"Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах..." — Иван Бунин
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Графиня Самойлова, наследница графа Литте (своего отчима, второго мужа матери), а главное своей матери, которой Потемкин передал неимоверные поместья (очень удачно управлявшиеся графом Литте) - богатейшая дама России.
![Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах... — Иван Бунин](/images/main/ya-pomnyu-tolko-rimskie-sledi-protertie-kolesami-v-vorotah-ivan-bunin-b5c506.jpg?from=https://c1.staticflickr.com/9/8842/28701627272_4041c6614d_z.jpg)
В картине Брюллова "Последний день Помпеи" пару раз в толпе
обнаженных беглянок - изображена и узнаваема - графиня Самойлова
-"Возвращающаяся с бала" .
В жизни - то ли внучка графа Скавронского, а, вероятнее всего,
внучка самого графа Потемкина.
http://alikhanov.livejournal.com/96584.html
Её бабку - одну из 6-ти своих племянниц-малолеток Энгельгарт - граф
Потемкин особенно любил - да и выдал ее за дурачка-Скавронского
заочно, отправив того "посланником" - без жены - в Неаполитанское
королевство, а потом жена приехала к мужу с нагуленными
дочерьми.
Карла Брюллова графиня Самойлова звала в лицо и на людях Бришкой;
увезла архив графа Литте в Италию - который и по сей день не найден
- с автографами Пушкина - граф Литте (бывший мальтийский морской
офицер, призванный еще Екатериной для войны со Швецией) был
начальником над всеми камер-юкерами, и объяснительные за свое
отсутствие на высочайших придворных мероприятиях Пушкин писал
именно ему;
Графиня Самойлова растранжирила все свое огромное состояние и
умерла во Франции в нищете.
Ни эта ли сумасбродка графиня - "где какая фея"?
Какие еще феи в этом жутком городе? - http://alikhanov.livejournal.com/81213.html
Иван Бунин
Помпея
Помпея! Сколько раз я проходил
По этим переулкам! Но Помпея
Казалась мне скучней пустых могил.
Мертвей и чище нового музея.
Я ль виноват, что все перезабыл:
И кто где жил, и где какая фея
В нагих стенах, без крыши, без стропил,
Шла в хоровод, прозрачной тканью вея!
Я помню только римские следы,
Протертые колесами в воротах
Туман долин, Везувий и сады.
Была весна. Как мед в незримых сотах,
Я в сердце жадно, радостно копил
Избыток сил - и только жизнь любил.
28 июля 1916
Карл Брюллов делал для своего полотна наброски с натуры, и конечно,
знал, что Помпеи слишком далеко от Везувия и никаких летящих
камней, ни ослепительного света от извержения там не было и быть не
могло.
По последним данным бедные жители погибли от химического и
теплового воздействий.
![Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах... — Иван Бунин](/images/main/ya-pomnyu-tolko-rimskie-sledi-protertie-kolesami-v-vorotah-ivan-bunin-8f184f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/alikhanov/17789142/1123101/1123101_1000.png)
"Последний день Помпеи"
Фотографии Помпеи
![Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах... — Иван Бунин](/images/main/ya-pomnyu-tolko-rimskie-sledi-protertie-kolesami-v-vorotah-ivan-bunin-bfa1f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/alikhanov/17789142/1123462/1123462_1000.jpg)
![Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах... — Иван Бунин](/images/main/ya-pomnyu-tolko-rimskie-sledi-protertie-kolesami-v-vorotah-ivan-bunin-78c1c7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/alikhanov/17789142/1123718/1123718_1000.jpg)
![Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах... — Иван Бунин](/images/main/ya-pomnyu-tolko-rimskie-sledi-protertie-kolesami-v-vorotah-ivan-bunin-85c47d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/alikhanov/17789142/1124019/1124019_1000.jpg)
![Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах... — Иван Бунин](/images/main/ya-pomnyu-tolko-rimskie-sledi-protertie-kolesami-v-vorotah-ivan-bunin-8ffa9b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/alikhanov/17789142/1124219/1124219_1000.jpg)
Я помню только римские следы, Протертые колесами в воротах..." -
Иван Бунин.
И.А. Бунин, прохаживаясь по каменным улицам, думается, сравнивал
Помпеи и полотно Брюллова, видел разницу между реалиями местности и
великим вымыслом художника.
Промышленник Демидов оплатил 6-ти летнюю работу Карла Брюллова над
картиной, сначала выставил картину в Париже, потом привез ее на
особо оборудованном корабле в Санкт-Петербург, и подарил картину
Николаю 1.
Демидов - знаменитый уральский заводчик.
Получается - первая русская олигархическая живопись.
После того, как картина "Последний день Помпеи" прибыла в Россию,
царь вызвал Брюллова "на прием".
Брюллов ехал из Италии в Зимний дворец 6-ть месяцев.
Четыре из них провел в Москве, где познакомился и подружился с
Александром Пушкиным.
Приехал, наконец,
Брюллов в Петербург.
Николай 1, разрисовывающий полотна Зимнего дворца солдатиками,
принял художника Брюллова и попросил написать картину, и предложил
тему - Иван Грозный молится на переднем плане, а на заднем - войска
берут и разрушают Казань.
Брюллов отказался.
Рисовал до отъезда - опять в Италию (уже навсегда) портреты, сделал
совершенно гениальный набросок Гоголя.
И все же, мне кажется, Иван Бунин не очень восторгался "Последним
днем Помпеи", мысленно сравнивая полотно с тем, что он видел в
огромном, откопанным от пепла и земли городе...
До сих пор, кстати, большая часть Помпеи еще под землей.