Яблоки на березе

топ 100 блогов caballo_marino26.03.2015 "На березе висело двадцать яблок, восемь упало, сколько осталось на березе?"

Общеизвестно, что правильный ответ на такой вопрос: "На березе яблоки не растут!" Общеизвестно и то, что среди попавшихся на удочку первоклашек, помимо нормального большинства - тех, кто посмеется над своей лопоухостью или обидится на розыгрыш, - с достаточной долей вероятности обнаружится и ненормальное меньшинство. Те, кто будет настаивать, что решили правильно. Если по условию задачи яблоки висят на березе, значит, с этим условием и надо иметь дело. Меня не спрашивали, бывает ли такое. Меня спрашивали, сколько осталось висеть, если сначала висело двадцать, а потом восемь упало. Если такое было, то правильный ответ - двенадцать. А что на самом деле этого не было и быть не могло - к делу не относится. Васи с Петей из соседней задачи, которые делили между собой десять тех же яблок, на самом деле тоже никогда не было. Их выдумал автор учебника. Что не отменяет математического факта: если эти несуществующие Вася с Петей делили яблоки поровну, то каждому досталось по пять.

Такие дети - адское мучение педагогов. Они принципиально не желают принимать во внимание несформулированные аксиомы. В данном случае аксиома (не математическая, конечно) состоит в том, что, если в условии задачи содержится какая-то житейская несообразность, то, значит, это вообще не задача, и решать ее не надо, если не хочешь выглядеть дурачком. Ее тебе не для решения давали, а для того, чтобы подловить. Проверить, заметишь ты эту несообразность или не заметишь. Даже если дело происходит на уроке математики - умение угадывать намерения спросившего (и понимать, что эти намерения могут полностью отменять математический смысл задачи) все равно важнее любых математических навыков, и именно это более важное умение нужно продемонстрировать, чтобы получить пятерку. Сорок детей в классе легко поймут и примут это правило без объяснений - сорок первый не поймет и понимать откажется, потому что оно представляется ему нелогичным.

Совсем ад, и в первую очередь для самого ребенка, начинается, если он ту же особенность мышления проявляет и в общении - это действительно катастрофа, потому что правила общения в коллективе сплошь и рядом держатся именно на подобных аксиомах, притом даже не просто неписаных и невысказанных, а таких, которые принципиально невозможно проговаривать вслух - часто потому, что, четко сформулированные, они неизбежно будут выглядеть идиотизмом или скотством. Поэтому нужно делать вид, будто их в природе нет, но при этом всегда учитывать. И будет тебе счастье, и не будет портфелем по башке.

Но про общение - это отдельная грустная песня. Что же касается математики...

Очень долго считалось, что неумение и нежелание пользоваться при решении задач абстрактно-логическим мышлением вместо конкретно-образного - нормальное свойство нормального, живого ребенка, наделенного творческой фантазией. Не то чтобы совсем не было детей, этим свойством не обладавших, но это всегда были правильные скучные девочки, зубрилки и зануды, неспособные по скудости воображения представить себе героев задачника в образах и потому прилежно и уныло складывающие цифры. Но нормальный ребенок должен был над задачником по арифметике думать о том, отдаст он Некту яблоко или не отдаст, представлять себе длинное серое лицо купца, отмеряющего аршины ситца, и "в упор" не понимать, что общего между двумя задачами, если та была про плотников, которые строили дом, а эта про жестянщиков, которые делали ведра. С арифметикой у таких детей были, разумеется, традиционно сложные отношения (ну все, все герои старых детских книг боятся и ненавидят арифметику больше всех школьных предметов, кроме разве что чистописания!), но зато уж на яблоках на березе они если по рассеянности и попадутся, так сразу же и поймут, и охотно признают, что ответили неправильно.

Потом в тех, кто в правило не вписывался, во всяком случае, не вписывался слишком уж очевидно и последовательно, вдруг стали замечать какие-то иные качества, помимо недоразвитости воображения (в частности, то самое демонстративное нежелание ни в теоретических задачах, ни в практической жизни считаться с тем, чего как бы и нет, но есть, или привычку требовать четких формулировок того, что формулировать не положено и что должно быть понятно без слов), и они начали вместо равнодушия или легкого сочувствия к их убогости вызывать уже не столько презрительную, сколько боязливую неприязнь.

Постепенно их привыкли уже просто считать шизофрениками. А теперь каждый суслик даже человек, и отдаленно не знакомый с психиатрией, на расстоянии уверенно диагностирует у них аутизм. (Последняя перемена произошла точно на моей памяти, я в школе еще не аутисткой, а как раз шизофреничкой доучивалась :)))

Впрочем, мне что-то кажется, что и этому тренду, про аутистов, недолго жить. Железно подтвердить пока не могу, но нюхом чую :)) А ну как это идут те самые новые физики, которые и в гуманитарных науках сцуко физики :)) и которые вот-вот окажутся в почете, снова оттеснив лириков в загон? Можно даже подозревать, что скоро и в детских книжках мальчиков с живым воображением, представляющих себе условие задачи в красках и сюжетах, и нудных девочек, твердящих: "Ну какое это имеет значение! Дельфины! Штормы! Чайки! Важны числа! Их надо решать!", сменят мальчики, с пеленок покоренные красотой и четкостью математических законов, и девочки, мысленно играющие с персонажами задачников, как с куклами, и не понимающие, что с ними еще можно делать. Минус поменяется на плюс. (Соответственно им полагается менять и пол, это старая традиция.)

А может, и ошибаюсь. Может, таких отвлеченных теоретиков, которых не смущают растущие на березах яблоки, если они там растут по условию задачи, всю жизнь будут побаиваться :))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Понимаю, что еще рано об этом думать, но почему бы и нет? Я в прошлом году была на отличном просто фестивале, о котором писала в ЖЖ – «Времена и эпохи» , он в Коломенском проходил. Впечатлений – просто море! Как будто реально погрузилась в ту эпоху. Вот куда детей нужно водить, чтобы инте ...
У меня сломался ноут. В очередной раз не выдержал жары и... В прошлый раз ему меняли материнскую плату,В но это было по гарантии. Но сейчас сказали что,В если придётся менять её,В то ей стоимость сравнима со стоимостью ноута,В и проще так. Но они ...
Подниматься и падать Стрелять наугад Свято веруя в душную копоть Лампад Умирая, лобзать позолоту Досок Принимая дерьмо за Берёзовый сок Соглашаясь на новый безвременный Срок Это будет почти что не больно, Сынок Васильковая даль, на салфетках Стишки Размотать по ухабам дорожным Кишки ...
Не ожидала, но глазам своим поверила: Новость: Глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что власти Украины прекратили отбор газа из подземных хранилищ и возобновили закупки газа из России . Ну разумеется, Нафтогаз осознал, что если будет пользоваться газом из своих подземных хранилищ ...
По поводу уничтожения американского ДПЛА "Глобал хок": на каждую хитрую задницу найдется болт на восемь... Реконструкция полета шпиона. На рисунке хорошо виден замысел ведения разведки: полет вдоль границ Ирана, формально их не нарушая. Но очень близко. Есть тут одна для шпиона засада ...