Я в этот мир приду, как грозный трибунал

Я в этот мир приду, как грозный трибунал,
И напишу «позор» на лбу его бесстыжем.
Да, я сполна воздам тому, кто был унижен
Но я стократ воздам тому, кто унижал
Ария «Месть» (мюзикл Монте-Кристо)
Удивительной чистоты был этот юноша. Той редкой
открытости миру, любви и будущему. К истории жизни и любви этого
персонажа до сих пор возвращаются в кинофильмах, в мюзиклах, в
песнях.
Его светлость граф Монте-Кристо. Веселый, открытый мальчишка Эдмон Дантес. Герой, с которым ассоциируются понятия «месть», «память», «любовь», «власть», «расчет»…
Приглашаю вас на экскурсию по многоликой душе графа.
Сцена первая. Марсель.
По земле и по воде,
И во сне, и наяву
Я всегда иду к тебе,
Я всегда к тебе иду!
«Иду к тебе» мюзикл «Монте-Кристо»
Я с замиранием сердца следила, как корабль «Фараон»
входил в порт, погружаясь в атмосферу Марселя начала
девятнадцатого века. Эдмон Дантес представляется нам юным
мальчишкой, моряком, совершенно по-зрительному влюбленным в мир. Он
любил море, город, отца и Мерседес. Каждую птицу, дуновение
ветерка. Казался воплощением идеального романтического героя,
которого ждало большое будущее.
Мы впервые видим его на «Фараоне», когда он сообщает господину Моррелю прискорбную новость о смерти капитана. Параллельно отдает приказы матросам, уверено, четко, следит за исполнением. Он умеет руководить, настоящий кожный генерал, наемник (по сути своей). Сотрудничество с Моррелем с одной стороны выгодно и престижно, с другой стороны, укрепляется зрительной симпатией и анальным уважением к старшим и добившимся чего-то. Дантеса назначают капитаном. Нельзя сказать, что он к этому стремился. Но и нельзя сказать, что он этого не хотел. В Эдмоне нет кожной зависти, он принимает должность скорее как нечто самой разумеющееся. И как возможность (вот!). И как ответственность.
Дантес поддерживает на корабле железную дисциплину. На это способен только человек с высоким уровнем самодисциплины (очередное свидетельство наличия хорошо развитого кожного вектора). А еще он оказался очень бережливым человеком (привез домой сбереженное за время путешествия жалование).
Неразбериха с письмом, вопросы неразвитого кожника Данглара, завистливого, подлого и мечтающего стать капитаном. Доброжелательность Морреля. Юноша торопливо пришвартовывает корабль, отвечает на все вопросы, чтобы скорее, скорей встретиться с отцом. И с любимой женщиной.
С отцом у него особенные отношения. Пронизанные глубоким почтением и уважением отца к сыну. Каждое слово, каждый взгляд юноши наполнены любовью и нежностью. Он отдает ему весь заработок и уговаривает накупить провизии, нанять служанку.
Эдмон кажется идеальным молодым человеком с открытым сердцем и еще пока не раненной душой. Способным любить.
…О, что это была за девушка! Не просто девушка! Невеста! Каталонка, кареглазая темноволосая, прекрасная и желанная. Эдмон любил ее всеми фибрами души, и Мерседес отвечала ему взаимностью. Мы находим влюбленных, уединившихся после долгой разлуки.
В то время еще оставалось место для чистой и красивой зрительной любви. Их связывает влечение, нежная привязанность, общие планы.
Далее последует анонимное письмо (кожный оговор), арест…
Сцена вторая. Замок Иф.
Тёмны стены, мрачны своды. Вот и кончен путь.
Солнце жизни, свет свободы - Всё теперь забудь!
Ария Духа Замка Иф, Мюзикл «Монте-Кристо»
Возможно, если бы Эдмон не был настолько ослеплен
любовью, если бы его зрительный вектор не искрил радостью, счастьем
и открытостью сразу всему миру, он не попал бы в западню. Его могло
спасти зрительное предчувствие, анальная внимательность, кожная
логика. Он бы понял, что ни Данглару, ни Фернану верить нельзя.
Увидел бы, что их обоих тяготит зависть, что обоим он мешает. И оба
хотят от него избавиться. Понял бы, что ему нужно быть осторожным.
Сохранить себя во что бы то ни стало, хотя, с другой стороны, арест
сделал из него всесильного человека…
Но любовь ослепила его. Мы смотрим на мир через себя. Зрительник в каждом видит зрительника, и Эдмон, юный, неопытный, не был исключением. Он не верил, что люди способны на такую подлость.
Он попадает в замок Иф. В замке автор раскрывает перед нами наличие звукового вектора. Эдмон бы точно сошел с ума, если бы не звуковой вектор, не уход в себя, в размышления. Мы понимаем, что перед нами уже не тот милый юноша, которого мы видели в начале книги. Он не понимает, что происходит, за что все это. Он просит справедливого суда (помним и о Вильфоре, спасавшем собственную карьеру).
Аббат Фариа дает Эдмону толчок и надежду одновременно. Он обучает юношу всему, что знает сам. Прекрасная память (анальная), способность усваивать информацию на слух (звук) помогает за несколько лет стать тем начитанным, знающим много языков Монте-Кристо, которым ему предстоит вернуться в свет.
Эдмон по-зрительному привязывается к аббату, радуясь, что небеса послали ему такой светлый луч в его беспросветное царство. Их беседы, совместный план побега дает возможность жить. И желание дышать. И что-то делать. Кроме того, Фариа же, более побитый жизнью, более опытный и прозорливый, открывает юноше глаза на произошедшее. Он выстраивает в его голове всю логическую цепочку действий его оппонентов. И причины, которые ими двигали.
И рассказывает о сокровищах острова Монте-Кристо.
И именно в тот момент просыпается жгучая анальная обида, которая влечет за собой желание отомстить. За потерянную любовь. За годы, проведенные за решеткой. За отобранную молодость. За несбывшиеся мечты. За каждый день страдания и боли. За все!
Единственный смысл существования, обучения, бытия – месть.
Сцена третья. Рождение
графа Монте-Кристо
О его блестящей памяти говорит и то, что Эдмон с
упорностью барана талдычил контрабандистам одну и ту же историю о
том, что он сомалийский моряк. Это отмечает сам Дюма в тексте,
рассказывая, как молодой человек попадает на борт тартаны к
капитану генуэзцу.
Каким мы видим Эдмона после 14 лет заключения? Лучше автора об этом никто не скажет: «Овал лица удлинился, улыбающийся рот принял твердое и решительное выражение; брови изогнулись; чело пересекла суровая, прямая морщинка; в глазах притаилась глубокая грусть (звуковой взгляд), и временами они сверкали мрачным огнем ненависти (следствие обиды, желание отомстить, анальная черта); <�…>; к тому же приобретенные им знания наложили на его черты отпечаток ума и уверенности; хотя от природы он был высокого роста (чаще всего кожники высокие), в его фигуре появилась кряжистость (анально-мышечное).
Таким он вернулся на тартану к контрабандисту. Но только для того, чтобы добраться до Монте-Кристо и забрать сокровища, в которые он и верил-то с трудом. Но…
«Дантес уже ступил на этот путь, по которому намеревался идти, и шел прямо к намеченной цели, - сердце его превращалось в камень»
Дюма очень точно описал, что происходило с его
персонажем. Мы помним, что Эдмон Дантес был ярко выраженным
зрительником. Но в тех условиях, в которых оказался юноша, места
для реализации вектора и проявления его свойств не осталось.
Переживший разрыв сильнейшей эмоциональной связи (его любовь к
Мерседес), удаленность от мира, пробудили в нем черствость,
отчужденность
Монте-Кристо «не имеет сердца». Вернее, имеет вместо него камень, который мало кому удастся растопить, но это другая история. Ему уже за 30. Лучшие годы прошли. И впереди только месть.
А еще он научился лгать. И поворачивать ситуацию в свою сторону. Зрительная тяга к театральным представлениям осталась, кстати. Он остался на острове Монте-Кристо в одиночестве, убедив всех, что ранен, не вынесет переноски на корабль. Буквально потребовал, чтобы его оставили. Моряки не могут терять время. Это черевато срывом всей операции. Поэтому капитан пошел на поводу у своего матроса.
Это первый малюсенький спектакль из череды великолепных драм и комедий, которые покажет нам граф Монте-Кристо.
Фариа не обманул. Сокровище
дождалось своего хозяина. И так появился граф Монте-Кристо (позже
он купит этот титул). Финансист. Стратег. «Грозный трибунал».
«Судия». Актер.
Продолжение следует.
Анна Томенчук. Статья написана по материалам тренинга по
Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
|
</> |