"Я - существо многослойное"

топ 100 блогов my_f513.09.2010Религия Теги: Кураев

Диакон Андрей Кураев — о своей многослойности, рейтинге и тщеславии, формах защиты от троллей, интернет-пастве, анонимах, теоретических, жизненных и духовных вопросах, онлайн-грехах и попах 2.0. Спрашивал Кирилл Алехин.

Диакон Андрей Кураев, круглолицый, умиротворенный, в рясе, обедает в итальянском ресторане на Бульварном кольце. На столе — чья-то записка ("Пишу Вам в связи с проектом о румынском издании ваших трудов...") и блюдо с рубленым ананасом. Через пять минут принесут десерт, и Кураев будет вкусно вытирать бороду. Пока же он одной рукой держит свежий номер газеты F5 с выносом "Путин и «Калина»", а другой набирает SMS — похоже, что премьеру: "Порадую..." Настроен Кураев благостно, и только когда снимает очки и на носу остается красный след от дужки, становится видно, что устал.
Миссионеру положено разговаривать с людьми, но отец Андрей по-стахановски перевыполняет норму. Он дал примерно миллион интервью. Его под любым предлогом зовут в телевизор (в результате Кураев перебывал во всех ток-шоу — от программы Андрея Малахова до "Школы злословия").
Любят его за сочетание темных одежд и окладистой бороды с критическим складом ума и публицистическим запалом. С Кураевым интересно: образован, остроумен, здравомыслящ, по любому вопросу — от национальных конфликтов до видеоигр — готов выдать нетривиальное мнение. В конечном счете Кураев стал главным медиаделегатом от РПЦ, в том числе и в интернете: в 2000-м открыл миссионерский портал
kuraev.ru, в 2008-м — ЖЖ diak_kuraev.
Блог сначала не вел, но через пару месяцев разошелся: писал о самоубийствах студентов семинарии, преданном анафеме собкоре газеты "Правда", фотографировался с бельком на снегу. Среди последних постов рассуждения о том, можно ли читать в туалете духовную литературу ("Когда-то я именно в туалете читал утренние и вечерние молитвы — по той простой причине, что скрывал (и защищал) свою новообретенную веру от тогда еще неверующих родителей") и зачем русским носить ножи ("Эти люди (чеченцы. — F5) не понимают, что такое уступка, смирение. Всех русских девушек они считают проститутками и своими наложницами. Отсюда и отношение к ним, отсюда и драки с русскими мужиками, которые заступаются за девушек").
За полтора года Кураев получил 60 000 комментариев от 5500 подписчиков, но в друзья никого не добавил.

— Пользователи стучатся к вам с вопросами, просят совета, учат грамотно писать слово "Евангелие"... Вы как к ним относитесь?
— Ужасно. Как и ко всем, кто мне звонит, кто меня останавливает на улице и так или иначе вторгается в мою личную жизнь. Но нельзя жить только для себя. Я — существо многослойное: на одном реактивном слое я прячусь от того, что вторгается в меня, на другом — открываю сознание для того, чтобы быть доступным.

— Или вы заняты самопиаром?
— Моя персональная задача — быть интересным для моих собеседников. Но нет задачи быть интересным ради того, чтобы этих собеседников стало больше и мой рейтинг вырос. Чего-чего, а известности я уже накушался, мое человеческое и авторское тщеславие удовлетворено. Я уже не прыгаю при выходе своей новой книги, а скорее понуждаю себя к изъявлению радости по этому поводу — так положено... Наверное, от известности я уже получаю больше минусов, чем бонусов, — подглядывание-подсматривание в магазинах и пр. Так что интернет-собеседников не ищу.

— Так зачем же растрачиваться в онлайне, где к тому же произошла девальвация слова?
— Для меня, как для человека, работающего со словом, это тоже очень интересно. Дискуссии в интернете показывают, как люди неочевидно могут воспринимать те или иные слова. В одном и том же тексте слышат разные, даже противоположные интонации. Иногда меня радует такая возможность, иногда печалит. Но понимать эту механику надо, чтобы уметь избежать двусмысленности

— Достают тролли и провокаторы?
— Сам образ моей жизни защищает меня от интернета. Я половину времени провожу в поездках по стране или миру. В ноутбуке нет Wi-Fi. Вторая форма защиты: анонимных юзеров я за людей не считаю. Если человек входит под ником, а не под своим настоящим именем, если я про него не знаю и он про себя ничего не рассказывает, то для меня эта личность тождественна тому тексту, который она оставила на моей странице. И в этом смысле это не вполне человек, поэтому я могу отреагировать на него резко.

— ЖЖ — не паства, а эксперимент?
— Не паства — это точно. Я никем не хочу управлять и никого не желаю пасти. Да, в моих интернет-публикациях есть аспект апробации, нужный мне самому. Какие-то тексты я могу обкатывать, прежде чем воспроизводить их в печатном виде. Интернет позволяет публиковать черновики и видеть реакцию. Она бывает очень здравая и критическая. И тогда я людям очень благодарен. 
Читать дальше

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Некоторые продолжают ворчать по поводу нейросетей, не очень понимая, зачем они нужны. Многие из тех, кто ими пользуются, раньше использовали фотошоп и прочие редакторы. А правильно настроенная нейросеть, в прямых руках, способна на многое. Не отъедая, при этом, хлеб у художников. В данном ...
Я вообще не понимаю какой смысл в яге100 и т110е4. Первый будет тем же картонным ягдтигром с горящим движком во лбу, только на 146% больше, чтоб дедам было легче попадать. Второй той же картонкой с никакой альфой, и без башни вдобавок. В общем, рулить как ...
"Провожая молодую леди домой после их первой встречи, весьма сдержанный молодой джентльмен получил приглашение зайти к ней на чай. Пока она готовила угощение, он, заметно стесняясь, бесцельно бродил по комнате. — Будь осторожным, когда станешь садиться на этот диван, — многозначительно ...
Продолжение. Начало тут . МАРИН МИРОЮ Доброе утро, Мона! МОНА Доброе утро, Марин! МИРОЮ Я боюсь. Что тебя здесь нет. Что все это мне только кажется! МОНА Меня здесь нет? (Смеется молодым, счастливым смехом.) Но разве ты меня не видишь, не ...
Нашизм, как новая форма тотального заболевания российского общества, заботливо выращенная пропагандистской машиной Кремля, приобретает весьма угрожающую форму, становясь все более и более агрессивным по отношению к любым проявлениями несогласия или же оспаривания привитых догм. Тем не ме ...