Я солдат на фельдмаршалов... меняю!
yakobinets — 02.08.2011 В 1943 году подполковник американской армии Джон Уотерс попал в плен к немцам в Тунисе. Собственно, американская армия это бы как-нибудь пережила, подполковников у неё много. Но этот конкретный был ещё и зятем генерала Паттона, про которого я уже однажды писал.Пленных немецких фельдмаршалов тогда у американцев ещё не было, да никто бы и не дал Паттону ими меняться на своего зятя. Но генерал нашел другой способ. Как показали дальнейшие события - лучше бы он отдал фельдмаршала.
В конце марта 1945 года разведка сообщила, что Уотерс вероятно находится в лагере для военнопленных Хаммельбург. Паттон, не долго думая, приказал командиру Боевого Командования "Б" (Боевые Командования - части непостоянного состава, размером примерно от полка до бригады, на котрые тогда делились американские танковые дивизии) 14-й танковой дивизии подполковнику Абрамсу (тому самому, в честь которого назвали танк) организовать спасение пленников. Абрамс прикинул, что ехать придется 80 км за линию фронта и ещё 80 км обратно, и все по немцам, после чего попросил для этой миссии два батальона и самоходную артиллерию. Однако ему разрешили послать только две роты, с которыми, вероятно, Абрамс заранее попрощался. Командир батальона, которому выпала почетная обязанность возглавить поход, удачно для себя заболел, и ехать пришлось капитану Бауму. Паттон послал с ним специального офицера, который должен был опознать Уотерса среди других пленных.
Всего в отряде было 314 человек, 16 танков, 28 бронетранспортеров и 13 автомобилей. До лагеря они добрались более-менее в целости, хотя пришлось пробиваться через немцев. Лагерная охрана, явно не расчитывавшая воевать с танками, сказала: "Пленные? Да забирайте!" И тут сразу возникла проблема, поскольку автомобилей, напомню, было 13, а пленных хоть и не более 9000, но и не сильно менее. Кое-как погрузили 200 человек, остальным было предложено выбирать: пробираться пешком без оружия 80 км через немецкие позиции, или оставаться в лагере и ждать прихода основных американских сил. Самоубийц не нашлось. Уотерса между тем в суматохе ранил то ли охранник, то ли кто-то из освободителей, так что его пришлось оставить в лагере под присмотром другого пленного, сербского военного врача.
Отчаянно плутая в ночи, американская колонна поплелась назад, была со всех сторон окружена немцами и после безнадежного боя неудачливые освободители вместе со столь ненадолго осовобожденными под охраной побрели назад к лагерю. Из 314 человек 32 погибли, 35 смогли пробиться к своим, а остальные попали в плен, многие ранеными. Была потеряна вся техника. Всего через 9 дней после этого 14-я танковая дивизия захватила Хаммельбург и освободила Уотерса.
Эйзенхауэр, узнав о выходке Паттона, пришел в ярость. Паттон оправдывался: якобы он вовсе и не знал, что его зять находится в Хаммельбурге, а войска послал для того, чтобы спасти пленных от предполагаемого истребления немцами. Однако это было не так по обоим пунктам. В письме, отправленном жене сразу после отправки спасательного отряда, Паттон писал:
"Я послал колонну к месту в сорока милях на востоке, где, как докладывают, находится Джон [Уотерс] и ещё около 900 пленных. Я нервничал как кошка... поскольку все, кроме меня, считали это слишком большим риском. Если я потеряю колонну, это может стать ещё одним инцидентом [видимо, под другим инцидентом подразумевается мордобой в госпитале]."
Несложно заметить, что хотя Паттон и недооценил число заключенных в лагере, даже его данные (около 900 человек) во много раз превышают транспортные способности посланной колонны (200 человек). Так что генерал явно хотел спасти не хотел предотвратить истребление пленных, а просто собирался спасти своего зятя (поэтому послал человека для его опознания) и с ним малую часть заключенных для оправдания этой операции перед командованием.
Кстати говоря, подполковник Уотерс после войны дослужился до четырехзвездного генерала. Сын Паттона тоже стал генералом, но двухзвездным.
|
</> |