Ялта-79.

топ 100 блогов igor_piterskiy26.07.2016 Ялта.jpg

Обнаружил на главной странице вот такую фигню Крым, Ялта при СССР - За рубль можно было поесть и снять квартиру и решил поделиться собственным опытом, как оно было на самом деле.

Я провел детство на Крайнем Севере, и родители, спасибо им за это, старались каждое лето вывезти нас с братом на Черное море. Надо сказать, что ездили всегда "дикарями" (так в СССР называли самодеятельных отдыхающих).
Почему? Ведь весь интернет заполнен рассказами про халявные профсоюзные путевки в санатории и пансионаты, которые якобы раздавали советским трудящимся направо и налево.
На практике все выглядело немного не так, путевки, особенно в сезон, были большим дефицитом, даже без скидок. Но не для всех.
Слышал, например, рассказ пенсионерки, которая в молодые годы была секретуткой в городском комитете профсоюза нашего северного города. По ее словам, она обычно ездила на юга два раза в год, причем оба раза - по бесплатным профсоюзным путевкам. Первый раз - в разгар лета, второй - в "бархатный сезон". Отпуска не хватало на две поездки, поэтому на вторую брала дни за свой счет. А чтоб она не страдала от безденежья, ей выписывали матпомощь от профсоюза. Ясное дело, что при таком подходе всяким прочим "трудящимся 2-й категории", типа шахтеров и строителей, профсоюзных путевок не хватало.

Последний раз с родителями я съездил в 72-м году, а потом стало не до отдыха, летом я обычно работал. Но вот в 79-м году, после 4-го курса, пробило меня на ностальгию по теплому морю, и я решил съездить с подругой в Ялту. Деньги кое-какие были, не со стипендии, конечно, как рассказывают некоторые совкодрочеры. Стипендия у меня была максимальная для СССР (специальность, нужная ВПК), 55 руб., но этих денег даже на жизнь хватало бы только при жесткой экономии. Но я все время подрабатывал и смог скопить некоторую сумму, которую посчитал достаточной для поездки в Крым на пару недель.

В общем, купили мы билеты до Симферополя, а оттуда на троллейбусе доехали до Ялты. И тут ждало первое разочарование - жилье "по рублю с носа" оказалось мифом. С большим трудом нашли по полтора. За эти деньги предлагалась микроскопическая комнатушка в летней пристройке, куда еле помещались кровати, с удобствами во дворе, а дом был расположен на самом краю Ялты, причем в верхней части, на горе. Ну, тогда мы были помоложе, и ходить в гору было не так тяжело.

Второе разочарование постигло нас при посещении местных столовых. Все мясные блюда в их меню имели примечание "мясо комиссионное" (т.е. якобы купленное у населения по ценам, отличным от государственных) и стоили совершенно неадекватные деньги. Например, биточки - 2 руб. (прописью - два рубля) без гарнира. И это столовские биточки, по традиции процентов на 90 состоявшие из хлеба! Честно говоря, рука не поднималась столько платить за такую хрень, да наш бюджет и не был рассчитан. В Ленинграде в это время обед в столовой стоил не больше рубля, а чаще даже копеек 70-80. С мясом.
Собственно, я ничего не имею против вегетерианской кухни и даже регулярно посещаю питерский "Троицкий мост" с его большим выбором хорошо приготовленных блюд из овощей. Но в Ялте-то тогда ничего подобного не предлагали. Ассортимент блюд без мяса - каши и оладьи, все. Каши в столовском исполнении я недолюбливал, оладьи - это уже лучше, но не каждый же день! Через неделю мы озверели от такой диеты и пошли в кафе, где с большим удовольствием сожрали по люля-кебабу. Тоже из "комиссионного мяса". Немедленно захотелось повторить, но стоила порция всего ничего - 7 руб.! Бляха-муха, да за такие деньги в Ленинграде можно было вдвоем пообедать в ресторане с вином!

Третье разочарование - это пляж. Заглавное фото (сделано в 65-м году, но в 79-м выглядело примерно так же) дает о нем представление. Народу - как сельдей в бочке! Стоило слегка припоздниться (где-то после 9-ти утра), и места оставались (если оставались) только в самых задних рядах, откуда к воде надо было продираться через сплошные залежи тел.
Речь идет, само собой, об общедоступном городском пляже. В один прекрасный день мы решили пройтись по дороге, которая шла по горе параллельно берегу. В этой прогулке мы узнали много нового не только о Ялте, но и об устройстве советского общества.
С горы все замечательно просматривалось. Сначала - забитый по уши городской пляж. За ним - несколько пляжей ведомственных санаториев, сравнимых по размеру с городским. Первый - пляж санатория Минобороны (во время прогулки мы этого не знали, но вечером хозяйка объяснила, что где). На нем плотность отдыхающих была уже намного ниже. Потом шел санаторий МВД, на пляже еще свободнее. Дальше - санаторий КГБ, там совсем мало народу было. Еще дальше - правительственная резиденция. На огромном пляже, гораздо больше городского, виднелось всего 2-3 человека, подозреваю, что охранники. Вся классовая структура "бесклассового общества" - как на ладони!

Короче, 2 недели мы не выдержали в этом "раю". День на 10-й поехали в симферопольский аэропорт и купили билеты на ближайший рейс. Билеты были только до Москвы, пришлось брать. А приехав в Москву, я первым делом спросил у таксиста, где тут можно хорошо поесть. Он привез нас в ресторан "Узбекистан", и мы действительно там очень славно пообедали. Компенсировали, можно сказать, пребывание в Крыму. Это и осталось у меня самым хорошим воспоминанием о поездке в Ялту...

Я установила ЭТО...  > ...
Совершенно случайно я обнаружил, что очень многие технические сотрудники в выходных данных многих книг самых разных издательств носят весьма редкие и плохо сочетающиеся имена, отчества и фамилии. Например: Редактор-составитель: Финогеев Мокей Тимурович Верстка: Блюденов Захарий ...
Сегодня исламисты призывают к джихаду против России. Никаких других результатов сирийская война нам не принесла... Исламские террористы готовы переключиться на Россию. Концерт в освобожденной Пальмире этого стоил? До сих пор никто не знает,  зачем мы ввязались в эту войну… Чего ...
Более суток провел на Кроноцком озере, которое позавчера, наконец, замерзло. Со льда озера можно наблюдать извержение вулкана Кизимен, жерло которого находится в 35 км от центра озера. Правда, вокруг вулкана в воздухе висит пепельная дымка, ...
Зима, время поныть немного...Представьте себе ситуацию до боли знакомую, думается, ...