рейтинг блогов

Японский шкерный нож

топ 100 блогов ru_knife11.10.2013 Речь идет о японских рыбацких ножах.
Изделие очень утилитарное и простое как три рубля, но ни до ни после знакомства с ними, я ничего лучшего для обращения с рыбой не встречал. На фото внизу три типа таких ножей, которые различаются только конструкцией и сталью лезвия ("Гербер" для масштаба). По размерам и форме - как близнецы.


н1



Ниже вид этих же ножей с обратной стороны.



н7



Сам нож состоит из прямой деревянной ручки овального сечения. Длина 12,5, высота 3 и ширииною 2 см. Очень удобно лежит в руке и легко переворачивается режущей кромкой вниз или вверх, в зависимости от операции.



н9



н5



Лезвие длиною 13,5 см, при толщине 3 мм, прямое с кончиком по оси. Заточка односторонняя, как у стамески; обратная сторона со слабой округлой выемкой. Такая форма позволяет очень быстро и качественно подтачивать нож. Несколько проводок по камню скошенной стороной и одно приглаживание плашмя вогнутой стороной, придают ножу остроту лезвия.

Вид скошенной стороны.


н3



Вид вогнутой стороны.



н8



Лезвия таких ножей бывают из разных типов стали. Самые простые из монополосы достаточно мягкой стали - чтобы быстро точить. И на японских рыбацких судах такой нож стачивается за неделю.
Но бывают ножики, где главный изюм в том, что лезвие биметалличекое - основное тело из сыромятной стали, которая легко точится, а там где режущая кромка, на всю высоту клинка тонкая полоска очень качественной стали, которая собственно и режет и долго держит заточку. Точить такой нож чуть посложнее, но за счет очень тонкой режущей кромки, тоже получается быстро.
Ножи из черной стали довольно здорово подвержены коррозии, но эти изделия созданы не для того, чтобы отлеживаться - ими пашут, и пашут очень крепко!
Но есть и ножики из чистой нержавейки. Такой на первом фото внизу.

Впервые увидел эти штучки когда в 1996 г. попал научным наблюдателем на японскую рыболовную шхуну. Рыбачили в нашей 200-мильной экономической зоне лососей дрифтерными сетями. Суточный улов ок 20-25 т готовой продукции или 25-30 т сырца. У рыбы удалялись жабры и внутренности. На фото внизу (справа) люди в черном этим и занимаются.



Панорама море 96



На японских судах такие ножи расходный материал, и я после окончания рейса в Пусане привез (через границу) таких ножей штук 15. Которые в основном раздарил. В то время ходил в моря почти каждый год и с каждого рейса привозил по паре-тройке ножиков.
А вот на русских пароходах такие ножи были только у самых прошареных судовладельцев, и выдавались они чуть ли не под расписку.

В одном из крайних моих рейсов (в 2003 г. на русском пароходе) случилось ЧП. Капитан, невзирая на неблагоприятный прогноз, пожадничал и выставил 4 порядка. Порядок это связка жаберных дрейфующих сетей. 1 сеть длиной 50 м с высотою стенки 9 м и ячеей 65 мм. В 1-м порядке 80-100 шт. таких сетей, т.е один порядок имеет длину 4-5 км. При хорошей погоде обычно выставляют 6-8 порядков. На непогоду крепко думают - выставлять ли вообще. Но тогда пропадет день, который "год кормит". Или кинуть парочку, авось пронесет... Но так не случилось. Утром свежо, пароход болтает, но сети выбирать нужно. Тут уже не о рыбе думают, а чтобы порядки не потерять, на каждом из которых на концах по дорогущему японскому радиобую.
Худо-бедно подняли 3 порядка, а на 4-м намотали сети на винт. Концы сетей, которые торчали, срезали, но на винте что-то осталось. Из-за этого "что-то" ход парохода упал настолько, что нас начало сносить ветром. Обороты можно было увеличить, но возникала такая сильная вибрация, что в столовой экипажа, расположенной на корме, невозможно было поставить тарелку на стол, и , кроме этого, лопались лампочки и вываливались с потолка светильники.
Сутки непогоды кое-как продержались, и, по хорошему, нужно было вызывать спасателей, за которых бы сдернули с капитана по полной. А кроме того, спасателям из Петропавловска двое суток хода. А кэп, припомнив наши задушевные разговоры, где я похвастался, что тренировался с дайверами, и мог без акваланга проплыть под водою бассейн (50 м), предложил мне хотя бы туда нырнуть и посмотреть - чего там намотано?

Гидрокостюм и дыхательные прибамбасы оказались у кореша капитана на другом пароходе неподалеку. Баллоны тоже были, но пустые.
Наши механики, покрутив всю эту херню в руках, вынесли вердикт - невозможно. Компрессор есть, но он качает воздух с маслом, которое нужно убирать специальными фильтрами, которых нет. Баллоны с воздухом от пожарных дыхательных аппаратов не подходят по диаметру и резьбе. Я согласился нырнуть без баллонов, попросив завести под корму трос, за который, держась руками, залезу к винту. Так и сделали.
Кэп выдал мне из своего сейфа новый шкерный нож, который я привязал к ноге.
Спустился по штормтрапу в море - дух захватывает, слегка попугиваюсь, но все сверху пялятся и я нырнул.
Держась за трос, добрался до винта, а там... Мама родная - он до половины диаметра (1,7 м) умотан сетями, притом, что подборы (нижние и верхние фалы сетей) плотно намотаны у основания лопастей, а сама дэль облаком вьется вокруг. За одно погружение я успел резануть веревки три. А всего за этот "подход" нырнул шесть раз. На палубу меня подняли на веревках - не осталось даже сил подняться по штормтрапу.

После обеда я слегка отошел и процедуру повторили, только на этот раз нож привязал на предплечье левой руки - на загибание к ноге под водой уходило слишком "много" усилий и времени. На фото внизу старпом и кэп (рыжий) провожают меня к русалкам.



Море03



За второй подход я перерезал больше половины подбор, но при очередном всплытии неловко оттолкнулся от винта и не успел уцепиться за трос. И меня, как надувную бабу прижало излишней плавучестью к плоскому дну кормы. Пришлось как кошке, перевернуться вверх лицом, и обдирая руки до крови о скользкие ракушки, скрестись к борту. На верх меня опять подымали на веревках.

Оклемавшись опять, послал подальше авторитет судовых механиков, приволок на мостик все дыхательные прибамбасы и начал думать-смотреть. Есть штуцер редуктора типа "папа"; есть такого же типа штуцер на баллоне противопожарного дыхательного аппарата, только с диаметром побольше и другой резьбой. Требуется их соединить... Чем...? Шлангом!!! Пошел в завод, полазил в машинном отделении и нашел кусок резинового шланга высокого давления, который с большим усилием накрутил на большой штуцер. На меньший диаметр намотал изоленты и, тоже, накрутил с усилием. У старшего механика (деда) взял хомуты и закрепил на концах шланга. Тихонько открыл вентиль на баллоне - не шипит!!! Взял загубник в рот, вдохнул - шипит!!!

За третье погружение (с баллоном) я разрезал остатки подбор, потом намаялся с дэлью (чтобы самому не запутаться). В общем за 20 минут (столько хватило воздуха) я полностью очистил винт и даже успел полюбоваться "окрестностями" - русалок не было. От осознания, что до дна 2 или 3 км, аж щекотало в животе. Зато осуществилась несбыточная мечта - поплавать посреди Тихого океана  Японский шкерный нож :)

Когда залез на палубу и снял резиновую шкуру, капитан потребовал вернуть ножик "на базу". На что я поинтересовался - есть ли у него совесть?
Нож я не вернул и вручил себе "За храбрость"!
Еще в рейсе соорудил для него "экибано" из подбор, которые им резал. И в таком виде он до сих пор висит у меня над столом.




н13


Он же крупным планом в ножнах


н11


...и без ножен


н12


Обмывая это дело, кэп бил себя в грудь, что по окончании рейса стребует с генерального мне бонус. Но, видимо "забыл". А я хучь и скромный парень, но под пароходы ныряю не часто, и сам завел об этом речь с генеральным. Тот удивился, попросил время для уточнения - убедился, и отвалил мне аж 2 штуки баксов, на которые я купил комп с которого сейчас с Вами и общаюсь.


© И. Шатило

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
По "Культуре" в новостях показали репортаж о закрытии Московского Международного кинофестиваля. Интересно, сколько ещё народу, кроме меня, вообще не знали, что он открывался... Какие-то люди на красной дорожке, дамы в вечерних туалетах позируют, фальшивые позы, фальшивые улыбки, ни ...
...
Эка быстро одичали, еще лет 30 назад никого в стране женщина-пилот или женщина на тяжелом производстве до такой пены у рта не доводила :D МуДэ комментируют новость про женский экипаж авиалайнера: ...
... у меня получилось неожиданно и благодаря большущему кофликту с бабушками. Не знаю почему, но захотелось рассказать свою историю. Может быть потому что тут сообщество единомышленников ;) Я не люблю конфликты, всегда в них терялась, тушевалась. ...
Вот такая красота из горного хрусталя изготовлена в миланской мастерской братьев Саракки. Саракки творили в эпоху Ренессанса, они современники Бевенуто Челлини. Почти не осталось работ великого Челлини, и работ братьев Саракки тоже сохранилось немного. Роскошные экземпляры, ...