Я И ПУШКИН – Юбилейное

топ 100 блогов domestic_lynx08.06.2024

«ВСЛЕД РАДИЩЕВУ ВОССЛАВИЛ Я СВОБОДУ», - сказал Пушкин в одной из версий оды «Вольность». 

Я тоже когда-то восславила свободу – в выпускном сочинении.  Такая у нас была тема – по творчеству Пушкина. Было три темы: по русской дореволюционной литературе, по советской литературе и свободная тема. Я выбрала Пушкина. Каковы были остальные темы – решительно не помню.

Писали мы в физкультурном зале, на учительском столе – букеты цветов, сирени и пионов.  Директриса торжественно вскрыла перед началом экзамена конверты с темами, которых до этого момента никто не знал: их присылали откуда-то сверху – и РОНО или из министерства. За столами сидели по одному, кажется, в шахматном порядке. Потом одна из учительниц красивым почерком написала темы на доске, а директриса тем временем произнесла короткую речь, где выразила уверенность, что в день рождения Пушкина мы непременно съездим к его памятнику и возложим цветы. Вполне возможно, это именно и было 6 июня, а может, чуть раньше. Помню точно, что сочинение делали всегда первым экзаменом. Остальные шли в разных школах в разном порядке, но сочинение – всегда первое.

Думаю, эта традиция велась ещё с дореволюционной гимназии: тогда считалось, что умение грамотно во всех отношениях писать – важнейшее свойство образованного человека. Чему-то другому он, возможно, выучится позже, а грамотно излагать свои мысли – это умение, считалось, он должен вынести из школы. Недаром гимназический аттестат именовался «аттестатом зрелости»; и в советской школе некоторое время этот термин сохранялся. Между прочим, и при поступлении в любой вуз писали сочинение на литературную или свободную тему. Муж, поступавший в те далёкие времена в МФТИ, рассказывал, что у них на вступительных  экзаменах за сочинение было достаточно не словить «пару»,  так как  оценка за сочинение в общий счёт конкурсных баллов не включались. Потом сочинение было заменено изложением, а потом и вовсе диктантом, который требовалось написать выше двойки. А потом пришёл ЕГЭ.

Сочинения писали мы сперва начерно, потом переписывали. На всё давалось шесть часов. Кстати, на сочинение в вузе давалось четыре часа.

Разрешалось взять с собой шоколадки, чтобы слегка подпитать утомлённые головы. Примерно посредине шестичасового срока мамы из родительского комитета приносили чай с какой-то едой – скорее всего булочкой, но точно я не помню. Кажется, была булочка за 10 коп., так называемая «калорийка» - сдобная и с изюмом, очень вкусная. Сегодня, когда в моде всё низкокалорийное, никому бы не взбрело в голову назвать какой-то продукт «калорийным», но полвека назад ещё памятно было военное и послевоенное недоедание и калорийность – это считалось хорошо.

Учителя принесли из школьной библиотеки двухтомник Пушкина. Если кто-то хотел списать правильно цитату, можно было поднять руку, учительница подходила и находила соответствующее место. Впрочем, сказали нам, можно написать по памяти, соблюдая нормальную современную пунктуацию – не обязательно, как в оригинале.

Словом, выбрали мы темы и принялись за работу. Я особого трепета не испытывала: писать я всегда любила, пушкинские тексты помнила хорошо; в те времена было принято заучивать множество стихов наизусть. Передо мной лежали две тетрадки в линеечку в зеленоватой обложке с напечатанными на задней обложке «Законами юных пионеров Советского Союза». Ещё передо мной лежали две шариковые ручки, самые простые, в форме карандаша, за 35 копеек.

Я быстренько набросала незатейливый план – и пошла писать губерния. Мне повезло, что я помнила кое-какие цитаты из оды Радищева, это придало основательности моему опусу. Вообще-то, текст Радищева нам знать не требовалось, что-то проходили из «Путешествия из Петербурга в Москву», а тяжеловесную и неоригинальную оду «Вольность» просто упоминали. Но я помнила:

О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О, вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.

А ещё:

Стопы несу, где мне приятно;
Тому внимаю, что понятно;
Вещаю то, что мыслю я;

Пушкинскую «Вольность» я знала наизусть, и сравнить эти тексты мне было нетрудно. В общем-то, они всё об одном: как дурна тирания и как прекрасно, когда все – и цари, и их подданные – живут по закону. А тираны очень рискуют: с ними может расправиться восставший народ или заговорщики. Только Радищев в подтверждение своей мысли приводит Английскую революцию, а Пушкин – Французскую, да ещё убийство Павла I. Написала, что обе оды вдохновлены идеями французского Просвещения, но тему эту углублять не стала, чтобы не сболтнуть чего-нибудь неверного или неточного. Однако ж упомянула Монтескье с его «Духом законов». Мне стало мимолётно стыдно, что Пушкин, почти мой ровесник (ода написана в 1817 г., когда автору было 18 лет), наверняка всё это прочёл, а я советская школьница, знаю лишь понаслышке. «Надо будет прочитать», - подумала я, но… но прочитала почти через двадцать лет, когда училась в Юридической Академии.

Потом я порассуждала о том, как сам Пушкин страдал под гнётом царизма, как его ссылали на Юг, как сочувствовал он декабристам и как смело ответил царю, что встал бы в ряды мятежников, будь он во время восстания в Петербурге. Написала и о том, что Онегин, получив отставку у Татьяны, весьма вероятно, сделался декабристом – так нам говорили в школе. Вполне, между прочим, вероятно: чего не сделаешь от скуки и никчёмности. Стал же Рудин участником одной из французских революций.

Разумеется, я на все лады восхвалила послание декабристом в Сибирь, а ещё до этого – стихотворения «К Чаадаеву», где  «на обломках самовластья напишут наши имена». В общем, из Пушкина я сделала законченного революционера, что тогда и требовалось.

Потом я похвалила Александра Сергеевича за то, что он занялся темой «Пугачёвского бунта» и с некоторой симпатией изобразил Пугачёва в «Капитанской дочке», которую мы проходили очень давно – в 7-ом классе. Впрочем, и слегка пожурила Пушкина за его «русский бунт бессмысленный и беспощадный». Как это «бессмысленный»? Тогда нас учили чрезвычайно уважать любые проявления борьбы с существующим строем, где бы и как бы они ни происходили. При советской власти героями были объявлены все без разбора революционеры, борцы и ниспровергатели – от Спартака до чистых террористов-народовольцев. Большевики, пришедшие к власти, видели в них своих идейных предшественников, хотя вроде бы теоретически отрицали индивидуальный террор.

Пора было закругляться, чтобы успеть переписать и внимательнейшим образом вычитать. Я написала  звонкую фразу о том, что дальнейшие революционеры и борцы за народное счастье (это были совершенно священные персонажи в ту пору) вдохновлялись в числе прочего и произведениями Пушкина о свободе, и поставила последнюю точку. Получилась без малого тетрадка (впрочем, пишу я довольно крупно). Переписала сколь могла приличным почерком, дважды проверила и сдала. В это время народ уже массово потянулся сдавать свои творения.

Через несколько дней вывесили оценки, у меня 5/5: за содержание и за правописание. Я была рада, но вообще-то иного и не ожидала.

Не знаю, мог бы нормальный, средний, массовый выпускник сегодняшней школы написать такой текст. Я говорю «не знаю» не в смысле «не верю», а именно не знаю. В ЕГЭ по русскому включено некое очень краткое «эссе», которое должно быть строго определённого размера и отвечать каким-то ещё формальным требованиям. Темы там не литературные, а, так сказать, общежитейские, но к рассуждениям, кажется, полагается привлекать литературные источники, чтобы показать, что выпускник не чужд чтению. Зачем нужно какое-то эссе, когда издавна было сочинение – я не понимаю. Объяснить можно лишь обезьянничанием у заграницы.

В отношении «сочинений», что пишутся не в школе, а в жизни, наблюдаю вот что. С одной стороны, большинство людей даже с высшим образованием (впрочем, у кого его сегодня нет!) буквально двух слов связать не может. То есть абсолютно не могут внятно изложить что-то письменно. Это я видела и вижу по своим служащим. С другой же стороны, появление компьютера, бездны свободного времени и множества площадок, где можно выложить собственные творения, пишут … ну, не все, конечно, но многие, очень многие. Большинство этих сочинений очень убоги, но кому-то нравится, они ставят лайки и подписываются на «аффтора». Возникает что-то вроде фольклора, который очень ценил Пушкин и черпал оттуда обороты речи и вдохновение. Как знать, может, из вздора сетевых изданий, всяких там платформ и живых журналов родится новый Пушкин? Сказано же, что стихи растут из подножного вздора – может, и из интернета что-нибудь вырастет?  Как вы думаете?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Один из любимых моих городов. Были там много раз, бродили и летом, и в 30-градусные морозы, и в мой ДР 13-го апреля (еще до Варвары). А вот последние много лет как-то не доезжали, и я очень тосковала :( И даже сначала забронировала НГ именно в Выборге, но потом вот решили переменить на ...
Сейчас ситуация на фронтах сирийской армии значительно изменилась . Войска Башара Асада медленно, но планомерно освобождают от боевиков населенные пункты. Люди сами понимают, что участвуют в чужой войне, и сдают автоматы, пушки, минометы и технику. Многие из них собираются вступить ...
Эта история началась еще два года назад. Не сумев простить свою возлюбленную Свету за то, что она ушла от него к другому, Михаил Балицкий начал выкладывать в Сеть её интимные фотографии. А после и вовсе создал от её лица страницы во всех ...
  Олимпиада в Лондоне: Рокфеллер предсказывает 13 000 погибших, ВВС прогнозирует 100 000 жертв Фонд Рокфеллера еще до начала игры сообщил о 13000 мертвых, BBC прогнозирует 100,000 жертв террора Кто эти жертвы? Шокирующий  доклад Фонда ...
Размышления на тему треугольника Карпмана. Тема старая. Интерпретация новая (кажется). Короткая справка. Есть три роли «Жертва», «Агрессор», «Спасатель». Оказавшись в любой из этих ролей, человек оказывается практически обреченным бегать по кругу. Спасатель увидел Жертву, пожалел, ...