Январская прогулка по задворкам района Щукино
rajon_pride — 06.07.2023 Приветствую вас, дорогие друзья!В прошлый раз я показал вам, если можно так выразиться, закат советской (и не только) архитектурной эпохи в районе Хорошёво-Мнёвники, а закончил прогулку в Щукино. Сегодня мы по случаю знойного дня вернёмся в Щукино, причём, в январское Щукино. Тогда, предчувствуя очередное варварство в отношении исторической архитектуры со стороны властей, я съездил и снял один малоизвестный в широких кругах и в то же время примечательный исторический объект. И по итогам оказался прав в своих предположениях. Теперь его больше нет. Ну, а потом немного прогулялся по району, о чём сегодня вам и поведаю. Усаживайтесь поудобнее, берите что-нибудь вкусное и начнём.
1. В ничем не примечательном на первый взгляд дворе среди пятиэтажек по 1-му Волоколамскому проезду, что минутах в пятнадцати ходьбы от метро «Октябрьское Поле» прямо вдоль шумозащитного забора, за которым скрывается станция Серебряный Бор Московской Окружной железной дороги до недавних пор был гаражный кооператив, который таил себе вот этот дивный артефакт, а именно остатки водоёмного здания станции Серебряный Бор в стиле модерн постройки 1903-1908 годов. Вплоть до 2017-го года, когда энтузиасты обнаружили её, данная постройка считалась утраченной.
Башня относилась к воинскому продовольственному пункту на станции Серебряный бор, а ее автором был известный архитектор Александр Померанцев, под руководством которого строили весь ансамбль Московской Окружной железной дороги.
2. Скорее всего башня так и стояла бы дальше, если бы после открытия МЦК не задумали построить здесь вот этот надземный переход. Строили его медленно, долгое время работы простаивали. И вот, наконец, к началу 2023-го года он был к сдаче в эксплуатацию. Для того, чтобы организовать цивилизованный проход к нему несколько лет назад был снесён гаражный кооператив, а на его месте организована обычная дворовая парковка.
3. Но фрагмент башни тогда не тронули. А, когда настало время открывать переход, она (видимо, своим внешним обликом, не контрастирующим с собянинскими похорошениями) стала мешать ретивым чиновникам. Как писал по этому поводу «Москвич»:
Активисты общественного движения (видимо, Архнадзора - прим. моё) писали запрос, чтобы уцелевший фрагмент поставили на охрану. Но это не случилось, скорее всего, из-за того, что в текущем виде здание больше похоже на руины.
Однако больше всего интересно то, каким образом власти решили избавиться от здания — его признали самостроем. «Пришел, понимаете ли, сто лет назад знаменитый архитектор Померанцев и построил тут целую башню, не спросив разрешения у чиновников современного правительства Москвы», — возмущаются градозащитники.
В Госинспекции по недвижимости заявили, что башня восстановлению не подлежит. «Объект утратил первоначальный облик, земельно-правовые отношения под размещение объекта не оформлены, организована работа по демонтажу объекта с дальнейшим благоустройством территории», — сказали в пресс-службе.
4. Изначально водоёмная башня выглядела вот так (источник). Уникальность её заключалась в том, что она была построена не по типовому, а по индивидуальному проекту, отличавшемуся от проекта башен на станциях Лихоборы (сохранилась), Черкизово (утрачена), Угрешская (сохранилась), Пресня (сохранилась частично на территории СИЗО) Окружной железной дороги, где башни проектировались в первую очередь для снабжения водой паровозов.
Эта башня имела только один бак для воды, потому как предназначалась для снабжения водой прежде всего продовольственного пункта станции. Снабжение из нее паровозов не планировалось.
Из «Альбома исполнительных типовых чертежей Московской Окружной железной дороги, 1903—1908 годы. Том I»: «На ст. Серебряный Бор устроен воинский продовольственный пункт на 1200 человек с развитием до 2400 человек, предназначенный для довольствия воинских команд, передаваемых с подмосковных дорог на Московско-Виндаво-Рыбинскую железную дорогу, для каковой цели от ст. Серебряный Бор в сторону Виндавы построена специально воинская ветвь № 29, выходящая на платформу Покровское-Глебово Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.»
В 1980-е годы члены Клуба любителей железных дорог ЦДКЖ совершали пешие обходы Малого кольца Московской железной дороги. Однако, место расположения башни на станции Серебряный Бор даже не стали искать, потому как считали ее давно снесенной. А она была совсем рядом. Любителям тогда не были доступны альбомы чертежей дороги с планами станций. Да и других интересных объектов на ней тогда было более чем достаточно.
По информации от местных жителей, башня начала разбираться в 1980-е. Тогда два верхних этажа были сравнительно аккуратно разобраны на кирпичи. Сейчас башня является хозяйственным складом. Верх башни был разобран с уклоном в сторону путей. На нее была водружена односкатная крыша. Вокруг здания образовался заметный культурный слой. Над входной дверью почти без потерь сохранилась настоящая оконная рама со времени постройки башни. На тыльной стороне обнаружено окно. Но там сохранность оконной рамы была гораздо хуже, - говорится на интереснейшем сайте посвящённом водонапорным и другим башням. По ссылке также можно посмотреть первое видео, снятое энтузиастами после её обнаружения среди гаражей.
5. Рядом, кстати, некогда располагалось ещё одно красивое водоёмное здание, но оно было утрачено уже давно (источник).
6. А так в начале века выглядела западная сторона станции Серебряный Бор (источник), на которой, к слову, 19 июля 1908 года состоялись торжества, посвящённые открытию МОЖД. С замечательными снимками с данного мероприятия можно ознакомиться, например, здесь.
7. Для лучшего понимания устройства и предназначения башни приведу также схему (по клику откроется в новом окне в большем формате) из Альбома исполнительных типовых чертежей Московской окружной железной дороги 1903-1908 (источник).
8. Разумеется, что годы шли и среди гаражей сохранившийся фрагмент башни пришёл в состояние запустения, но в целом конструкция была ещё довольно прочная.
9. И вполне себе подлежала восстановлению, если бы решения принимали не бездушные и безвкусные собянинские чиновники, которым плевать на историческое наследие Москвы.
10.
11.
12. Вероятнее всего, посчитали, что восстановление не принесёт прибыли, а нынешний облик не будет гармонично сочетаться со стальными фонарями и мешает проложить дорожку от надземника по прямой.
13. Вероятнее всего, мною как раз были сделаны (25.01.2023) одни из последних, если не самые последние фотографии данного объекта.
14. Уже в феврале фрагмент башни был безжалостно снесён.
15. Рядом, кстати, по сей день располагается ещё одна, судя по всему, историческая постройка МОЖД начала XX века.
16. Но её безо всякого зазрения совести изуродовали сайдингом.
17. По пути назад встретил вот такого пушистого местного обитателя.
18. Затем я перешёл 1-й Волоколамский проезд и углубился во дворы. Здесь готовится снос пятиэтажек. Это пятиэтажный четырёхподъездный панельный жилой дом серии I-515/И В-2. Построен в 1961 году.
19. Рядом его собрат. Тоже расселён под снос.
20. Скоро здесь вырастут очередные многоэтажные монстры, а зелень вырубят.
21. Почти все остальные дома во дворе кирпичные, им снос пока не грозит. Собственно я и заглянул в эти дворы ради редких домов серии МГ-2, которые очень люблю и неоднократно вам показывал. В 3-м микрорайоне Щукина таких построили два. Оба в 1957 году.
22.
23.
24. Второй дом расположен по соседству.
25. Также здесь имеется действующая голубятня.
26. Второй дом серии МГ-2.
27.
28.
29. И немного тихих окрестных дворов. В зимнем, но не слишком снежном антураже. Летом там, конечно, во сто крат уютнее.
30. С другой стороны - зимой всё лучше видно.
31. Приятные дворы. Хорошо, что хоть им пока ничего не угрожает.
32. Улица Маршала Конева у перекрёстка с улицей Маршала Рыбалко, которую я пересёк...
33. И напоследок заглянул в ещё один угловой двор, где скрывается храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле. Да-да, для тех, кто до ещё не знает: нынешние Ходынское поле и Октябрьское поле (также Военное поле) до постройки МОЖД представляли собой фактически единое целое.
34. Храм построен в 1901—1902 годах на месте маленькой деревянной церкви Святого Пантелеимона (как обособленный придел) и освящён в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы. На Ходынском поле располагались летние лагеря и госпитали юнкеров. Юнкера и офицеры стали поначалу основной паствой храма.
Чертежи храма не сохранились, неизвестен и архитектор. 8 июня 1901 года благочинный церквей Первой гренадерской дивизии протоиерей Иоанн Орлов совершил чин закладки храма. 17 июля из духовной консистории был получен антиминс, а 1 августа 1902 года новый престол военного храма, возведённого в русском стиле, был освящён. Газета «Московские церковные ведомости» писала об этом событии: «Во время богослужения, совершавшегося протопресвитером армии и флота А. Желобовским, соборно, с многочисленным военным духовенством, к храму прибыли Их Императорские Высочества Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна, в сопровождении свиты».
35. В начале 20-х годов храм был закрыт, деревянная церковь Святого Пантелеимона снесена. Сломаны были также главка и верх звонницы каменного храма. Здание использовалось под различные склады, приходило во всё большее запустение. Последний арендатор здания — объединение «Роскварцсамоцветы», приспособившее в 1980-е годы храм под склад полудрагоценных камней, поставило последнюю точку: стены внутри были заштукатурены, надстроен второй этаж, в алтаре устроены душ и туалет. Окна и двери переделаны по светским образцам. Как храм выглядел в 70-е годы можно взглянуть здесь.
36. В 1991 году храм был возвращен Православной церкви. Здание не ремонтировалось 95 лет и было в плачевном состоянии. Началось восстановление храма, которое длилось все девяностые годы.
37. 22 ноября 1992 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница», состоялся первый молебен. В октябре 1992 года на храме был установлен деревянный крест, а в апреле 1994 года — металлический крест. Была проведена очистка территории от прежних складских строений, вывезен мусор и построены подсобные помещения.
38. Большим событием для храма была установка деревянного иконостаса, для которого были написаны затем и иконы, поставлены храмовые иконы Божией Матери «Скоропослушница» и целителя Пантелеимона. В 2000-е годы восстановлен и Пантелеймонов придел. В Великую субботу 14 апреля 2001 года, накануне празднования Пасхи, храм посетил Святейший Патриарх Алексий II.
39. И на этом на сегодня всё.
Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
|
</> |