-то делаю запрещенное? Ну может у них какая-нибудь паранойя в отношении скотча, как у сингапурцев в отношении жвачки? Оказалось все проще - охранник... хотел мне помочь распаковать скотч. Отказавшись от помощи охранника, я содрал упаковку и стал искать - где тут мусорная корзина. Разумеется, спустя три секунды охранник был уже снова тут и поинтересовался, в чем мои затруднения. Я объяснил. Оказывается, корзина стояла прямо тут, сбоку стола, в полуметре от меня, я ее под столом не заметил. Вместо того, чтобы просто показать мне на корзину, охранник тщательно собрал у меня из рук обрывки упаковки и сам засунул их в корзину. Я окончательно выпал в осадок и поклялся себе, что не буду больше зарекаться ничему тут не удивляться.
Девушки на упаковке поинтересовались - что у нас там. У нас там были сувениры из стеклянного музея, и они задумались о чем-то. Мой натренированный мозг тут же подсказал, что делать, и я сообщил им, что у меня есть чеки на покупку этих вещей, что вывозить их можно. Девушки посмотрели на меня с веселым изумлением и сказали, что стеклянные вещи могут разбиться, и что если это ужасное событие произойдет, то почта не будет нести ответственности. Я заверил их, что все очень тщательно упаковано, и они вздохнули с видимым облегчением, тревожность ушла с их лиц и одна даже улыбнулась от облегчения.
Подошел менеджер. Полюбовался на то, как мы в два слоя обматываем коробки скотчем, выражая живейшее удивление. Тоже поинтересовался, что у нас там, и тоже помрачнел, узнав, что у нас там стекло. Тоже предупредил о том, что если стекло разобьется, то... тут он запнулся и стал подыскивать особенно сочувственные слова... то почта, в общем, к его сожалению не сможет нам компенсировать... в общем я и его утешил, и он схватил упакованную коробку и потащил ее на весы.
Когда я вернулся в отель, менеджер на ресепшн задумался немного, и я ему подсказал номер своей комнаты. Он смутился, извинился что забыл мой номер, и вручил мне ключ. Это не 5* отель, если что. И даже не 4*. Просто самый обычный отель в удобном для меня районе.
Как так получается, что корейцы такие вежливые и такие беспредельно неагрессивные? Мне кажется, что вежливость русских и корейцев разная. Вежливость корейцев проявляется тогда, когда они хотят помочь в чем-то, и такое содействие вообще говоря не является вежливостью. Когда они часто извиняются, они делают это не для того, чтобы смягчить мою готовую прорваться агрессию к ним, а делают это тогда, когда по их мнению, они что-то делают недостаточно профессионально. То есть это и нельзя назвать вежливостью в общем. Когда они общаются друг с другом, то тоже никогда, вообще никогда при этом не выглядят заискивающими или надменными, как выглядит человек, использующий мусорную вежливость.
Когда мы вышли из отеля позавтракать, парень на ресепшн вышел за нами, немного поклонился (это как раз традиционный элемент корейской чисто ритуальной вежливости) и пожелал нам приятного дня. Выглядел он при этом не как человек, который произносит дежурную фразу, а на 100% как человек, который в самом деле хочет, чтобы нам было хорошо. Так как он явно не актер большого театра, то я верю, что ему в самом деле этого хочется.
P.S. Это просто зарисовки из повседневного опыта, а не злостная пропаганда, не вброс, не вынос и не прочее. Если кому-то покажется, что я рисую Южную Корея как райское место, то да, так оно и есть - я именно так Корею и воспринимаю, отдавая себе отчет в том, что и в этой стране есть немало того, что неплохо бы изменить.
|
</> |