Я, робот. Айзек Азимов

46. Персонаж мало говорит, но много думает
Я, робот. Айзек Азимов / I, Robot by Isaac Asimov (Robot №0.1) / 1950

Роман в новеллах "Я, робот" относится к одной из самых важных работ в истории фантастики. Сформулированные Азимовым ТРИ ЗАКОНА РОБОТЕХНИКИ легли в основу науки об Искусственном интеллекте. Что случится, если робот начнет задавать вопросы своему создателю? Какие будут последствия программирования чувства юмора? Или возможности лгать? Где мы тогда сможем провести истинную границу между человеком и машиной? В "Я, робот" Азимов устанавливает свои Три Закона, придуманные для защиты людей от их собственных созданий, — и сам же выходит за рамки этих законов. Вместе с гениальным робопсихологом доктором Сьюзен Кэлвин мы увидим, как воплощается мечта об искусственном интеллекте и как меняется наше отношение к роботам.
На этот раз, хоть все и разбито по рассказам, по сути, книга является романом, поэтому я напишу общее мнение.
Несмотря на разбитие по разным историям и временам, темы рассказов, а часто и персонажей, перекликаются между собой и сильно взаимосвязаны. Некий уроборос трех законов роботов. При этом Азимов не стесняется постоянно тестировать эти законы на прочность — например, в рассказе «Хоровод» команда была дана недостаточно четко, и робот попал в противоречие между «выполни задание» и «не навреди себе», дилемма, которую пришлось решать экипажу с риском для жизни и неожиданными последствиями. Так или иначе, речь об этих границах и в последующих рассказах. Еще Азимов задается вечным вопросом о границах человечности и разума, что определяет человека? Только разум или что-то еще? Способность мыслить или способность принимать решения.
Очень люблю этого автора, его книги стремительно читаются, в них легкий язык и всегда поднимается проблематика, которая актуальна и спустя много лет.
Рекомендую.
5/5
Я, робот / I, Robot / 2004

Действие фильма происходит в будущем (2035 г.), где роботы являются обычными помощниками человека. Главный герой – полицейский, «не переваривающий» роботов, расследует дело об убийстве, в которое оказывается вовлечен робот. Речь идет о возможном нарушении «Закона о Роботах» (робот никогда не поднимет руки на человека), что в принципе невозможно. Ситуация близка к катастрофической: если машины могут нарушать этот закон, то уже ничто не остановит их от захвата контроля над людьми, тем более, что человечество уже давно стало полностью зависимо от роботов…
20 лет прошло, а кино вообще не устарело ни по динамике, ни по спецэффектам, я бы сказал что сейчас меньше стараются.
Правильно сделали что не стали делать дословную экранизацию, а взяли героев и осмыслили главный вопрос книги - в какой момент робот считает возможным нарушить три правила, в какую ситуацию его надо поставить? От этого оттолкнулись, прописали немало отличного экшена (с погоней, с домом, финальная разборка) и получилась отличная фантастика. Всегда бы так!
Из 2024го жизнь с повсеместными роботами в 2034м выглядит оптимистично! Сейчас я больше верю в апокалипсис, ядерную зиму и дальнейшее нарастание энтропии.
Уилл Смит в расцвете своего блокбастерного периода, где что ни фильм, то высказывание и смотреть интересно, но этот раз более серьезно чем обычно, но тут и тема такая - сложная для хиханек.
Рекомендую.
8/10
|
</> |