Юбиляр дня Поль Сезанн
pro100_mica — 19.01.2024Сегодня исполняется 185 лет со дня рождения
великого французского художника Поля Сезанна, выработавшего свой
собственный стиль, отвечавший его представлениям о живописи,
творчество которого оказало колоссальное влияние на живопись и
мастеров ХХ столетия, считавших его своим единственным учителем и
отцом современного искусства...
Автопортрет, 1862-1864 годы. Холст, масло. Частное собрание
А ведь поначалу Поль особыми успехами в живописи
не отличался, хромал академический рисунок, который тогда был
главной частью среднего образования. Однажды на конкурсе премию за
рисунок получил его друг, будущий писатель Эмиль Золя. Из-за этого
не поступил и в школу изящных искусств в Париже. Но нашёл учителей
в лице импрессионистов, в частности Камиля Писсарро
Весна, 1860 год. Холст, масло. Пети-Пале, Париж
Отец художника, читает L'Evénement, 1866 год. Холст, масло.
Национальная художественная галерея, Вашингтон
Творчество Поля Сезанна пика расцвета достигло в
поздние периоды его жизни, а настоящее признание для широкой
аудитории пришло только после смерти. В 1906–07 годах в Париже
прошло две ретроспективных выставки художника, которые произвели
фурор. Мы побывали на выставке Сезанна. И глаза мои отверзлись,
словно ранее я был незрячим, – написал Франсуа Мориак. Сезанн
был признан величайшим художником в истории живописи, масштаба
Джотто, Мазаччо и Караваджо.
Ниже несколько работ Поля Сезанна из разных
музеев и собраний мира и коллекции Сергея Щукина (их легко
отличить, они в рамах)
Ла Клерьер, 1867 год. Холст, масло. Музей современного искусства
Морохаси, Фукусима
Увертюра к опере Тангейзер. Мать и сестра художника, 1868
год. Холст, масло. Эрмитаж, СПб
Поль Алексис читает вслух Золя 1869-1870 годы. Холст, масло.
Художественный музей Сан-Паулу
Пруд, тающий снег, 1871 год. Холст, масло. Коллекция Фонда Э.Г.
Бюрле, Цюрих
Дорога года в Овер, 1873 год. Холст, масло. Токийский
художественный музей Фудзи
Дом доктора Гаше в Овере, 1873 год. Холст, масло. Музей Орсе
Небольшие домики в Понтоазе, рядом с Овер-сюр-Уаз 1873-74 годы.
Холст, масло. Музей Фогга, Гарвард
Букет цветов в вазе, около 1877 года. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Фрукты, 1879–1880 годы. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Натюрморт, цветы в вазе, 1885-1888 годы. Холст, масло. Частная
коллекция, Нью-Йорк
Мон-Сент-Виктуар, 1887 год. Холст, масло. Галерея Курта, Лондон
Пьерро и Арлекин (Марди-Гра), 1888 год. ГМИИ им А.С. Пушкина
Натюрморт, 1895 год. Холст, масло. Фонд Барнса
Мужчина, курящий трубку, 1893–1896 годы. ГМИИ им А.С. Пушкина
Акведук, 1890-е годы. Холст, масло. ГМИИ им А.С. Пушкина
Поль Сезанн Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов,
1894 год. Холст, масло.
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Молодая итальянка за столом, 1900 год. Холст, масло. Музей Гетти,
Лос-Анджелес
Дама в голубом, около 1904 года. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Гора Святой Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе), 1904–1906
годы. ГМИИ им А.С. Пушкина
Сергей Иванович Щукин, одним из первых понявший величие гения
живописца, остроумно заметил:
Сезанн – это корочка чёрного хлеба после мороженого
Автопортрет, около 1882 года. ГМИИ им А.С. Пушкина
|
</> |