Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

топ 100 блогов filmgourmand19.02.2022

19 февраля 2022 года исполняется 80 лет со дня премьеры в Лос-Анджелесе одного из самых противоречивых фильмов в истории мирового кинематографа - антифашистской кинокомедии "Быть или не быть". Режиссёр этой картины - Эрнст Любич.

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

Чтобы понять источник противоречивости этого фильма, надо вспомнить историю его создания и его создателя. Эрнст Любич происходил из еврейской семьи преуспевающего коммерсанта, владельца ткацкого производства Симона (Симхи) Любича. Симон Любич в конце XIX века перебрался из белорусского города Гродно (в то время - Российская Империя) в Берлин, где женился на Анне Линденштадт. От этого брака в 1892 году родился Эрнст. С 1911 года Эрнст Любич начал играть в спектаклях Немецкого театра Макса Райнхардта. С 1912 года началась карьера Эрнста Любича в кино. Сначала, естественно, как актёра и режиссёра немых короткометражек. В 1918 году состоялся дебют Эрнста Любича как режиссёра полнометражного художественного фильма-ужасов "Глаза мумии Ма". Первый же фильм Любича привлёк внимание американских дистрибуторов, благодаря чему в течение 4 лет он снял 16 успешных фильмов.

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

Успешная режиссёрская деятельность Любича в Германии обусловила приглашение молодого кинематографиста в Голливуд в 1922 году, где его творчество приобрело дополнительный импульс. К началу 40-х годов количество фильмов, созданных Любичем в Америке, достигло 22-х, в том числе фильмы, вошедшие в Золотую Тысячу: "Ниночка", "Магазинчик за углом". В 1939 году, после начала в Европе Второй Мировой войны, Любич вместе со своими коллегами, сценаристами Мельхиором Лендьелом и Эдвином Юстусом Мейером, эмигрантами из стран Восточной Европы, задумал создать фильм-сатиру на нацистский режим.

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

В 1941 году сценарий будущей кинокомедии был создан, и в октябре этого года начались съёмки картины. Напомню, что в тот момент США формально придерживались нейтралитета в отношении событий, происходящих в Европе. Слишком сильны были в Америке симпатии к нацистском режиму. И лишь после 7 декабря 1941 года, после сокрушительного удара, нанесённого авиацией Японии, союзницы гитлеровской Германии, по ВМФ США в Пёрл-Харборе, американское правительство, наконец определилось и объявило войну Германии и её союзникам. В связи с этим фильм, жанр которого изначально, в мирных условиях, задумывался как сатирическая комедия, выйдя на экраны в совершенно изменившихся военных условиях, у многих, как у кинокритиков, так и рядовых кинозрителей, вызвал по меньшей мере недоумение. А у многих - так и просто ненависть.

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

Особенно неистовствовал кинообозреватель The New York Times Босли Кроузер, обрушивший на фильм Любича весь свой запас желчи: "В абсолютно легкомысленном духе, контуженный частыми дозами шока, г-н Любич заставил своих актеров разыгрывать шпионский триллер на фантастическом фоне руин и ужасных бедствий оккупированной нацистами Варшавы. Сказать, что это бессердечно и жутко, значит ничего не сказать. Возможно, есть много людей, которые могут не обращать внимания на окружающую действительность, которые все еще могут смеяться над нацистскими генералами с выпученными глазами и путаным умом. ... Эти поклонники, безусловно, получат удовольствие от пародийной бравады этого фильма. Да и многим другим могут понравиться бойкие сюрпризы и интрига сюжета. Но трудно себе представить, как можно, не моргнув глазом, выдержать сокрушительный воздушный налет на Варшаву сразу после череды фарсовых сцен, когда мистер Бенни разыгрывает комедийную сцену с трупом гестаповца. У г-на Любича, видимо, было странное чувство юмора и запутанный сценарий, когда он снимал этот фильм." - NYT By Bosley Crowther, March 7, 1942

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

Естественно, в тех условиях о каких-то фестивальных успехах фильма говорить не приходилось. Да и кассовые показатели фильма оказались довольно скромными: при бюджете в 1,2 миллиона долларов кассовый сбор фильма составил 1,5 миллиона долларов. И дело здесь не в том, что в условиях военного времени людям не до кино. Например, вышедший в том же году фильм "Касабланка" при бюджете чуть меньше миллиона долларов собрал почти 7 миллионов долларов.

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

Возможно, что негативным образом на интерес зрителей к фильму подействовало следующее обстоятельство. В середине января 1942 года, по окончании съемок, исполнительница главной роли Марии Туры, актриса Кэрол Ломбард ("Мой слуга Годфри"), супруга знаменитого актёра Кларка Гейбла ("Унесённые ветром", "Это случилось однажды ночью") вылетела в свой родной штат Индиану, в рамках кампании по продаже военных облигаций. После продажи военных облигаций на сумму почти 2 миллиона долларов в Индианаполисе 15 января она собралась вернуться в Голливуд для того, чтобы присутствовать на премьере, запланированной на 21 января. Мать актрисы, которая ехала с ней, хотела сесть на поезд, но по настоянию Кэрол они подбросили монетку и решили лететь. На обратном пути самолет врезался в гору недалеко от Лас-Вегаса. Все находившиеся на борту погибли. Сроки премьеры были сдвинуты. За это время из фильма была вырезана одна фраза Марии Туры. Когда лётчик Собински приглашает её полетать на своём самолёте, она говорит: "Что плохого может случиться в самолёте?"

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии

По прошествии времени изменилось отношение критиков и кинозрителей к этому фильму. За период с 1983 по 2011 годы в разных странах было произведено 5 римейков и театральных адаптаций фильма Эрнста Любича "Быть или не быть". Не знаю, как насчёт театральных постановок, но ни один их римейков по рейтингам кинозрителей даже близко не приблизился к рейтингам оригинала. А они, эти рейтинги, таковы: 72% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Эрнста Любича "Быть или не быть" по версии FilmGourmand'а составил 8,152, благодаря чему он занял 533-е место в Золотой Тысяче. 

Юбилей самой смешной антифашистской кинокомедии


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
По традиции- разыграем "билетов пачку" на мероприятие,  к организации которого я прикладываю небольшой  "touch" :)  29 мая 2010 года, Gaudi Club, совместно с британским лейблом The Gallery отмечает свой седьмой День Рождения ...
Согласно PetaPixel , в 1864 году, через 81 год после войны, преподобный Э. Б. Хиллард и два фотографа отправились в путешествие по Новой Англии, чтобы посетить, сфотографировать и ...
Оригинал взят у twower в Львовские бабушки настолько суровы... Фото ©С.Строй (facebook.com) В группе ГО "Народная самооборона" Жидачовского района" (а также пользователем С.Строй) выложены фотографии с курсов военной подготовки, проходивших в г.Жидачов Львовской области 10 ...
О солидарности, работорговле – а также Венеции …Продолжим о праздниках – тем более, что их сегодня у нас есть. Правда, некоторые настолько серьёзны, что логичней было бы назвать их памятными датами… …Например, ООН предлагает отметить Международный день солидарности с ...
Если какая то неприятность может случиться, она обязательно случается. Законы Мерфи. Не подумал, не уберег. Посеял флешку. Причем смотрел на нее и думал, главное не потерять, а то затеряется в моем бардаке на столе, или детишки утащат, и случится весьма неприятная ситуация. Ладно если бы п ...