
Юбиляр дня Константин Маковский

185 лет со дня рождения русского художника
Константина Егоровича Маковского – портретиста, жанриста,
исторического живописца, участника бунта четырнадцати, члена
Санкт-Петербургской артели художников и товарищества передвижников,
профессора Императорской Академии художеств, известного нам с
детских лет по картинке в Букваре
Портрет жены художника Ю.П. Маковской, 1887 год. Бумага на картоне,
акварель, белила. Частное собрание
Константин МАКОВСКИЙ
Я не зарыл своего Богом данного таланта в
землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я
слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться
искусству, – признавался Константин Маковский. И в чём-то был
прав. Любимец дам и душа общества, трижды женат, но лишь единожды
на настоящей музе. Портреты его супруги Юлии Павловны – в ряду
лучших образцов творчества художника. Помимо сцен из народной
жизни, создал ряд эффектных портретов. Вовремя опомнившись, перешёл
из неспокойного стана художников-передвижников в почитаемый во все
времена ряд степенных академистов.
Убийство Фёдора Годунова, 1862 год. Холст, масло. Государственная
Третьяковская галерея
Свадебный боярский пир, 1883 год. Холст, масло. Музей Хиллвуд,
Вашингтон, США
Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем, 1886 год. Холст, масло.
Музей искусств Понсе. Пуэрто-Рико
Портрет Жана Луи Лассаля. 1886 год. Холст, масло.
Константин Егорович был дорогим живописцем,
особенно при жизни, он сам назначал цены за свои работы и весьма
высокие. Поэтому у него сложились непростые отношения с Павлом
Михайловичем Третьяковым, который считал, что цены эти неоправданно
завышены и обвинял Маковского в непатриотичности, так как многие
его большие холсты были проданы за границу, в разные страны и на
разные континенты. А вот в собрании Третьяковской галереи очень
мало было работ Константина Маковского.
Портрет Михаила Ивановича Глинки, 1870 год. Холст, масло.
Исторический музей, Смоленск
Петр Великий в своей мастерской, 1870 год. Холст, масло.
Перенесение священного ковра в Каире, 1876 год. Холст, масло,
ГРМ
Портрет Екатерины Долгоруковой, княгини Юрьевской, 1880 год. Холст,
масло. Частное собрание
Константин Маковский работал очень быстро, ему хватало одного-двух
сеансов. Но продавал картины не сразу, а выдерживал их в мастерской
месяц-другой, создавая у заказчиков иллюзию кропотливой работы над
ними, а значит и высокую стоимость портретов.
В мастерской художника, (Маленький вор), 1881 год. Холст, масло.
ГТГ
Боярышня у окна (с прялкой), 1890 год. Холст, масло.
Нижегородский государственный художественный музей
Под венец, 1890 год. Холст, масло. Саратовский
историко-художественный музей
Портрет Марии Алексеевны Маковской, жены художника, 1890-е годы.
Дерево, масло. ГМИИ имени А.С.Пушкина
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме.
1900-е годы. Государственный Исторический музей, Москва
Портрет темноволосой красавицы. Конец XIX – начало XX века. Доска
(красное дерево), масло. Частное собрание
Иван Сусанин, 1914 год. Холст, масло. Частная коллекция
Константин МАКОВСКИЙ
|
</> |
