я совсем не одинокка...

... в нелюбви к барокко. То есть не то чтобы я его
совсем уж на дух не выносила. В гостиной – ладно, в будуаре даже
кстати, у меня у самой спальня необарокко, 1912 года производства.
Но в храме – ни под каким видом. Особенно немецкое. Какое-то оно
особенно тяжелое и одновременно легкомысленное. Как эти ангелы из
музея собора в Фульде.
Обойдя за отчетный период десятки храмов, от всемирно
известных готических и даже романских соборов до новостроек, я на
барокко нарывалась довольно часто. Ведь средневековый ансамбль
храмовой декорации не сохранился практически нигде. Переступая
порог какого-нибудь храма или монастыря этак XII века постройки, всякий раз
зажмуриваешься: что внутри? И, наткнувшись на очередной высокий
барочный алтарь, всякий раз чувствуешь себя
обманутой.
Даже если в боковых нефах и капеллах, на столпах и западной
стене нашлось место чему-то более располагающему к молитве, все
равно – основное пространство храма непоправимо испорчено.
Вот, как в этом монастыре в Броннбахе: стены-своды
XII века, а под
сводами вон что.
Или вот, ниже, эта вакханалия в Мариенкирхе в Бамберге, или вот эта
в Нойемюнстер в Вюрцбурге (там есть еще заковыристее, в Капелле, но
туда я попала к мессе, не стала снимать)...
Но, к счастью, не везде бывает так. Иногда барокко успевает обветшать, перейти в музеи и к антикварам до того, как храм вместе со всей начинкой возьмут на учет и обяжут приход сохранять все как есть до Второго Пришествия. А иногда просто в результате наших или союзнических бомбардировок барочные алтари приказали долго жить. Вместе с кровлей или даже стенами. Стены восстановили, но финтифлюшки с ангелочками восстанавливать не стали.
Так вот, что же можно увидеть в храмах, где барочная декорация главного нефа и алтарного пространства не сохранена? Можно увидеть три варианта:
- подлинное готическое или
ренессансное, резное или живописное ретабло в прекрасном состоянии,
или большое Распятие (позже напишу
подробнее).
- модернистская живопись или
скульптура – самая разная, об этом тоже буду отдельно писать.
Бывает с какими-то смутными стилистическими намеками на Средние
Века, бывает вовсе без корней.
- неоготика, как правило,
неплохого качества. То есть, если хотите, новодельные имитации
резных раскрашенных ретабло. Совершенно как у нас имитируют (в
неизмеримо большем количестве, конечно) средневековые
иконы.
Вот такие три возможных варианта. Других мне не попалось. То есть, кажется, нигде и никто:
- не ставит в алтарной части
храма «чужих», то есть «музейных» барочных
алтарей;
- не прибегает к барочным
аллюзиям в создаваемых для храмов модернистских
произведениях;
- не имитирует в новоделе
барочных алтарей.
И это очень меня радует. Хоть эти-то безумные выдумки в Западной Церкви сданы в архив, хоть им-то никто не рвется подражать.
|
</> |