Якутское кино, или Страна Оз по-якутски
ajushka — 05.03.2023 С легкой руки уважаемого jeanix посмотрела фильм "Нелегал" Дмитрия Давыдова, 4-й якутский фильм в моем кино-опыте.Знакомство с якутским кино началось с просмотра фильма "Его дочь" Татьяны Эверстовой, который чуть не бросила в самом начале: камера неспешно движется по кадру, наблюдая за такой же неспешной жизнью деревенской семьи, кажется, что твое жизненное время режиссер нещадно разбазаривает. Мы так привыкли к клиповому кино, когда картинка постоянно сменяется, не давая заскучать, а звуков столько, сплошные диалоги, что можно просто слушать фильм, а не смотреть. Фильм поэтичный и красивый, оставляющий долгое послевкусие и благодарность.
"Не хороните меня без Ивана" Любови Борисовой очаровал настолько, что с титров фильма уходить не хотелось, и не зря: для этого режиссера титры - дополнительный повод высказаться.
Так же, как в дебютном фильме того же режиссера "Надо мною солнце не садится", который посмотрела вчера. По сравнению со вторым фильмом Борисовой, "Надо мною..." выглядит более простым, даже наивным, собранным из реалий дня сегодняшнего (вотсап, тикток) и вчерашнего (колхоз по выращиванию норки, детские игры), неловко скроенных в одно полотно. Однако бесхитростность главного героя придает обаяния фильму. Дружба юноши и старика наполняет короткий период их знакомства человеческим теплом доверия и радостью жизни. В нынешних обстоятельствах добрые фильмы важны. За разговор о доброте человеческой прощаешь мелкие огрехи сценария.
Якутские фильмы поглощают внимание зрителя необходимостью наблюдать за действием, не отрываясь. Эта медитативность присутствия в жизни героев, которые никуда не торопятся, проживая свою жизнь в моменте, располагает к размышлениям о смысле жизни. О любви. Об умении отделять зерна от плевел, зло от добра, любовь от фальши. В якутских фильмах мало слов, зато поступки говорят о людях больше, чем любые слова.
В фильме Дмитрия Давыдова "Нелегал" исходное событие - киргизский юноша оказывается во время облавы на нелегалов в руках непонятных людей в качестве раба. Грязь физическая плюс грязь духовная, а у мальчика есть какая-то вялая цель - найти человека. Что за человек из Якутии, зачем нужен киргизскому юноше - не понятно почти до финала. Его загадочное упорство в достижении цели, бессмысленное и кажущееся безнадежным, затягивает.
Парень попадает в опасную ситуацию, спасается, плетется в неведомом нам, но желанном для него направлении. От злых людей - "Бастинды и Гингемы" - и злой жизни раба судьба позволяет ему освободиться, подарив встречу с человеком понимающим и чувствующим, который помогает парню. Такой "мудрый Страшила" попался главному герою на пути. Будто некий ангел-хранитель бережет его ради его цели.
Цели своей парень достигнет, "Изумрудный город" отыщет. Пройдя вместе с ним весь этот путь, в финале уже не нуждаешься в пояснениях. Вопросы остаются, однако становятся не важными, потому что душа понимает больше, чем разум.
Якутские фильмы пронизаны философией родства, крепких родовых связей, ощущением силы родной земли. Для меня эта тема в последние годы имеет большое значение.
Кто я, откуда я, почему и зачем я?
Кажется, якуты это понимают лучше.
|
</> |