Я сама, привыкнув думать о подобных вещах на высоком уровне

Когда меня спрашивают студенты, в чем цель психотерапии, я всегда отвечаю: «расширение осознавания». То есть умножение знаний о себе, своих процессах и своих реакциях. Следствие психотерапии в таком случае — увеличение возможных выборов, как вне человека, так и внутри него. Если раньше на косой взгляд у вас был один выбор: прочесть его, как злой и обидеться, а, обидевшись, опять же, один выбор — изолироваться и ждать, когда пройдет само, то теперь, когда вы знаете, что ваш собственный процесс именно так и устроен (уверенность, что косой взгляд — это злость — обида — изоляция), у вас появляется многозвенный выбор.
1. Вы можете остановиться в точке «косой взгляд — это злость» и поисследовать внешнюю и внутреннюю реальность (как я пришел к тому, что это злость? как я выяснил, что его косой взгляд — злость?).
2. Вы можете остановиться в точке обиды. Вместо того, чтобы обижаться (это, правда, непросто), подойти и выяснить, что означал косой взгляд. Или лайт-версия: не выяснять, а оставаться и понаблюдать для уточнения.
3. Вы можете остановиться также в точке, откуда начинается изоляция. Не исчезать, а оставаться обиженным наблюдателем, с неким открытым ожиданием, что пока вы, обиженный, ждете, появится новая информация, которая что-то изменит. Например, к вам подойдут и позовут на кофе, пояснив невзначай: «Прости, вчера был уставший, совсем тебя не слушал, замотался. Ничего личного». И если вы не ушли в изоляцию, вы можете (весь такой обиженный) пойти выпить кофе со злодеем, медленно оттаивая.
Когда в гештальт-терапии мы говорим о механизмах прерывания контакта (в данном случае я нарисовала, по пунктам: проекцию, интроекцию, ретрофлексию), мы имеем в виду, что терапия обучает человека вместо каждой из описанных реакций (приписать злость, сделать автоматический ложный вывод, прервать отношения) останавливаться и делать после паузы иной выбор. Сознательный, творческий, возможно — рискованный, зато НОВЫЙ.
Расширение осознавания представляет собой способность самому для себя организовать (и выдерживать) паузу для исследования — себя и другого. Внутри которой, собственно, и обнаружатся все вышеназванные (а также не названные еще мной) механизмы прерывания контакта, выражаясь гештальт-языком.(П. Гавердовскя)
|
</> |