Ярославль: южные районы
russiantowns — 15.11.20212.
Южная периферия Ярославля не так обширна, как северная или заволжская, но от Московского вокзала вдоль Московского проспекта застройка тянется ещё километров на 7 - если считать нефтеперерабатывающий завод.
А если смотреть в южном направлении, вдоль проспекта Фрунзе - то там Ярославль ещё километров 10 не кончается.
Но главное направление - это всё же по Московскому проспекту, и я начну с него.
3.
И пусть первые дома, в которых жили рабочие железнодорожных мастерских, появились южнее Московского вокзала больше 100 лет назад, основным фактором в развитии южной периферии Ярославля стало строительство нефтеперерабатывающего завода в 1950-е годы.
Первые кварталы посёлка Нефтестрой появились уже в конце 1950-х годов западнее Московского проспекта.
А в 1960-е - 1970-е они стали со всех сторон обрастать микрорайонами нового района Ярославля:
Нефтестрой, официально "Юго-Западный район" отличается в лучшую сторону от большинства таких призаводских спальных районов: планировка тут довольно разнообразна, есть большой парк.
4.
Разнообразна и застройка - есть дома всех десятилетий от 1950-х до 2010-х;
5.
И они не образуют монотонных жилых массивов, как в том же Брагино.
6.
7.
8.
Помогает и живописный рельеф: с высоток на южном выезде из города видна половина Ярославля.
9.
10.
Московский проспект остаётся главной осью района.
11.
12.
По нему проходит единственная в южной части Ярославля троллейбусная линия (и единственная линия электротранспорта в южных районах города).
13.
И оба курсирующих по ней троллейбусных маршрута обслуживают именно микрорайоны Нефтестроя.
14.
Холм, на котором расположен Нефтестрой, традиционно назывался "Крестобогородской горой".
15.
Тут было расположено село Крестобогородское, а Крестобогородская церковь с кладбищем, построенная почти на самой вершине горы в середине XVIII века, сохранилась до наших дней:
16.
Это удивительно - ведь это самый центр современного жилого района, буквально обочина Московского проспекта, но даже самая длинная в Ярославле многоэтажка ("китайская стена") немного отходит в сторону, чтобы дать место храму.
17.
Дело в том, что эта церковь никогда не закрывалась. И когда в 1950-е годы храм вместе с будущим Нефтестроем оказался в черте города, то власти вознамерились её снести, чтобы построить на её месте ДК Нефтяников, то местные жители воспротивились, да так, что церковь так и не снесли.
18.
19.
Парк Нефтяников расположен почти в середине района.
20.
21.
22.
Тут есть пруд, аттракционы и даже свой верёвочный парк, аналог московского "Панда-парка":
23.
24.
25.
Вместо панд образец для подражания тут - Тарзан:
26.
На Нефтестрое живёт не меньше половины населения Красноперекопского района, то есть порядка 35 тысяч человек.
27.
28.
На западной окраине района - своя железнодорожная станция (Полянки):
29.
Там останавливаются электрички в сторону Ростова и Александрова.
30.
Но из всего, что расположено на южной периферии Ярославля, наибольшее влияние на жизнь города, пожалуй, оказывает автовокзал.
31.
32.
33.
Он находится прямо на Московском проспекте, в старой железнодорожной промзоне, от основной части Нефтестроя немного в сторону Московского вокзала.
По идее, восточнее Московского проспекта - уже район Суздалка, выросший из нескольких старых посёлков и деревень вдоль Суздальского шоссе. Это шоссе лет 100 уже не ведёт в Суздаль, теперь это просто городская улица, которая начинается недалеко от площади Подвойского у Московского вокзала, и идёт плюс-минус параллельно Московскому проспекту, но в более южном направлении.
Но Суздалка состоит из нескольких разрозненных частей, слабо связанных друг с другом - многоквартирные дома ближе к Московскому проспекту и Московскому вокзалу;
34.
35.
36.
Частный сектор ближе к железной дороге на Кострому.
37.
38.
И немного старых деревянных бараков не так далеко от Московского вокзала:
39.
Та часть Суздалки, которая вдоль дальней части Московского проспекта, однозначно тяготеет к Нефтестрою.
Нефтестрой и примыкающая к нему часть Суздалки - район довольно густонаселённый и компактный, и уже через пару километров жилая застройка кончается.
Тут к Московскому проспекту с северо-запада подходит городская объездная, которая в этом месте пролегает прямо по городской улице Калинина.
Как и вся западная половина ярославской объездной, этот участок выполнен с одноуровневыми пересечениями и даже без отбойника.
Забитые автомобилями магистральные дороги (в нескольких километрах южнее ещё подходит дорога с Костромы) вместе с нефтезаводом делают южные районы Ярославля одними из наиболее неблагополучных в городе.
А Новоярославский нефтеперерабатывающий завод ("ЯрославНефтеОргСинтез") начинается ещё через несколько километров от перекрёстка, по правой стороне Московского проспекта, который совсем скоро становится Ярославским шоссе (именно так, а не Московским, что было бы логичнее).
40.
41.
Городской НПЗ занимает 7-е место в России по мощности, но неподготовленного наблюдателя он впечатляет ничуть не меньше, чем, например, гораздо более мощный Киришский НПЗ в Ленинградской области.
Тем более что, в отличие от подавляющего большинства НПЗ, "ЯрославНефтеОргСинтез" находится очень близко к дороге и отлично просматривается. Можно сказать, это такой фасад Ярославля для московских гостей: ведь завод - это первое, что видишь, когда приближаешься к городу на автомобиле с южной стороны.
Дальше я опять отправлюсь от Московского вокзала на юг, только не по Московскому проспекту, а по уходящему юго-восточнее проспекту Фрунзе.
42.
Районы вдоль него - это основная часть Фрунзенского административного района, второго по величине в Ярославле и демонстрировавшего в последние 20 лет наиболее высокие темпы роста населения.
43.
С 2002 года жителей здесь стало на 10% больше; собственно, это единственный район города, где наблюдался устойчивый и заметный рост населения.
44.
Но вся эта положительная динамика была достигнута за счёт многоэтажных микрорайонов Сокола в центральной части района.
45.
Они с 2000-х годов возводятся на месте бывшего военного аэродрома, а также новых микрорайонов Дядькова несколько южнее.
46.
Напротив Сокола, через проспект Фрунзе - первый в Ярославле гипермаркет (Metro), да и сам проспект проложили тут только после закрытия аэродрома в 1980-е годы.
47.
По причине такого позднего формирования основной планировочной оси во Фрунзенском районе нет городского электротранспорта - если не считать троллейбусной линии на северо-западной границе, по Московскому проспекту.
Крупное жилищное строительство началось тут только в постсоветское время, а для разрозненных микрорайонов и посёлков, существовавших здесь и раньше, линий электротранспорта не строили.
48.
За Соколом по проспекту Фрунзе - район Дядьково, выросший при судостроительном заводе, он плавно переходит в район Нефтебаза (не путать с Нефтестроем!).
Но в дальней части жилого массива уже не видно новых домов, и по общему пейзажу и атмосфере это уже типичная ярославская периферия.
49.
Ещё дальше по проспекту Фрунзе, но с западной стороны - район Липовая Гора, занимающий обширную территорию.
50.
51.
Тут есть и несколько микрорайонов многоэтажек, и частный сектор, и собственный небольшой парк.
52.
53.
54.
Ещё тут есть аж две станции электрички Костромского направления ("Дунайка" и "Липовая Гора"), через них проходят до 3 пар пригородных электропоездов ежедневно.
55.
56.
Вообще, в южной части Фрунзенского района электропоезда наиболее востребованы как городской транспорт, если сравнивать с другими районами Ярославля.
57.
До центра города тут без малого 10 километров, а станции электричек при этом расположены близко к жилой застройке.
58.
Но Ярославль не кончается и на Липовой Горе: он, как будто в нём живёт по меньшей мере миллион человек, тянется дальше. Проспект Фрунзе упирается в Костромское шоссе, которое подходит от Ярославского шоссе и Московского проспекта и, таким образом, играет роль южной ярославской объездной. Рядом с перекрёстком - посёлок Прибрежный при военной части ("81-я Центральная инженерная база"), и там можно обнаружить симпатичную послевоенную застройку:
59.
Фрунзенский район не исчерпывается проспектом Фрунзе.
Через частный сектор Закоторослья, мимо описанных ранее Туговой горы и Коровников сюда идёт длинная, но узкая улица, альтернативно связывающая район с центром Ярославля. В Закоторослье она называется то Мельничной, то улицей Вишняки, а во Фрунзенском районе становится Тормозным шоссе - это лучшее название в Ярославле, на мой взгляд.
60.
Конечно, эта магистраль так называется не потому, что тут как-то всё особенно медленно, а потому, что здесь было какое-то связанное с тормозами производство.
61.
Но шоссе узкое, асфальт на нём далеко не везде хороший, и на нём действительно особенно не разгонишься.
62.
Ну и, взглянув на Тормозное шоссе, понимаешь, почему во Фрунзенском районе так и не появился электротранспорт: чтобы пустить троллейбусы, тут бы понадобилась коренная реконструкция.
63.
Хотя, с другой стороны, трамвай бы здесь мог прийтись к месту - ходил же он по Архангельску, где всё ещё суровее.
Кстати, Тормозное тут не только шоссе:
64.
Сразу за Коровниками начинается городской речной порт. Всякого рода причалы тянутся ещё километра на 3, плавно переходя в судостроительный завод.
65.
Тот самый, при котором некогда вырос район Дядьково, сейчас многоэтажный и современный.
Дядьково начинается всего в нескольких сотнях метров западнее: расстояние между старой (Тормозное шоссе) и новой (проспект Фрунзе) осями района совсем невелико.
66.
Есть в окрестностях и другие промзоны:
67.
Но в основном по западной стороне Тормозного шоссе - старые пригородные посёлки, совсем не изменившиеся за те несколько десятилетий, что они находятся в составе города. Разве что многие дома заброшены, а на заднем плане маячат многоэтажки вдоль проспекта Фрунзе.
68.
Тротуаров тут почти нигде нет, зато много мусора, пустырей - опять вспоминаешь славный город Архангельск.
Пожалуй, это самая печальная на вид часть Ярославля.
|
</> |