Япония. Набожные поданные языческой страны
riabinin — 31.01.2012Вы вот тут что хотите, то и говорите, и пусть я в ваших глазах буду выглядеть совсем бездушным человеком, обижающим самые глубокие чувства, но искренняя религиозность это все-таки удел очень обиженных умов индивидуумов. Тут как бы нужно различать следующее - отношение к религии как к традиции своего народа со всеми вытекающими (что очень даже похвально); серьезное отношение к разного рода шаманским практикам, заговорам и ритуалам (потому как если это не работает, то верить ты в это не будешь; и веришь только тогда, когда видишь результат, пусть даже и не можешь его объяснить); и собственно религия, когда ты веришь непонятно во что, и делаешь то, что тебе говорят всякие проходимцы.
Так вот, в целом и общем японцы не религиозные люди (что уже их характеризует хорошо), хотя со стороны может показаться, что дело обстоит как раз наоборот. Храмов по Японии много, и в любом из них, где появляется японец, он обязательно примет участие в церемонии - бросит монетку, ударит в колокол, поставит дымящуюся палочку, нагонит на себя дым от них, поклонится в пояс, и вообще сделает все обязательные "два притопа три прихлопа", которые нужно сделать по протоколу. Очень часто я наблюдал в ранние утренние часы в Токио такую картину - спешащий на работу офисный планктон или совершающий утреннюю пробежку люд на пару секунд останавливался перед воротами храма,откланивался в их сторону, а потом как ни в чем ни бывало продолжал свой прерванный путь после сказанного "здрасьте вам."
Тут стоит сказать, что в Японии мирно уживаются две основные религии - синтоизм (который вообще правильно называть шинтоизм, или shinto) и буддизм. Точнее, в Японии они настолько переплетены и дополняют друг друга, что фактически каждый японец является и синтоистом, и буддистом одновременно. Ситуация, похожая на ту, что была в России времен Ивана Грозного - русские были прожженными язычниками, и христианство они настолько плотно переплели со своими верованиями, что вышло оно какое-то нехристианское, и католическая Европа от греха подальше послала их на хер, не признав за своих. Вот и в Японии примерно такой расклад (только на хер их никто не посылал).
Если говорить про буддизм, то из 300 миллионов последователей этого течения по всему миру треть проживает в Японии. Учитывая, что население Японии составляет 127 миллионов человек, наличие в стране 100 миллионов буддистов позволяет говорить о том, что буддизм является доминирующей религией. И вопрос как бы закрыт. Ан нет...
Главной религией в Японии продолжает оставаться синтоизм. Если называть вещи своими именами, то это обычное язычество, основанное на вере в персонифицированные силы природы. Японцы верят, что все сущее на земле имеет своих духов - ками. То есть деревья, животные, тараканы с муравьями, силы природы - все это одушевленное. Про духов умерших людей и говорить не приходится - они всегда где-то рядом, защищают, или наоборот, осложняют жизнь. То есть синтоизм это очень древняя религия, которая, возникнув из анимистических представлений, на протяжении веков сформировалась в систему общения с духами потустороннего мира. Как я понимаю, на сегодняшний день это пожалуй единственная (по крайней мере, одна из немногих и крайне редкая) религия, которая является не искусственной, а выросшей из древних представлений народа.
Буддизм по сравнению с синтоизмом является более элегантной и глубокой религией, и с момента своего появления в Японии он стал популярен в основном у японской аристократии. Простой народ, который жил в понятиях синтоизма, глубин учения Сиддхартхи Гаутамы не сильно улавливал, ему было проще видеть во всем духов, чем размышлять о путях достижения нирваны. Японская аристократия, чтобы не вызывать межрелигиозных конфликтов в стране, постаралась сделать так, чтобы буддизм стал дополняющей религией к синтоизму. Как водится, были проведены какие-то аналогии, даны толкования понятиям одной религии в терминах другой, и так далее. В результате синтоизм стал государственной религий Японии, при широчайшем распространении буддизма. Так вот получилось, что японцы и синтоисты, и буддисты одновременно. Что, в общем-то, очень типично для японцев, которые умудряются воспринимать все, что прибивает к их берегам, вносить это в свою жизнь и каким-то причудливым образом делать это органичной частью своей жизни, не теряя ничего из своего прежнего багажа.
Как я понимаю, происходит все это благодаря определенной зашоренности японцев. Сама система воспитания и условия существования заставляют их не замечать многое из того, что происходит вокруг, и быть сосредоточенным на узком спектре вопросов. Это же диктует строгое следование правилам - такого педантичного выполнения традиций, ритуалов, инструкций, кода поведения и формуляров я еще не встречал нигде. Англия с ее многовековыми традициями и следованием коду правил остается далеко позади, японцы им просто не оставляют шанса выглядеть консервативными в этом вопросе.
Так вот, при всей внешней религиозности японцев в глубине души они остаются атеистами, и сильно религиозными доктринами не заморачиваются. По словам наших друзей, проживших в Японии больше 10 лет и глубоко погруженных в японскую жизнь, встретить реально набожного японца большая редкость. Все их прихлопы-притопы перед храмом, бросание монеток в ящик перед образами и удары в бубен не более чем дань традиции и неукоснительное соблюдение ритуалов, на чем строится вся японская жизнь. Но вот про искреннюю веру в бога разговора как-то не идет. Что, повторю, характеризует японцев очень хорошо, ибо верить бога в терминах доктрин современных религий это надо быть жертвой лоботомии, а вот сохранять свои традиции, следовать им - это уже совсем другая история.