Японские военнопленные Российской императорской армии в 1904-1905 гг.
mil_history — 25.03.2022 В период Русско-японской войны в плену у Российской императорской армии и флота оказались, по разным данным, от 1 973 до 2 104 японских военнослужащих, включая около 70 офицеров и "приравненных к ним некомбатанов" (военных врачей, журналистов и др.), а также одну женщину - армейскую сестру милосердия.Из этого числа 1 776 чел. содержались в единственном на территории Российской империи лагере военнопленных в селе Медведь под Новгородом, а 197 чл. - в Харбине. Репатриация японских военнопленных из России началась довольно поздно - в декабре 1906 г.
Условиям содержания японских пленных в России посвящена данная статья, которая несколько идеализированно, но в общем объективно повествует об их быте и обеспечении; там же содержатся и несколько интересных фото, сделанных в "лагере Медведь": https://humaninside.ru/vokrug-nas/73075-kak_soderjali_yaponskih_plennyih_v_nachale_xx_veka_russkie_kanikulyi_samuraev_.html.
"После заключения мирного договора между обеими странами первая группа японских пленных в европейской части России начала передвигаться поездом в немецкий порт Гамбург, из которого была отправлена в японский порт Кобэ. А вторая, размещенная в Харбине, доехала до маньчжурского г. Чанчуня, где была выдана уполномоченному японской армии. Не всем удалось вернуться домой на родину: не успев снова увидеть родную страну, некоторые из них заболели по дороге и умерли или в России, или в Берлине, или на борту корабля. У нас тоже оставались очевидцы и свидетели жизни в плену в России. Большинство из этих записок или воспоминаний не очень резко отличается от тех, которые написаны русским пером. То есть на этих страницах везде можно встретить похвальные слова, чувства благодарности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в период русско-японской войны, сознательная и постоянная забота о положениях военнопленных также наблюдается в России, как и в Японии."
(Федорова Т.В. Российские военнопленные в Японии в период Русско-японской войны 1904-05 гг.)
Ниже собраны фотоматериалы, на которых японские солдаты и офицеры запечатлены русскими фотографами непосредственно после попадания в плен на театре военных действий или в местах содержания военнопленных.
Группа пленных японских офицеров и военных журналистов, собранных для отправки в Россию, Манчжурия. Тот, кто слева, примеряет папаху российских сибирских частей.
Пленные японские кавалеристы. Согласно данным военного историка А.А.Керсновского (История Русской армии, Т.3), за время войны произошел всего один кавалерийский бой, в котором 2 японских эскадрона рубились с казачьими сотнями. В итоге один эскадрон японцев был "изрублен", второй смог вырваться и отступить. Возможно, это все, кто уцелел от "изрубленного" эскадрона.
В конвоирование российский командир, похоже, выделил своего самого рослого солдата, для контраста...
Воспитанные в духе кодекса самурайской чести, многие японские военнослужащие, хоть и простонародного происхождения, попали в русский плен только после ранений. Справа - армейский санитар, разделивший судьбу раненых.
Но были случаи, когда японцы сдавались и целыми подразделениями.
Зима в Манчжурии была суровой - и пленные, и допрашивающие закутаны по самые глаза...
"Редкая рыба" в русском плену - японский военно-морской унтер-офицер. Российский фельдфебель (слева) и его товарищи угощают моряка пивом.
Пленные японские офицеры в Харбине.
Пленные японские солдаты в Харбине.
Групповое фото русских офицеров и солдат "на фоне" довольно угрюмых пленных японских пехотинцев.
|
</> |