"Я - существо многослойное"
my_f5 — 13.09.2010 — Религия Теги: КураевДиакон Андрей Кураев — о своей многослойности, рейтинге и тщеславии, формах защиты от троллей, интернет-пастве, анонимах, теоретических, жизненных и духовных вопросах, онлайн-грехах и попах 2.0. Спрашивал Кирилл Алехин.
Диакон Андрей Кураев, круглолицый, умиротворенный, в рясе, обедает в итальянском ресторане на Бульварном кольце. На столе — чья-то записка ("Пишу Вам в связи с проектом о румынском издании ваших трудов...") и блюдо с рубленым ананасом. Через пять минут принесут десерт, и Кураев будет вкусно вытирать бороду. Пока же он одной рукой держит свежий номер газеты F5 с выносом "Путин и «Калина»", а другой набирает SMS — похоже, что премьеру: "Порадую..." Настроен Кураев благостно, и только когда снимает очки и на носу остается красный след от дужки, становится видно, что устал.Миссионеру положено разговаривать с людьми, но отец Андрей по-стахановски перевыполняет норму. Он дал примерно миллион интервью. Его под любым предлогом зовут в телевизор (в результате Кураев перебывал во всех ток-шоу — от программы Андрея Малахова до "Школы злословия").
Любят его за сочетание темных одежд и окладистой бороды с критическим складом ума и публицистическим запалом. С Кураевым интересно: образован, остроумен, здравомыслящ, по любому вопросу — от национальных конфликтов до видеоигр — готов выдать нетривиальное мнение. В конечном счете Кураев стал главным медиаделегатом от РПЦ, в том числе и в интернете: в 2000-м открыл миссионерский портал kuraev.ru, в 2008-м — ЖЖ diak_kuraev.
Блог сначала не вел, но через пару месяцев разошелся: писал о самоубийствах студентов семинарии, преданном анафеме собкоре газеты "Правда", фотографировался с бельком на снегу. Среди последних постов рассуждения о том, можно ли читать в туалете духовную литературу ("Когда-то я именно в туалете читал утренние и вечерние молитвы — по той простой причине, что скрывал (и защищал) свою новообретенную веру от тогда еще неверующих родителей") и зачем русским носить ножи ("Эти люди (чеченцы. — F5) не понимают, что такое уступка, смирение. Всех русских девушек они считают проститутками и своими наложницами. Отсюда и отношение к ним, отсюда и драки с русскими мужиками, которые заступаются за девушек").
За полтора года Кураев получил 60 000 комментариев от 5500 подписчиков, но в друзья никого не добавил.
— Пользователи стучатся к вам с вопросами, просят совета, учат грамотно писать слово "Евангелие"... Вы как к ним относитесь?
— Ужасно. Как и ко всем, кто мне звонит, кто меня останавливает на улице и так или иначе вторгается в мою личную жизнь. Но нельзя жить только для себя. Я — существо многослойное: на одном реактивном слое я прячусь от того, что вторгается в меня, на другом — открываю сознание для того, чтобы быть доступным.
— Или вы заняты самопиаром?
— Моя персональная задача — быть интересным для моих собеседников. Но нет задачи быть интересным ради того, чтобы этих собеседников стало больше и мой рейтинг вырос. Чего-чего, а известности я уже накушался, мое человеческое и авторское тщеславие удовлетворено. Я уже не прыгаю при выходе своей новой книги, а скорее понуждаю себя к изъявлению радости по этому поводу — так положено... Наверное, от известности я уже получаю больше минусов, чем бонусов, — подглядывание-подсматривание в магазинах и пр. Так что интернет-собеседников не ищу.
— Так зачем же растрачиваться в онлайне, где к тому же произошла девальвация слова?
— Для меня, как для человека, работающего со словом, это тоже очень интересно. Дискуссии в интернете показывают, как люди неочевидно могут воспринимать те или иные слова. В одном и том же тексте слышат разные, даже противоположные интонации. Иногда меня радует такая возможность, иногда печалит. Но понимать эту механику надо, чтобы уметь избежать двусмысленности
— Достают тролли и провокаторы?
— Сам образ моей жизни защищает меня от интернета. Я половину времени провожу в поездках по стране или миру. В ноутбуке нет Wi-Fi. Вторая форма защиты: анонимных юзеров я за людей не считаю. Если человек входит под ником, а не под своим настоящим именем, если я про него не знаю и он про себя ничего не рассказывает, то для меня эта личность тождественна тому тексту, который она оставила на моей странице. И в этом смысле это не вполне человек, поэтому я могу отреагировать на него резко.
— ЖЖ — не паства, а эксперимент?
— Не паства — это точно. Я никем не хочу управлять и никого не желаю пасти. Да, в моих интернет-публикациях есть аспект апробации, нужный мне самому. Какие-то тексты я могу обкатывать, прежде чем воспроизводить их в печатном виде. Интернет позволяет публиковать черновики и видеть реакцию. Она бывает очень здравая и критическая. И тогда я людям очень благодарен. Читать дальше
|
</> |