![«Я все-таки хотела бы по любви» «Я все-таки хотела бы по любви»](/images/main/ya-vse-taki-hotela-bi-po-lyubvi-4ca5c2.jpg?from=https://novayagazeta.ru/static/records/9ef4cb3d1d884156824aefe40455b2b8.webp)
Покупая чай в небольшом кафе в центре Махачкалы, я заметил на руке
бариста, молодой девушки, татуировку «Кровосток». Стало любопытно,
ведь в мусульманском обществе татуировки запрещены. Мы
разговорились. Оказалось, что девушка — табасаранка, родом из
Дагестанских Огней, а зовут ее Диной. Меня впечатлила ее смелость,
и мы договорились, что встретимся еще.
Через два месяца я вернулся в Дагестан, чтобы поговорить с
молодыми женщинами разных взглядов и судеб. Меня интересовало
многое: как они выглядят, чем занимаются, как относятся к религии и
насколько комфортно себя в ней чувствуют, что думают о замужестве.
И хотя вести переговоры с девушками мне помогала местная женщина
Амина, все оказалось непросто. Некоторые двери открывались легко, а
перед другими приходилось долго топтаться в ожидании.
Одной из героинь отец и брат не разрешили проводить съемки дома, но
когда поняли, что она все равно намерена это сделать, но в другом
месте, — уступили.
К другой девушке я должен был приехать на вторую съемку, но
ее отец повторный визит не разрешил.
Третья забыла или не захотела предупредить мужа о съемках, и
я, войдя в дом, наткнулся на заканчивающего намаз мужчину — тот
очень удивился; пришлось вступить с ним в долгую объяснительную
беседу.
Несмотря на различия в судьбах, порой кардинальные, позиции
моих героинь не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Все
они так или иначе говорят о том, что если дагестанская женщина
хочет быть хозяйкой своей судьбы, ей приходится по-настоящему
бороться за это право. Монологи дагестанок собраны для проекта
«Разные».
Серия «Разные» — совместный проект изданий «Гласная» и «Новая газета» о людях, которые не вписываются в консервативные рамки нынешнего российского общества, становясь невидимыми для большинства. По традиции, в России этих «других», разных принято не замечать, игнорировать — незнание становится идеальной почвой, на которой прорастает ксенофобия и дискриминация.
Заявить о себе зачастую боятся и сами необычные люди. Но все больше становится тех, кто уже преодолел страх: женщин и мужчин, своим поведением ломающих стереотипы и рамки патриархата.
Все материалы серии вы можете найти по этой ссылке.
Зухра. Фото: Сергей Строителев, для проекта «Разные»
— В детстве я любила срисовывать из книг всякое, рисование было
моим хобби. А серьезно, профессионально я занималась художественной
гимнастикой и танцами, но отец был против, так как это шло вразрез
с исламом. Особенно против гимнастики, где девушки выступают в
бикини. У меня были достижения, выступления на соревнованиях. Когда
я ушла, мне постоянно звонила преподавательница и спрашивала, приду
ли я на тренировку, но, увы, пришлось гимнастику оставить. Немного
жалею об этом, но зато появилось время для рисования. Мне это дело
по душе.
У меня уже есть клиентская база, делаю росписи на заказ. Это
может быть все что угодно: фасады, интерьеры. Я даже создала
страничку в инстаграме, куда выкладываю
работы. Больше всего люблю писать пейзажи и кошек. Отец был
удивлен, что появляются клиенты, и даже поехал однажды со мной на
заказ в Хасавюрт. Это в двух часах езды от дома — очень далеко.
Думала, он вообще будет против того, чтобы я брала этот заказ:
квадратура большая, работы было на неделю, то есть там по-хорошему
надо было ночевать. Но отец согласился, каждый день сам возил меня
на машине до места работы и ждал там весь день, когда я закончу.
Все-таки вокруг было много молодых парней — все происходило на
небольшой фабрике. Наверное, это была какая-то ревность отца в
совокупности с его гиперопекой.
Я очень хотела бы поступить в Суриковское училище в Москве —
это было бы прекрасно. Но все-таки думаю, что останусь здесь: там
суета, а в Махачкале поспокойнее. Да и по семейным причинам тоже:
вряд ли отец и брат это поддержат. Моя работа и так противоречит
нашим стереотипам — для них этого достаточно.
Однажды, например, я стояла на стремянке — расписывала кебаб-шоп. Мимо проходила женщина и велела мне слезть, потому что это мужская работа.
С одной стороны, мужчины в семье не против образования и понимают
его ценность, но с другой — «девочка должна выйти замуж, ведь ей
уже 21 год». Иногда и мама мне говорит, что пора замуж. В принципе
я не против, если будет нормальный, адекватный мужчина. И даже не
исключаю варианта согласованной родителями свадьбы — когда жених
приходит свататься к ним, а потом принимается решение. Но выдать
себя замуж насильно я не позволю, то есть тоже буду участвовать в
принятии окончательного решения.
Дело в том, что у меня очень традиционная семья — все должно
быть в соответствии с обычаями, отсюда и все вышесказанное. Но даже
в замужестве хочется заниматься делом. Мне сложно представить себя
в ситуации полных запретов. Если женщина сидит дома, а муж ее
обеспечивает — ок, но и сидя дома, можно чем-то заниматься. К
слову, попасть под запреты в Дагестане легко даже сейчас. Непонятно
же, как мужчина будет себя вести после свадьбы.
В моей семье все довольно строго. Думаю, если сделаю тату —
меня просто побьют. Я постоянно ношу платок, папа дал такое
воспитание. Брат мой хочет, чтобы я закрылась, но мне не хочется
закрываться против своей воли. Если будет желание — сама надену
хиджаб. Я все же пытаюсь разговаривать с родителями, пытаюсь искать
консенсус, когда наши мнения не совпадают.
Дина. Фото: Сергей Строителев, для проекта «Разные»
— Меня заставили надеть хиджаб в восемь лет, когда я ходила во
второй класс. У меня очень религиозные родители. Тогда мне было без
разницы: я была маленькая, мне сказали — я и надела. Еще проверяли,
чтобы я не забывала делать намаз.
В шестнадцать лет отец забрал меня в Москву. Там он узнал,
что я лесбиянка: увидел переписку в моем телефоне. Избил меня, а
потом, примерно через неделю, нашел жениха на одиннадцать лет
старше меня, которого я видела всего раз в жизни.
Свадьба была нужна, чтобы меня «вылечить». Через месяц после свадьбы я собрала сумочку, взяла паспорт и сбежала к матери обратно в Дагестан.
Муж угрожал по телефону, что увезет меня в горы и убьет, но в итоге
оставил в покое. По исламу в такой ситуации я должна была выйти
замуж через три месяца. Мать тоже нашла кандидата — друг семьи,
ровесник отца. Я собралась и уехала на время в Дербент к
подруге.
Тогда же набила первые тату на руке: надпись «Целуй» и
лесбийский знак с двумя девчонками. Было страшно — я понимала, что
мать, когда я вернусь, все это увидит. Так и произошло, и она
предложила мне выжечь тату марганцовкой. Когда я отказалась, мать
выгнала меня из дома.
Приютила подруга. Живя у нее,
я приняла решение снять хиджаб. Сначала было ужасно некомфортно: было такое ощущение, будто я выхожу на улицу голая.
Все-таки я его девять лет носила. Мне казалось, что все-все на меня
смотрят. Но помогли социальные сети. Я веду тик-ток, куда выложила
видео, как я снимаю хиджаб. Было много ненависти. Мне писали, что
найдут меня, что на меня объявили охоту. Тогда же начали писать
разные девчата с просьбой помочь им. Были страшные истории. Но у
меня не было ни возможности, ни ресурсов что-то сделать для них, да
и возраст их не позволял ничего сделать — они все были
несовершеннолетние.
Некоторое время возле нашего дома днем и ночью стояла машина.
Два парня поджидали, когда мы выйдем. Они мне сказали, что если
хоть одно видео еще выложу, затащат меня в машину и вывезут в лес,
ударили меня по лицу. Я одному из них сказала спокойно: «Не хочешь
— не смотри». Среди религиозных есть адекватные люди: такие как,
например, Марьям Алиева. Разве это по исламу — бить
женщину?
С работой тоже были проблемы. Я устроилась бариста в одну из сетей кофеен. Владелец из-за внешности поставил меня на точку, где проходимость меньше. Забавно, да? А потом вообще уволил меня, сказав, что моя активность в соцсетях идет вразрез с его принципами. Хотя я делала все круто, и мне нравилось там работать.
Со временем у меня появилось много новых тату и пирсинг — у меня проколоты даже соски. В каждую из татушек я что-то вкладываю, каждая делает меня сильнее.
Ненависть я встречаю постоянно — в Сети и в жизни. Ведь для местных все это дико и необычно, особенно за пределами Махачкалы, где девочку с розовыми волосами вообще никогда не видели.
Но меня все это только закаляет. Ну и мне нравится, когда люди смотрят, нравится, что им интересно.
Моя любимая тату — самая первая, которую мне набила подруга после того, как я убежала от мужа. Хочу полностью забить рукава, на ногах хочу побольше тату, по телу. Буду сама себя забивать и с помощью друзей: мы делаем друг другу тату прямо дома. Своей родной сестре я тоже помогаю: ей пятнадцать, и я сделала так, чтобы ей разрешили снять платок, проколола ей язык, набила две татушки. Если у нее возникнут проблемы — я ее заберу. Мама плохо воспринимает инаковость и до сих пор говорит мне: приезжай, выходи замуж, будем общаться. А принять меня такой, какая я есть, не хочет.
Амина. Фото: Сергей Строителев, для проекта «Разные»
— Родилась я в Хасавюрте, а после смерти папы мы с мамой переехали
в Махачкалу. После 8-го класса поступила в Исламский университет.
Братьев у меня нет, и мама боялась, что я попаду не в ту компанию.
Тогда в моде были субкультуры вроде эмо и готов, и она решила
отдать меня учиться исламу как можно раньше, чтобы оградить от
всего этого. Тогда же я и покрылась.
В Дагестане это абсолютно нормально. У нас покрытая девушка —
ничего необычного, как в России непокрытая. Да и все родственники у
меня соблюдали порядки. Мама со мной поговорила, сказала, что надо,
мы пошли и приобрели нужную одежду. У меня сначала были сомнения,
надевать или нет. Все-таки я считала себя очень модной, крутой
девочкой. Надела платок, посмотрела на себя в зеркало и больше с
тех пор не снимала. Мне понравилось.
Через пару недель меня увидел мой будущий муж. Мне было 13,
ему 19. Я ему понравилась, он пошел к моей маме, к дядям и сказал
им об этом. Мама мне сказала, что я засватана. Нас познакомили, мы
начали общаться. Общались два года.
Но такого, как в России, у нас не было: мы даже за руки не держались, выходили погулять только в присутствии моей мамы.
Муж приходил на праздники, приносил подарки: сладости, деньги,
украшения. Тогда я еще не понимала, что значит быть замужем.
Мы полюбили друг друга, и в 15 лет я уже вышла за него.
Пришлось прервать учебу в Исламском университете. На свадьбу
съехалось человек двести. Обычно у нас девочек готовят к семейной
жизни. Мои двоюродные сестры уже с 12–13 лет умели готовить, а я
росла одна в семье, и мне не приходилось этим заниматься. Но
пришлось научиться, что получилось довольно быстро. Я брала на
Восточном рынке журналы с рецептами, искала их в «Одноклассниках» и
так далее. Дочка Хадижа родилась, когда мне было 17, и я была
счастлива, ведь за год до этого у меня случился выкидыш, и потом
мне все время снился ребенок, которого я не могу догнать. А в 19
лет появился сын Гусейн.
Свободного времени было совсем мало, но хотелось как-то
реализовать себя, и я начала делать искусственные «тортики» из
неизрасходованных подгузников. Начала этим заниматься втайне от
мужа, пока он был на работе. Поделки увидели знакомые, и через
сарафанное радио ко мне стали приходить заказы — так у меня
получилось открыть свой онлайн-магазин подарков, который работает
уже семь лет. Муж поддерживает меня и даже подталкивает вперед:
дети видят, как оба родителя работают, откуда берутся
деньги.
В пределах ислама муж мне все разрешает.
Доверяет, зная, что у меня везде женский коллектив. Понятно, что он
никогда мне не позволит работать в компании мужчин. А еще я должна
ему всегда сообщать о том, куда иду и с кем. Может запретить. В
плане одежды тоже бывают запреты. Если что-то просвечивает, может
сказать: «Это некрасиво, иди поменяй».
Когда моей дочке будет тринадцать и на горизонте появится
жених, я попытаюсь ей объяснить, что спешить не нужно. Вспоминаю
себя: в 15 лет я была наивным ребенком, хотела играть, шутить, а
взрослые воспринимали меня как женщину. Будущий муж покупал мне
игрушки, светящиеся безделушки, когда мы гуляли по парку. У меня
есть опыт раннего замужества, и я могу сказать, что оптимальный
возраст для начала семейной жизни — лет девятнадцать. Но зарекаться
сложно: а вдруг она вообще не захочет замуж? Я-то любила своего
будущего мужа и хотела стать его женой. Единственное, о чем я
жалею, — что недоучилась.
Гульжана. Фото: Сергей Строителев, для проекта «Разные»
— Я из Махачкалы, тут родилась и выросла. Закончила лицей по физико-математическому профилю, поступила в Московский инженерно-физический институт. Буду изучать способы лечения болезней с помощью нанотехнологий. Все-таки хочется жить в Москве, потому что там больше возможностей. Я читала, что биомедицина хорошо развита в Германии. Может быть, получится попасть туда на стажировку.
В Дагестане я не смогу устроиться на работу по своей специальности, да и особого желания оставаться тут нет. Дело в том, что я довольно вспыльчивая, открытая, общительная, хочу совершать какие-то безбашенные поступки: путешествовать, брать от жизни все.
Здесь у меня с моими интересами остаться не получится. Например, тут я думаю, покрасить волосы или нет, могут ведь подойти и спросить про это.
К нам с подругой однажды пристали, потому что у нее был яркий
макияж. Подошли парни какие-то и не отставали от нас довольно
долго. Мы старались с ними мягко говорить, но было страшновато. В
Дагестане женщин сдерживают, навязывают им с детства определенные
модели поведения, говорят: не делай того, не делай этого. У
мальчиков намного больше свободы. Я еду в Москву, а мне
родственники говорят: не разговаривай с парнями, будь осторожна, у
тебя есть только учеба.
А еще они постоянно говорят про замужество. Заканчиваешь
школу, наступает определенный возраст — и начинаются все эти
беседы. Кстати, до 5-го класса я так и планировала. Думала,
отучусь, выберу специальность, где более-менее зарплата, и буду
дома сидеть, муж мне все принесет. Но тетя и мама рассказали, что
все может быть и по-другому, и меня эти темы про замужество сейчас
вообще не интересуют. Когда собираемся за столом с родней и я
говорю, что хочу замуж только по любви, они саркастически отвечают:
«Ну да, позволит тебе отец».
Так же я отношусь и к религиозным вещам. В вечном конфликте
науки и религии я на стороне науки. К слову, ислам немного
исковеркали, ведь, по сути, там сказано, что женщина вообще ничего
не должна делать: ни убирать, ни стирать.
То есть по исламу женщина — это не домохозяйка, как кажется многим
нашим мужчинам. Если честно, я ничего из религиозных обрядов не
соблюдаю и не собираюсь соблюдать. Хиджаб не ношу. Молитв не знаю.
Считаю себя агностиком. В школе одноклассники более-менее нормально
относятся ко мне и к моим принципам. Хотя иногда в шутку дразнят
меня «особь женского пола», зная, что я на это остро реагирую. Мне
кажется, в плане прав и свобод женщин в республике есть некоторое
движение вперед. Небольшое.
Аза. Фото: Сергей Строителев, для проекта «Разные»
— Я выросла в типичной дагестанской семье, в селе недалеко от
Хасавюрта. Отец с нами практически не жил, ушел от мамы к другой
женщине. Меня это сильно травмировало, потому что я помню все
бессонные ночи, которые мама провела в слезах. Слышала ее плач по
ночам на кухне, но помочь никак не могла. Для нее эта ситуация была
большим шоком, ведь мама выросла в большой и счастливой семье. Она
просто была не готова к изменам. С тех пор я сама ни разу не
плакала. Бóльшая часть воспитания младшей сестры легла на меня. Я
была на 12 лет старше нее, она называла меня мамой. Мне довольно
быстро пришлось повзрослеть. Я была тревожной девочкой, стала
задаваться вопросом о том, зачем я вообще живу. Мне, еще ребенку,
никто не помогал преодолеть эту безысходность.
Помню, был месяц Рамадан, и я сильно вдохновилась религией.
Вытаскивала из дома колонки, включала лекции, и мы с мамой
занимались делами на улице, готовились к празднику. До этого я
молилась для галочки, а с того времени начала делать все осознанно
— и почувствовала от этого удовлетворение, легкость какую-то на
душе, которой очень давно не испытывала.
Закрыться я решила спустя два года, по собственному желанию. Мне
было 22. У нас в семье даже разговоров об этом не было: все-таки у
нас этнический ислам (я по национальности чеченка), и завязать
платочек было вполне достаточно. Но у меня был осознанный выбор:
ведь я не сразу побежала, когда ко мне пришло это чувство, а хорошо
все обдумала. Мама была недовольна моим решением закрыться. Но
сказала, что это мое дело.
Когда я надела хиджаб, поняла, как это легко, и удивилась,
что так долго к этому шла. Для меня это защита от посторонних глаз.
По крайней мере, тут смотрят меньше, если ты покрытая. В Москве все
наоборот. Помню, как парень выскочил из вагона метро, когда мы с
подругой вошли, — это было очень смешно.
Одна пожилая дама сказала: «Батюшки, шахидки!»
Еще пару раз досматривали чемоданы, причем только у покрытых
девушек, хотя с нами в компании были и непокрытые. Но я с
пониманием к этому отношусь, и никаких сомнений у меня нет.
То есть я не собираюсь снимать хиджаб — я его надела и ношу
исключительно для себя. Разве что скучаю по распущенным волосам,
когда ветер дует на берегу моря. Конечно, мировоззрение может
измениться в какой-то момент, но в основном снимают хиджаб девочки,
которых принудили к его ношению.
С религией связано несколько мистических опытов в моей жизни.
Однажды на работе я обнаружила недостачу, очень переживала. По пути
домой дала милостыню нищенке, а на следующий день все цифры
сошлись. Верю, что помог Всевышний.
Анжела. Фото: Сергей Строителев, для проекта «Разные»
— Музыкой я занимаюсь с детства. Моя мама — музыкант, она пела много шансона на свадьбах и в ресторанах, раньше был спрос на такую музыку. Я много раз была на ее выступлениях и восхищалась ею. Мама видела это и тоже старалась привить мне музыкальность. Я занималась фортепиано и скрипкой. Скрипку ненавидела. Раньше все были атеистами, а потом случилась вспышка интереса к исламу. Начали появляться радикалы, неправильно его трактующие, музыкой стало сложно заниматься в таких условиях.
Пока я шла со скрипкой на занятия, могла огрести от каких-нибудь мальчиков. К нам в школу приходили люди в тюбетейках и говорили, что музыка — это харам.
В религии есть адекватные, по-настоящему верующие люди, которые
воспринимают все нормально. Но их мало. Ненависть и патриархат не
равны исламу, это важно понять.
|
</> |