Является ли русский язык национальным в РПЦ?
pretre_philippe — 26.08.2011 В очередной раз вспыхнула волна дискуссий насчет богослужебного языка. Ну, разумеется, традиционалисты-фундаменталисты в очередной раз шумят. Сайт "Благодатного огня" торжествующе комментирует недавнее решение Епархиального совета Московской епархии:"Итак, мы видим, что разум возобладал и духовенство Московской епархии засвидетельствовало свою церковность и верность древним богослужебным традициям Русской Церкви. А уж как завывали в последнее время обновленческие подпевалы богослужебных реформ! Какими только методами не пользовались! Самовлюбленные церковные либералы-реформаторы в слепом упоении постоянно твердили цифру 90. Именно такой процент подмосковного духовенства грезилось им принять в число своих сторонников. Но услаждающая лирика внезапно стала серой для них прозой. Так где же эти 90%? Наверняка не нашлось и доли процента тех, кто посягнул на церковное Предание, а именно: на святость нашего церковнославянского языка. Свят сей язык, ибо и приняли мы его от равноапостольных просветителей. И сколько бы ни пытались враги Церкви замарать сие наше достояние – теперь ясно одно: их замыслы разрушены в самом основании".
http://www.blagogon.ru/news/148/
Ну да, кто что хочет, тот то и видит. А между тем в самом решении есть весьма уместное замечание:
"Однако в контексте признания допустимости богослужения на национальных языках вызывает недоумение сохраняющаяся до сих пор неопределенность церковной позиции в отношении национального языка русского народа".
Просто поразительно, как судьба русского языка в церковной жизни удивительно повторяет место русского народа в СССР в целом. В любой другой республике сохранялась определенная национально-культурная автономия, тогда как РСФСР фактически была в политическом плане придатком СССР или уменьшенной его копией. Помнится, как наши писатели-патриоты, почвенники, резонно выдвигали в конце 80-х тезис: а почему самой России в рамках Союза не поставить вопрос о суверенитете? Время показало, что это было утопично, но настроения того времени можно было понять.
И вот сейчас те же патриоты, оборонители в том числе русской традиции яростно выступают против служения на русском национальном литературном языке, называя сторонников такого служения, как всегда, "обновленческими подпевалами" или чем-нибудь в этом роде, разве что еще ругани с крепкими словами не хватает. Ну чем, спрашивается, русский язык хуже татарского, казахского, бурятского, якутского, на которые и так уже существуют переводы молитв и богослужений, по крайней мере, частично? Чем заслужил литературный русский язык быть таким ущемленным по сравнению с прочими языками? Ведь никто не покушается на церковно-славянский! Речь идет всего лишь навсего о возможности употребления в ТОМ ЧИСЛЕ и русского языка! Оно, конечно, ЦСЯ велик и могуч, но к чему же стулья ломать и сколько их уже было сломано за последние десятилетия?...
Разумеется, все национальное и культурное не стоит абсолютизировать - это лишь средства выражения богословской мысли в церковной жизни. Но церковно-славянский язык - это тоже всего лишь исторически обусловленная форма, это одно из многих подобных средств и далеко не единственное, а сейчас этот язык мертвый, как латынь, древнегреческий, арамейский или библейский иврит. Иисус Христос же приходил на Землю вовсе не ради того, чтобы отдельно взятый народ и его Церковь держались за раз навсегда заданную языковую форму. Иначе тогда арамейский, иврит или древнегреческий имели бы большее право быть подобными средствами!
|
</> |