"Я всей своей нейротипичности добился сам!"

топ 100 блогов desp_immigrant03.06.2023

У одной очень интересной коллеги-преподавателя-инстаблогера  увидела видео про экзаменационный стресс и про то, должен ли, и вообще может ли преподаватель помочь своим студентам с ним справляться. У нее в качестве примера речь шла о частном индивидуальном преподавателе, но это не принципиально.  Вывод ее примерно такой: нет, это не входит в обязанности преподавателя, и не надо нам разводить пургу про “дыхательные практики”, медитацию и прочее; научиться справляться со стрессом так чтобы он не мешал сдавать экзамен должны сами студенты, потому что подобные трудности  –  это жизнь, и студенты должны уметь жить.

Я всей своей нейротипичности добился сам!

Хоть я в общих чертах согласна с тем, что, действительно, студент а не преподаватель ( и не родители, не экзаментатор и тд. ) ответственен за свой экзамен, меня несколько удивила такая категоричность про отсутствие помощи, высказанная не просто опытным педагогом, а специалистом по ... инклюзии! Буквально в предыдущих выпусках рассуждавшей о развитии эмпатии у коллег по цеху и прочих таких хороших вещах которые могут нам помочь понять и обучить студентов с особенностями развития.

Но получается, что какие-нибудь дислексия или СДВГ – это да, это особенности которые надо учитывать педагогам и не в коем случае не отмахиваться от них с посылом “да он просто не старается, вот пусть приложит больше усилий, пусть как-нибудь сам научится концентрироваться, а я тут ни при чем”. А вот если ученик испытывает неконтролируемый стресс или панические атаки при самом мысли от тестировании, то тут как бы нормально сказать “нуу, это жизнь, детка, тут и не такое бывает”.

Мне этот подход напомнил то, как некоторые (скажем прямо – очень многие) люди приписывают свой экономический или карьерный успех исключительно на 100% самим себе, своей потрясающей воле, неординарной смелости, творческому подходу и замечательному трудолюбию, в то же время отказывая менее экономически/карьерно успешным людям в праве ну хоть в чем-то сослаться на неудачные обстоятельтва...

Сходно с этим, человек не испытывающий каких-то определенных психологических проблем в каком-то аспекте ( будь это стресс на экзамене, выступление перед большой аудиторией, сдача работы в краткие сроки, принятие на себя ответственности за коллектив )  склонен приписывать это своему твердому характеру, приспособляемости, способности к преодолению начальных трудностей и прочим замечательным качествам своего характера. А когда он видит примеры тех, кто психологические трудности именно в этом же аспекте испытывает, то не понимает, ну почему эти люди не могут проявить такую же твердость характера и справиться с этим так же быстро как как он? Пусть вот как-нибудь возьмут и проявят!  Сами, все сами.

Я надеюсь тут никто не прочтет в этом посте что я ратую за максимально мягкотелый подход типа “боишься экзамен – не сдавай, это злое общество придумало несправедливые экзамены, а ты, бедненький мой посиди лучше дома, попей чаю с ромашкой”  Я выступаю исключительно за посильную помощь специалистов в разумных пределах, там где это возможно и имеет смысл. ( В этом месте не слишком конкретно? Знаю, сама горжусь)

Но примечательно, что мой вариант подхода к таким ситуациям как раз совпадает с тем, что эта коллега  описывала не раз в своем аккаунте.  Развитие эмпатии у преподавателей (и других специалистов образования ) означает, что когда студент преподавателю говорит, к примеру, “я панически боюсь экзамена” или “я стесняюсь сдавать презентацию перед всем классом” или “мне кажется что эта тема такая сложная что я никогда в жизни ее не пойму и не осилю, может пора бросить”, то преподаватель не отмахивается в ответ стандартным набором типа “да чо ты, все могут, и ты тоже давай”, а вспоминает какую-то свою ситуацию, когда что-то казалось действительно страшным и непреодолимым, и свои чувства в этот момент. И это может быть была совершенно другая ситуация, другой психологический аспект,  но на это и нужна развитая эмпатия – понять чужие ощущения не вполне идентичные нашим. В этом случае преподаватель сможет проявить конструктивное сочувствие и предложить конструктивные же шаги к решению проблемы. (которых у каждого опытного специалиста имеется немало, я их здесь не буду описывать, так как этот пост про принцип а не специфику)

И нет, все это не дает 100-процентную гарантирую успеха. Кто-то из наших студентов все равно не сможет справиться с паникой на экзамене, кто-то так и не решится выступить перед большой аудиторией, а кто-то не осилит ни эту тему, ни последующую, и бросит все к чертям. Это жизнь, детка, здесь и не такое бывает. Но лучше все-таки постараться помочь, чем оставить человека с ней совсем наедине.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Но сначала про споры грибов. Они очень живучи и долговечны, лежат десятилетиями в почве, выдерживая очень высокие и низкие температуры. Их в триллионы количествах, однако не из каждой гриб вырастает. Растут там, где местность позволяет, погодные условия, влажность, температура, время ...
Flirt- Peter Driben Cover Ar ...
Игорь Яковенко - Кадыров договорился с Путиным насчет Янгулбаевых, журналистов и правозащитников. Насчет остальных вопрос открыт. Раз Россия теперь не Европа – можно все. В России закреплено двоевластие: президента РФ Путина и мобильного репортера ЧГТРК "Грозный" Кадырова. ...
КСЮША И ЕЁ НЕОЛОГИЗМ У меня есть троюродная сестра Ксюша, которая намного моложе меня, лет на 35. Мое знакомство с ней состоялось в конце 80-х, когда ее мама приехала с ней к нам в гости, во Львов из Ленинграда. Ксюше тогда было лет пять, и она очень любила болтать с нами. Чаще всего ...
Есть утверждения, что  доктор Микаэла Куинн снята по исторической личности и  биографии доктора Сьюзен Андерсон Большая часть сериала- была вымышленной, но некоторые события и люди были реальны и основаны на исторических фактах Сьюзен Андерсон (31 января 1870 - 16 ...