Юбилей дня. Караваджо 450!
pro100_mica — 29.09.2021Итальянский живописец, основоположник
реалистического направления и целого течения – караваджизма
– в европейской живописи XVII века, один из крупнейших мастеров
барокко, бунтарь, человек со сложной судьбой, Микеланджело Меризи
да Караваджо прожил короткую, но очень яркую и насыщенную жизнь.
Молодой художник, отдавая дань великому Микеланджело Буанаротти,
редко пользовался своим именем, а охотнее отзывался на прозвище
Караваджо, данное по названию городка, где прошло его
детство и откуда были родом его родители. В историю он и вошёл под
этим именем.
Портрет Караваджо, 1621 год. Черный уголь и пастель на бумаге
Оттавио ЛЕОНИ
С первых шагов в живописи Караваджо начал
писать, доверяясь только собственному таланту, не обращая внимание
на опыт предшественников, не признавая никаких канонов и
авторитетов. Его верными советчиками всегда были собственный
непредвзятый взгляд на окружающий мир, память и природное чутьё,
которым он доверял и был предан до конца жизни.
Караваджо не писал трактаты и не стремился
создать единую педагогическую систему. Но его стиль был настолько
ярким и новаторским, что художник имел массу последователей,
которые вслед за ним в качестве главного принципа провозгласили
обращение к реальной действительности. Он не идеализировал образы,
привычные для религиозных сюжетов, а писал героев своих полотен
ровно так, как их видел. Античные боги, христианские святые и
мученики на его картинах становились реальными людьми, скорбь и
эмоции их были показаны правдиво, искренне, и потому они вызывали у
зрителя сопереживание.
Музицирующие мальчики, 1594 год. Музей Метрополитен,
Нью-Йорк
Первая работа, написанная для покровителя
художника кардинала Франческо дель Монте в его дворце с натуры.
Модели отыскали среди придворных пажей и хористов, их фигуры
занимают всю плоскость картины. Это один из характерных для
Караваджо композиционных принципов – не оставлять на полотне
пустого пространства, кроме небольших просветов фона.
Отдых на пути в Египет, 1594 год. Галерея Дориа-Памфили, Рим.
Гадалка, предсказывающая судьбу, 1594 год. Лувр. Париж
Нарцисс, 1595 год. Рим. Музей старого искусства во дворце
Корсини
И
в дымке голубой над гладью вод
Узрел
я собственное отраженье
Пьер
Паоло Пазолини
Экстаз святого Франциска, 1595 год, Вордсворт Атенеум, Хартфорд,
США
Карточные шулеры, 1595 год. Музей иcкуccтв Кимбелл, Форт-Уэрт,
Теxаc
Лютнист, 1595 год. Эрмитаж
Как признавал сам Караваджо,
Лютнист, написанный по просьбе дель Монте, являлся
наиболее удавшимся ему куском живописи. Как-то увидев
у кардинала эту картину, банкир маркиз Джустиньяни взмолился и
упросил уступить ему Лютниста. Видимо, в тот момент дель
Монте испытывал финансовые затруднения, поскольку напрямую зависел
от денежных поступлений из Флоренции, а жалованья из папской казны
явно не хватало для поддержания жизни во дворце на достойном
уровне. Поэтому просьба друга оказалась весьма своевременной,
кардинал уважил просьбу банкира и продал ему Лютниста.
Лютнист, 1597 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Караваджо видел, что дель Монте с грустью
расстался с картиной, поэтому он написал ещё одного Лютниста
дабы отблагодарить кардинала за то привилегированное положение,
которым он пользовался при дворце, где многие считали его любимцем
хозяина и заискивали перед ним. Вообще Караваджо никогда не
подписывал своих картин (за одним исключением на Мальте) и не делал
копий.
Марфа и Мария Магдалина, 1595-1596 годы. Инcтитут иcкуccтв,
Детройт
Святая Екатерина Александрийская, 1596 год. Музей
Тиccена-Борнемиcы, Мадрид
Щит с головой Медузы, 1597 год. Галерея Уффици, Флоренция.
Принесение в жертву Исаака, 1598 год. Чаcтное cобрание,
Принcтон
Ещё одной характерной особенностью письма
Караваджо является свет, точнее его количество и качество. Если
прежде мы почти всегда видели картины залитые светом, полностью
открытые взгляду во всех подробностях, то на многих полотнах
Караваджо полумрак, и свет на них не просто элемент атмосферы, а
важнейшая составляющая композиции. Как луч театрального прожектора,
он выхватывает из мрака самые важные элементы мизансцены и
акцентирует на них наше внимание.
Юный Вакх, 1598 год. Галерея Уффици, Флоренция
Давид и Голиаф, 1599 год. Музей Прадо
Юдифь и Олоферн, 1599-1600 годы. Дворец Барберини, Рим.
Неверие апостола Фомы, 1600 год. Дворец Сан-Суси, Потсдам
Ужин в Эммаусе, 1601 год. Лондон, Национальная Галерея
Взятие Христа, 1602 год. Национальная галерея Ирландии
Коронование терновым венцом, 1603 год. Музей истории искусств,
Вена
Святой Иероним в раздумье, 1605 год. Монаcтырь Монcеррат,
Барcелона
Пишущий Святой Иероним, 1605 год. Галерея Боргезе, Рим
Мадонна со змеей, 1606 год. Галерея Боргезе, Рим
Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1607 год. Королевский дворец
Мадрида
Портрет Алофа де Виньякура с пажом, 1608 год. Лувр, Париж
Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1608 год. Собор святого
Иоанна
Давид с головой Голиафа, 1609-1610 годы. Галерея Боргезе, Рим
Отрубленной голове Голиафа Караваджо придал собственные черты
Мученичество святой Урсулы, 1610 год. Музей Каподимонте,
Неаполь
Сам Караваджо был человеком крутого нрава,
обидчику мог ответить не только крепким словцом, но и взяться за
оружие, что однажды и закончилось убийством соперника, за которое
художник был приговорён к смертной казни. Вообще его жизнь была
бурной и насыщенной разными событиями: неоднократные аресты,
тюрьма, побеги, в том числе и на Мальту, где он был даже посвящён в
рыцари Мальтийского ордена, но вскоре из-за недостойного поведения
был заключён в тюрьму, из которой, как водится, бежал. Короче,
детективный роман, а не жизнь... И закончилась она также. В 38 лет.
В октябре 1609 года в Неаполе, на выходе из трактира Караваджо
подвергся нападению трёх неизвестных, был зверски избит и изувечен.
С того злополучного дня жизнь Караваджо становится сплошной
загадкой. В Риме кардиналы Боргезе и Гонзага добились от папы
согласия на отмену смертного приговора Караваджо. Он двинулся в
путь в Рим на фелюге и 18 июля 1610 года скончался в Порто-Эрколе.
Существует несколько версий смерти Караваджо: то ли от малярии, то
ли отравления, то ли убийства семейством Томмазони либо рыцарями
мальтийского ордена.
Символический гроб Караваджо на кладбище в Порто-Эрколе
Памятник Караваджо на пляже Фенилья в Тоскане
|
</> |