«Японский бог», «Общага» и «Распутье» - три наших фильма
crazy_reader — 23.11.2021 Пока не стёрлись в памяти следы от просмотренных в этом году фильмов, сделаю краткий обзор этой троицы. Наше кино не частый гость в интернет-обзорах, поэтому и фильмы проходят незаметно. Очень часто заслуженно незаметно, да и эти три картины тоже отнести к сильным не могу. Тем не менее, для любителей отечественного кинематографа (а я сам к ним отношусь) сделаю небольшие намёки на качество и содержание. Дам краткую характеристику каждому в порядке перечисления в заголовке. Мои личные ассоциации, не навязываю их никому.«Японский бог», 2021
Сценарий фильма «Японский Бог» написан по мотивам культовой новеллы японского писателя Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Сам же фильм является вольным ремейком бессмертного фильма Акиры Куросавы «Расемон», снятого на его основе. (Кинопоиск).
Хороший мотив – не гарантия успеха. Не менее важно и исполнение. Тут как раз такой случай. Или, что тоже может стать причиной, дело ещё и в переносе японской философии на язык родных осин. Японцы видят мир своими глазами, он для них в чём-то другой. В чём – не знаю, но другой. Базовые инстинкты те же самые, а надстройка своя.
Думаю, что главной идеей было показать невозможность (или сложность) вынесения истинного суждения о природе вещей и событий. Фильм сделан в жанре ироничного, местами дурашливого детектива. Группа следователей приезжает на место предполагаемого преступления и начинает привязку написанного кем-то протокола проведённого расследования к месту преступления. И возникают сложности – картина становится всё более запутанной, и версии происшедшего постоянно обновляются. Но тут на выручку японцам приходит европейский мудрец Оккам и своей бритвой режет не в меру усложнённые сущности.
Сам фильм показался мне недостаточно проработанным, сырым. К тому же, голоса персонажей звучат очень тускло, никудышная озвучка. Но есть и плюсы. Первое – красота родной природы. Не вызывающе яркой, а тихой среднеравнинной. И как пройти мимо обнажённой натуры. Заметил, что режиссёры с удовольствием срывают покровы со своих жён, как будто бы хотят похвалиться – вот у меня какая красивая жена. Ругать не за что: крепкая семья – здоровое общество. Вот и здесь режиссёр явил зрителю свою жену в монументальном, древнегреческом, я бы сказал, ракурсе. Или как скульптуру в советском стиле, напоминающим произведение «Девушка, у которой украли весло». Смотрите, завидуйте – я гражданин семейного союза! Достаточно об этом. Гребём дальше.
«Общага», 2020
Мрачный, грязный своими цветами фильм, на протяжении действия которого то и дело всплывает мысль – не верю! СССР, Свердловск, 1984 год, студенческое общежитие – это правда. Остальное – то самое «не верю». Режет глаз состаренность студентов. Например, одного из главных героев играет Никита Ефремов, да и остальные ему в этом отношении под стать. Какой из него четверокурсник? Или пятикурсник? Затем, всесильность комендантши и её мужа. Муж насилует студенток, о чём все знают и, несмотря на крепкую студенческую дружбу, даже вломить ему боятся. Не говоря уже о заявлении в милицию. Конечно, жена у него комендант, но власть режиссёр ей вручил явно выходящую за всякие разумные рамки. Дефилирует по коридорам и комнатам всесильный комсорг. Комсорг чего? Общаги? Курса? Института? И откуда у него такая власть? И так далее, много там чего сказочного. Главное – серое, неприятное на вкус и цвет остаточное впечатление.
Если режиссёр хотел на примере этой общаги показать в символическом стиле мерзости тоталитарного строя, то попытку эту я ему не засчитываю. А если авторы так представляют реальность 1984 года – то советую сходить в народ. Народ умён, он должен им помочь.
Фильм снят на основе (или по мотивам?) романа Иванова «Общага на крови». Роман не читал. И не буду.
«Распутье», 2020
Артёму Чагину, одному из бесчисленных “покорителей” Москвы, приходит весть о смерти отца, давно бросившего их с матерью. Желая решить личные проблемы за счёт продажи имущества отца, он отправляется в родной город для осуществления этого плана. (Кинопоиск).
В этой троице – самый боевой и динамичный фильм. Несмотря на то, что повороты сюжетные не несут новизны, динамика его спасает и делает вполне смотрибельным. Скучновата московская часть фильма, когда вылепливают начальные образы и истории персонажам, но по приезду Артёма в провинциальный городок действие оживляется. Минут за десять до конца начинается то, что я и назову распутьем (хотя название совсем не о том), потому что с этого момента может начаться разнобой в оценках смыслов картины. Тут заканчивается вооружённое противостояние двух местных мафий, одна из которых доморощенная, а другая – из приезжих, узбеков в основном. И есть соблазн начать поиск смыслов на национальной почве – наши, мол, показаны отморозками, а узбеки почеловечнее будут. Нет желания сравнивать два сорта... поставьте слово на своё усмотрение.
Так что, фильм может скрасить вам вечерок, неплохо. Без прорывов, без открытия новых территорий, но кто их сейчас открывает? Это не боевик, это, скорее, фильм о внутреннем превращении Артёма, о том, как обстоятельства своей тяжестью придали его чувствам иную форму. Напоминает стилистику Быкова хотя бы той же манерой погружать своего героя в критические ситуации. Постояно ставить его перед выбором, и следить, как цепь выборов меняет человека.
=================