рейтинг блогов

You and me could write a bad B-romance

топ 100 блогов lazzo_fiaba03.10.2011 Текст посвящен гомосексуализЬму, снабжен картинками и какбе намекает, нервных просят не смотреть.

You and me could write a bad B-romance Photobucket

По поводу фанатской субкультуры, фанфикшена и слэша написано уже немало аналитических статей, в том числе вполне известными личностями, например, Линор Горалик. Их авторы рассуждают о психологии, мифах, неврозах или, скажем, на сайте Луркоморье о страшных тетках среднего возраста, сублимирующих свои потаенные желания в такой своеобразной форме.
Все это, конечно, замечательно, вот только лично у меня – не претендующей на глубину исследования феномена - есть впечатление, что создатели произведений, по которым фанаты строчат свои нехитрые сублимации, если уж мы сочтем это таковыми, все чаще подыгрывают этим самым фанатам.
Безусловно, банан большую часть времени просто банан, а канонические Холмс и Ватсон всего лишь хорошие друзья, но со времен сэра Конан-Дойля немало изменилось, и эти изменения просто не могут быть полностью проигнорированы теми, кто пишет новые песни на старый лад или слагает уже свои.
У меня есть одно соображение, почему это происходит.
Для начала: а что же, собственно, происходит?
Происходит, я считаю, то, что в очень многих современных произведениях, в первую очередь я имею в виду кино, мы наблюдаем изображение мужских персонажей, которых связывают между собой несколько более чем обычные дружеские отношения. Во всяком случае, это не те отношения, которые укладываются в некогда стандартные рамки “Ты меня уважаешь? Я тебя уважаю” с разговорами о футболе.
Из того, что лично я наблюдаю в этих произведениях выделяются два направления изображения отношений между героями-мужчинами: так называемый броманс (кстати, это слово теперь вошло в словарь Уэбстера), то есть платонические мужские дружеские отношения, окрашенные, тем не менее, той степенью интимности, которая чаще свойственна брачному или продолжительному любовному союзу разнополых людей, и антагонистическое противостояние, приводящее к степени напряжения между героями, которое в случае опять же разнополых пар в художественных произведениях имеет обыкновение заканчиваться сексуальной разрядкой.
Согласитесь, если это правда, то нет ничего удивительного в обилии фанфикшена слэшерской направленности. Да, слэшер способен написать фанфик о страстной любви хоть между Иваном-царевичем и Кощеем Бессмертным, но, подчеркиваю, речь идет о тех случаях, когда все происходит не только в воображении фаната.
Чтобы не быть голословной предлагаю прогуляться по разным произведениям, где можно углядеть между мужскими героями эти не совсем классические отношения.
Начнем с броманса, дальше подкрутим накал страстей.
Итак, глубокий вдох…

Доктор Хаус, Хаус и Уилсон

Wilson: I've got no kids, my marriage sucks; I've only got two things that work for me: this job and this stupid, screwed-up friendship.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Будучи современной и переведенной на медицинскую почву версией “Шерлока Холмса” самый известный в мире сериал о враче унаследовал многое от истории великого детектива. Перед нами история социопатического гения и его лучшего и единственного друга, который только и способен терпеть его выходки.
Можно было бы упомянуть многочисленные шуточки на гомосексуальную тематику, которыми обмениваются сами персонажи, или те, которые подпускают создатели сериала (в одной из серий даже можно наблюдать предложение руки и сердца со стоянием на коленях). Но всего этого, считаю я, могло бы вообще не быть, а в интернете не стало бы меньше ни на один фанфик среди колоссального количества слэша о Хаусе и Уилсоне.
Обратимся к бесстрастной Википедии: “Дружба Уилсона и Хауса во многом основана на притяжении противоположностей. Общительный и открытый Уилсон совершенно не похож на замкнутого и грубого Хауса. Вероятно, по этой же причине Уилсона привлекает «Беспощадная Стерва» Эмбер, женский вариант Хауса, которая абсолютно не похожа на других его женщин. По словам Хауса, Уилсона обычно влечёт жалость и желание «вылечить» их (одной из любовниц Уилсона была его пациентка, больная раком), и после того, как ему это удаётся, он первый теряет к ним интерес и начинает изменять.”
Хаусу Уилсон не изменяет никогда. Чтобы не происходило между ними, как бы сильно ни задевали Уилсона издевательства Хауса, как бы много ни жаловался тот на беспрерывные нотации Уилсона, эта пара остается неразлучной.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Эти отношения, совершенно невозможные для большинства обычных людей, остаются единственным стойким партнерским союзом для персонажей. Более того, судя по всему, единственно возможным.
Короче говоря, стоит ли упрекать фанатов, если даже Хью Лори в одном интервью говорит: “ Хауса с Уилсоном явно необычные отношения, так что нужно посмотреть на них под разными углами. Они точно не укладываются в рамки приятельских. Хаус и Уилсон явно неравнодушны друг к другу.”
Ну, и конечно же…
“ТВ Гайд: Роберт, вы были дома у Хью?
Леонард: Был.
*неловкое молчание*
Леонард: И что еще можно ответить на этот вопрос?
Лори: Вы хотите узнать, надолго ли он приходил?
Леонард: Все, что я помню, - это ароматические свечи и Хью, появляющийся в халате.
Лори: Вранье!
Леонард: Ну, я просто хотел привнести нотку, знаешь, броманса.”
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Комедийные сериалы

Несмотря на юмористическую (основательно стухшую, увы, со временем) нотку в “Докторе Хаусе” сериал в целом драматический, поэтому в отношениях героев хватает своего надрыва. В комедийных сериалах все ограничивается только шутками. С одной стороны, почему бы не посмеяться над тем, что кажется забавным в современном мире, с другой, шуточные ситуации всегда точно отражают процессы, которые в этом самом мире и культуре происходят.

Чендлер и Джоуи из “Друзей” – парочка “ярых гетеросексуалов”, без вопросов. Поэтому на все 10 сезонов друзей мы имеем не так много шуток на гей-тематику, зато массу объятий, с которыми, даже сами ребята решили как-то раз не перебарщивать и закончили мужественным рукопожатием, явно неловко себя при этом ощущая. С объятиями им точно комфортнее.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Героев гениального английского сериала Spaced периодически подкалывает прекрасная девушка с моего ю-пика: “Тим, звонит твой бой-френд”, - говорит она парню, с которым снимает квартиру. “Он не мой бой-френд”, - мрачно отвечает Тим, после чего воркует в трубку, - “Привет, детка”.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Думаю, это в первую очередь стеб над самими актерами, ведь Саймон Пегг и Ник Фрост в жизни BFF (best friends forever) и, наверное, немало таких подколок сами наслушались, что, впрочем, им не мешает довольно неоднозначно позировать на некоторых фото. Вот такие они, чокнутые англичане.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

И, наконец, главная броманс-парочка из телевизора: Джей-Ди и Терк из сериала Scrubs, про чьи нежные отношения шутят все, начиная с сурового доктора Кокса, заканчивая женами/подругами героев. Исполнение эпической песни “Guy love between two guys” ставит в этом вопросе окончательную точку:
“J.D.: It's like I married my best friend…
Turk: But in a totally manly way. ”
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Шерлок Холмс, Холмс и Уотсон

Sherlock Holmes: Be gentle with me, Watson.

You and me could write a bad B-romance Photobucket

В фильме Гая Ричи все, во-первых, совершенно невинно, а во-вторых, в нём присутствуют далеко не на последних ролях дамы, которые уравновешивают и балансируют отношения мужских персонажей: харизматичная Ирен Адлер – любимый kink Холмса и невеста Уотсона, кстати, говоря, девушка с вполне мужским твердым характером. Единственное, на чем можно при желании сделать акцент, так это на ревности, которую демонстрирует Холмс, узнав, что друг хочет жениться, но он и в оригинальном произведении от этой идеи не был в восторге. Он даже пытается саботировать помолвку доктора на свой детско-хулиганский лад, чтобы тот продолжал все свое время и внимание уделять ему.
Но, в целом, я считаю, если бы актеры, исполнившие роли, не были бы такими привлекательными мужчинами, а Уотсона не сыграл бы Джуд Лоу, которому не привыкать быть смутным объектом гомосексуального желания, вряд ли могли бы возникнуть какие-то мысли на тему.
Вот Лоу и Роберт Дауни-младший тоже так думают :-)
You and me could write a bad B-romance Photobucket

С уютной, фактически канонной темы броманса предлагаю постепенно переползать на темные пространства отношений, которые я определяю как противостояние между героями. Обычно противостояние подразумевает то, что герои находятся по разные стороны баррикад в первую очередь в вопросах морали и этики. Классика жанра: герои и злодеи, вечная борьба между ними. Но, как оказалось, противостоять друг другу можно, и сражаясь на одной стороне.

Жизнь на Марсе, Сэм Тайлер и Джин Хант

Gene Hunt: You great... soft... sissy... girlie... nancy... french... bender... Man-United supporting POOF!

You and me could write a bad B-romance Photobucket

Когда современный полицейский Сэм Тайлер попадает из 2006 года в 1973, чуть ли ни первое, что с ним происходит: начальник полиции Джин Хант хватает его за грудки и дарит самый яркий за всю предыдущую жизнь Сэма kiss with a fist. Потом это будет повторяться снова, потом Сэм ответит, потом, после очередной драки, Джин Хант умиротворенно закурит, как если бы… Ну, вы поняли.
Несмотря на все увлечение слэшем мне абсолютно несвойственно искать в темной комнате гомосексуальную кошку, которой там нет. Но эта искрящаяся от химии парочка таки наводит на соответствующие размышления. Они кружат вокруг друг друга, как коршуны, спорят, ссорятся, дерутся, пытаются друг друга переделать, сверкают глазами, высмеивают, причем для брутального Ханта рафинированный Сэм становится постоянным источником шуток насчет геев, а для толерантного Сэма очень-очень неполиткорректный Хант – воплощением гомофоба, и, вроде как, терпеть друг друга не могут вообще, но при этом практически не расстаются. А когда у Сэма случается один из его пугающих “приходов” насчет будущего/комы или где он там находится на самом деле, в ужасе он зовет на помощь именно Ханта.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

В общем, единственное, что может помешать охарактеризовать эти отношения как классический случай love/hate, это то, что речь идет о двух персонажах, которые все из себя такие гетеросексуальные. Правда, самим создателям сериала это не помешало отпустить на счет их отношений одну шуточку, которая “прозвучала” уже в спин-оффе “Марса” Ashes to ashes, вот такое граффити можно там наблюдать:
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Масла в огонь подливают и актеры, тут вам и фотосессии со взглядами и прикосновениями, и Джон Симм в интервью говорит почему-то почти серьёзным тоном, что у них с Гленистером, играющим Ханта, тайный роман.
Будем считать, что ещё одни эксцентричные британцы, которым нравится дразнить зрителей.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Шерлок, Шерлок и Ко

John: I’m not his date!

You and me could write a bad B-romance Photobucket

В прогремевшем в прошлом году сериале, продолжение которого я с нетерпением жду, звучат сразу обе темы, о которых я говорила.
Отношения Шерлока и Джона это классический броманс, плавно перекочевавший в XXI век из оригинального произведения. Это все тот же дуэт гения-социопата, плюющего на правила и условности, и его верного друга, относящегося к нему практически с восторженной влюбленностью, ум и сердце, дополняющие друг друга (кстати, финальные серии 4 сезона “Доктора Хауса” назывались “Голова Хауса” и “Сердце Уилсона”).
И Джон Уотсон, становящийся единственным человеком, о котором можно говорить в контексте сердца Шерлока Холмса, вовсе не выдумка фанатов-слэшеров и подыгрывающих им создателей сериала:
“- Вы не ранены, Уотсон? Скажите, ради Бога, вы не ранены?
Да, стоило получить рану, и даже не одну, чтобы узнать глубину заботливости и любви, скрывавшейся за холодной маской моего друга. Ясный, жесткий взгляд его на мгновение затуманился, твердые губы задрожали. На один-единственный миг я ощутил, что это не только великий мозг, но и великое сердце... Этот момент душевного раскрытия вознаградил меня за долгие годы смиренного и преданного служения.”
Но все же, как я писала, времена изменились. На происходящее в сериале это наложило тот отпечаток, что теперь все принимают отношения живущих друг с другом молодых мужчин за счастливый брачный союз. Намеки, шутки, предположения звучат со всех сторон: миссис Хадсон, Майкрофт Холмс, знакомый Шерлоку хозяин ресторанчика считают, что эти двое – настоящая пара. Не улучшает дело и то, что, если Джон постоянно возмущается этим предположением, то Шерлоку, кажется, настолько все равно, что думают о нём окружающие, что он не стремится никого разубеждать. Зато в какой-то момент думает, что Джон приглашает его на свидание, после чего сообщает, что польщен, но считает себя женатым на своей работе.
Бенедикт Камбербетч, ставший звездой после съемок в сериале, говорит, что забавно было стать секс-символом, сыграв совершенно асексуального персонажа. Но внутренняя асексуальность Шерлока совершенно никак не отражается на его внешней привлекательности. Да и вообще недаром существует столько фан-видео о сериале на песню Кэтти Перри “You’re hot when you’re cold.” Такой потенциал привлекательности в любом случае должен был быть куда-то направлен. Даже у Штирлица была жена, кто же есть у Шерлока? Явные заигрывания с ним вполне симпатичной девушки Молли он то ли до конца не понимает, то ли не хочет на них реагировать. Других женщин, кроме относящейся к нему с теплотой миссис Хадсон, в его жизни нет. Да и вообще само шоу, в котором полно привлекательных ярких мужских персонажей – мальчишеское. В мире Шерлока Холмса женщины всегда существовали на второстепенных ролях. И вот сейчас, в том тысячелетии, которое, милые, у нас с вами на дворе, этому находится новое объяснение.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Но, как уже было сказано, отношения Шерлока и Джона, несмотря на все современные реалии и шутки, это броманс, то самое “Bros before hoes” , в который можно вложить самый разнообразный смысл, включая ничем не замутненное понятие крепкой мужской дружбы на почве общих интересов (у героев “Шерлока” интерес этот – адреналиновая наркомания). В сериале же, помимо этого, есть другие отношения, не менее сильно волнующие фанатские умы.

Jim Moriarty: Hello, sexy. I've sent you a little puzzle, just to say hi.

You and me could write a bad B-romance Photobucket

Джеймс Мориарти – Немезида Холмса (увы, бездарно представленная в культовом отечественном многосерийном фильме, где профессор получился каким-то клоуном, несмотря на впечатляющую внешность и озвучку Олега Даля), главный противник, единственный враг, которого сыщик считает себя достойным. Он восхищается Мориарти и в книгах, и в сериале. Он, можно сказать, страстно увлечен им, правда, ни сколько личностью, сколько тем вызовом, который тот ему бросает.
То же самое можно сказать и о Мориарти, которого маньяк-таксист называет “поклонником Шерлока Холмса”. Вот только в свете нового времени поклонение это приобретает неоднозначную окраску. Джим Мориарти (там, где мистер Холмс и доктор Ватсон становятся просто Шерлоком и Джоном, профессор Мориарти становится “Джимом”) посылает Шерлоку свое первое “голосовое письмо”, начинающееся более чем игривым приветствием, а первую встречу организует, играя “Джима из IT-отдела”, в котором Шерлок сразу же распознает гея, хотя Молли и представляет его своим бой-френдом. Этот самый “Джим из IT” подсовывает Шерлоку свой телефон, причем, шут его знает, может, и настоящий в реальной надежде, что тот позвонит. Спрашивается, зачем? Точного ответа сериал нам не дает, предполагается, что скучающий Мориарти развлекается таким образом. Однако вновь спрашивается – зачем, вернее, почему именно так? Он действительно “играет” гея, или у него действительно такая ориентация, и его увлечение Шерлоком окрашено в сексуальные тона?
Во время эпической встречи у “Рейхенбадского” бассейна, где Мориарти появляется в невероятно гламурном, как сейчас говорят, метросексуальном виде и щегольском костюмчике от Вивьен Вествуд (что он считает нужным отметить), он бросает Шерлоку массу двусмысленных реплик, включая странное и очень интимное: “ I will burn you. I will burn the heart out of you”. Причем о сердце мы уже говорили, “сердце” это Джон Уотсон, которого Джим презрительно называет “домашним любимцем” Шерлока, в результате чего это психопатическое увлечение приобретает ещё и ревнивые нотки.
Сложно сказать, что там у Мориарти в голове, возможно, все это для него действительно просто забавная игра, но то, что голову зрителям авторы сериала основательно задурили сомневаться не приходится.
“Jim Moriarty: Is that a British Army Browning L9A1 in your pocket, or are you just pleased to see me?
Sherlock Holmes: [Draws the gun, points it at Moriarty] Both.”
Ну, да, мальчики шутят и веселятся, почему бы и нет?
“We were made for each other, Sherlock.”
Можно, конечно, сказать: как крекер и сыр.
Но можно-то и совсем по-другому.

Доктор Кто, Доктор и Мастер

The Master: Dying in your arms... happy now?

You and me could write a bad B-romance Photobucket

Наверное, если посчитать количество слэш-фанфикшена, посвященного каждому фэндому (ну, если кто-то вдруг задастся такой идиотской задачей), то на первом месте, я уверена, окажется фэндом “Гарри Поттера”. А вот на втором месте – фики о парочке из “Доктора Кто”, классических frenemies, связанных многовековыми отношениями и находящихся в вечном противостоянии, более-менее списанном с взаимоотношений Холмса и Мориарти, поэтому сказать о которых “ made for each other” можно со всей убежденностью.
Эту связь между героями можно трактовать по-разному, но, с какой стороны не взгляни, то, что между ними, это настоящая страсть, пусть даже не обязательно в сексуальном смысле. Если же таковой всплывает, то воспринимается он фанатами, как правило, с элементами BDSM в отношениях героев, к чему, конечно, очень располагает имя одного из них.
Итак, сезоны сериала, в которых роли исполняют Дэвид Теннант и Джон Симм породили массу фанфикшена. Есть ли для этого объективные предпосылки в сериале? Послушаем самих персонажей в одном телефонном разговоре:
“The Doctor: Master.
The Master: I love it when you say my name. ”
Фраза произносится соответствующим тоном и с придыханием, позволившим фанатам сериала окончательно окрестить все это сексом по телефону, тем более, в продолжении звучит:
“The Doctor: I've been alone ever since. But not anymore. Don't you see? All we've got is each other!
The Master: Are you asking me out on a date? ”
Опять шутки-прибаутки, за которыми (спустя некоторое время) следуют довольно ожидаемые в этих отношениях игры со связываниями, ошейниками, кляпами и прочей атрибутикой, в ходе которых звучат различные признания:
“The Master: I don't know what I'd be without that noise.
The Doctor: I wonder what I'd be without you. ”
В сериале Доктор умоляет своего заклятого врага, причинившего ему и другим массу зла, не умирать, а затем оплакивает его смерть как самую ужасную потерю в своей жизни, и, если это не любовь (подчеркиваю – необязательны сексуальные ассоциации), то что такое тогда вообще любовь?
You and me could write a bad B-romance Photobucket

Безумие Мастера, делающего его, вопреки злодейской природе, напуганным, уязвимым и страдающим, превращает его в идеальный объект для чувств Доктора, в природе которого спасать, помогать и защищать. Даже без каких-либо гомосексуальных мотивов эти отношения выходят за рамки привычных как дружеских, так и вражеских.
You and me could write a bad B-romance Photobucket

И, наконец, главный вопрос: почему все это происходит в современном кино, сериалах, превращаясь в субкультуру и некий пласт общественного сознания?
Выросло поколение мужчин, которое больше не хочет стыдиться своих эмоций и загонять поглубже слезы? Это могло бы быть объяснением современному бромансу. Объяснение противостоянию в том, что в современном упорядоченном, логичном, действующем преимущественно в рамках доводов рассудка мире любая страсть становится явлением исключительным, а потому как бы имеющим романтическую подоплеку в сознании людей.
Возможно.
Но, я считаю, дело ещё и в том, что изменилось отношение к женщине, поскольку изменились сами женщины.
Современные кино-героини чаще похожи на мужчин больше, чем сами мужчины. Элизабет в “Пиратах Карибского моря” скидывает платье не для того, чтобы кого-то соблазнить, а чтобы переодеться в мужской наряд и пуститься в странствия и скитания. Героини главных современных секс-див Анджелины Джоли и Меган Фокс становятся в боевые стойки при каждом удобном случае. А хрупкие девушки вроде Натали Портман в “Черном лебеде” ищут любви в объятиях других девушек.
Женщины перестали быть принцессами в башнях, которых нужно спасать от злых драконов. Они теперь сами спасают своих принцев, как Жизель в “Зачарованной”, сражаются вместе с мужчинами, как Нейтири в “Аватаре”, и с самого раннего возраста готовятся бить в кость, как юные героини в “Ханне” или “Пипце”.
Женщины в современном кино перестают быть романтическими объектами, которыми они были раньше, даже на территории романтических комедий женщины теперь являются равноценными партнерами мужчин, готовыми, если что-то пойдет не так, зачать ребенка из пробирки и стать матерями-одиночками, чтобы выращивать ещё более эмоциональных, нервозных сыновей и ещё более “сильных женщин”-дочерей.
При этом равноценными противниками они для мужчины быть по-прежнему не могут из-за физиологических особенностей. Ведь противостояние подразумевает насилие, физический контакт с вариациями бития морды в диапазоне от банальной драки до дуэли на лазерных табуретках.
Миледи в “Трех мушкетерах” чуть ли ни единственный пример мировой литературы, а Женщина-Кошка в “Бэтмен возвращается” в кино, где женщины были для мужчин реальными противниками. Обычные столкновения между полами, где женщина показана злодейкой, противостоящей положительному главному герою, основано на сексуальных интригах, как в “Основном инстинкте” или “Опасных связях”, причем женщина в таких случаях показана созданием в первую очередь отталкивающим, именно что “Дьявол это женщина”.
Не знаю, сколько сейчас полетит в меня тапков, если я скажу, что считаю расцвет слэша в современной культуре приметой пост-феминистического общества, а общую картину я вижу примерно так (и на этом заканчиваю):
“ – Разрешите подать вам пальто, мадам.
- Я сама с этим способна справиться/Вы пугаете меня своей грубой мужской силой.
- Ну, тогда ладно, пойду наслаждаться братской любовью.”
But in a totally manly way.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
21.09.2011 40, 50, 60... Rock
Архив записей в блогах:
Вхожу в дом. Спрашиваю у консьержа Наташи: - А что сегодня хорошего по телевизору? - Стас, - говорит, - Михайлов, концерт его. - А он вам нравится? - спрашиваю, уже немея частично. - Да, - она говорит. И тут двери лифта закрываются и я в нём уезжаю. Снаряжаю собаку на гуляние и думаю: ...
Даже если брать в расчет только 1937-1938 гг. и только официальную статистику (под 700 тыс. расстрелов), то это значит, что только 2 года правления Сталина — в мирное время, замечу, — обошлись России не менее чем в 10 ядерных бомб, сброшенных на Нагасаки.  ...
В квартире были старые шкафы, которые бесили Вовку с детства, но которые выбрасывать предки не разрешали. В общем, я можно сказать, предвосхитила конфликт. Походу вышло мило и нищебродненько, как я люблю =) А это общий вид комнаты. Осталось ...
Ничего себе новости! По CNN показали. Барака Обаму судя по строчке внизу убили. Не понял что-то... Видео: Титр о том, что президент Америки стал жертвой морского пехотинца, появился в прямом эфире. Все произошло вовремя выпуска новостей. UPD: Строка с сообщением провисела около м ...
Был у меня начальник Борис Гиллер. Так скромно и подписывался - БГ. Он вот чему учил: "Сергей, Вы слишком добрый и доверчивый. Никогда не думайте о людях хорошо. Люди по определению подлецы. И вот когда вы будете ждать от них плохого, а они вдруг ...