Я и бал. Только русские могут так
textinthepiter — 30.08.2019Несмотря на, порой, вопиющее людское поведение, они создают
великие шедевры, многие из которых покрывают все их пороки и
недостатки.
Много лет назад я переехала в Петербург только из-за красоты и
невероятного количества различных мероприятий, что вереницей
тянутся из одного в другое, наполняя и восхищая.
Лекции, встречи с писателями, литераторами, общественными
деятелями, танцорами, актерами, музыкантами, благотворителями,
учеными, шоуменами, поэтами и архитекторами.
Здесь можно, прогуливаясь по центру города, встретить
задумчивого Михаила Мильчика, или сесть за соседний столик рядом с
известным на всю страну антропологом.
А театр! Сколько еще дивных открытий впереди. Работа кипит и не
прекращается ни на минуту.
У Довлатова о театре есть прекрасный анекдот, на которым можно
смеяться вечно. Именно с этого анекдота началась моя любовь к опере
и балету, но обо всем по порядку:
Когда шахтер Стаханов отличился, его привезли в Москву.
Наградили орденом. Решили показать ему Большой театр. Сопровождал
его знаменитый режиссер Немирович-Данченко. В этот день шел
балет «Пламя Парижа». Началось представление.
Через три минуты Стаханов задал вопрос Немировичу-Данченко:
— Батя, почему молчат?
Немирович-Данченко ответил:
— Это же балет.
— Ну и что?
— Это такой жанр искусства, где мысли выражаются средствами
пластики.
Стаханов огорчился:
— Так и будут всю дорогу молчать?
— Да, — ответил режиссер.
— Стало быть, ни единого звука?
— Ни единого.
А надо вам сказать, что «Пламя Парижа» — балет
уникальный. Там в одном месте поют. Если не ошибаюсь,
«Марсельезу». И вот Стаханов в очередной раз спросил:
— Значит, ни слова?
Немирович-Данченко в очередной раз кивнул:
— Ни слова.
И тут артисты запели.
Стаханов усмехнулся, поглядел на режиссера и говорит:
— Значит, оба мы, батя, в театре первый
раз?!
В юности я иногда ходила в маленький кинотеатр нашего небольшого
провинциального города, где показывали записанную на пленку оперу в
исполнении мировых маэстро. Другого варианта посмотреть на них у
меня в то время, к сожалению, не было, но время шло.
Переезд нам дался с большим трудом, большого количества денег не
было, но даже, несмотря на это, мы каким-то образом умудрялись
доставать дешевые билеты в Мариинку и бегали после школы смотреть
спектакли.
У нас говорят: «Твердо стоять на ногах – значит покупать билеты
на балет или оперу, не задумываясь об их стоимости».
Слава культурной столицы идет впереди нее, а город с каждым голом
старается разнообразить культурные мероприятия и расширить «угол
зрения», который в последнее время все больше направлен на
взаимодействие с иностранцами.
Совсем скоро в центре города обоснуется оркестра Курентзиса,
который, уехав из Перми, решил полностью перевернуть свою жизнь,
разрываясь между двух российских столиц.
Думаю, что это принесет свои плоды для Петербурга.
Однако о культуре заботится не только сам Петербург, но и города
ьратья, принимающие активное участие в разработке различных
культурных мероприятий.
Так, например, город-побратим Пусан каждый год закатывает в
центральной части города настоящее веселье по-корейски с блюдами
национальной кухни, костюмами и всевозможными представлениями.
Еще одним городом побратимом, который, как мне кажется, стал
таковым совершенно по праву, стала Венеция, однако масштабных
мероприятий в венецианском стиле у нас не проводится, а зря, могло
бы получится шедевральное шествие.
Всего у Петербурга 73 породненных города, среди которых есть
даже русские: Воркута и Севастополь.
Из не менее интересных: Милан, Лос-Анджелес, Дрезден, Вифлеем,
Ницца, Стамбул, Прага, Барселона, Пекин, Рига, Тбилиси и даже
Рио-де-Жанейро.
В целом статус побратимства означает признание и высокое доверие к
городу со стороны зарубежных партнёров. Тем самым возрастает
престиж и города, и страны. Если конкретно, это соглашение помогает
налаживать культурные и туристические связи и является юридической
основой взаимодействия официальных органов власти и
бизнес-сообществ в области инвестиций.
К сожалению, городам-братьям не всегда удается найти время и повод,
чтобы создать движ, привлекший бы инвесторов и с той, и с другой
стороны.
Первым городом-побратимом Ленинграда стал финский город Турку, в
1953 году, однако на неофициальном уровне Петербург находился в
доверительных отношениях с самыми разными зарубежными городами.
Так, например, позитивные отношения с немецким Дрезденом сложились
еще в петровские времена и уже тогда была уловима эта связь,
которая сейчас связывает город с Венецией:
Дрезден пересекает немецкая Эльба, Санкт-Петербург – русская Нева,
в Дрездене — знаменитая картинная галерея (Gemäldegalerie), в
Санкт-Петербурге — Государственный Эрмитаж, в Дрездене возвышается
на огромном позолоченном коне курфюрст Август Сильный, в
Санкт-Петербурге издалека видна конная статуя Петра Великого.
Приведение аналогий может длиться бесконечно, сходство городов
стало причиной присвоения им в 1961году статуса
городов-побратимов.
Практически сразу после распада Союза дружба между городами стала
крепнуть, в настоящее время между Дрезденом и Санкт-Петербургом
происходит активный обмен школьниками и студентами, спортивные
соревнования, научные встречи, экономические форумы, концерты и
выставки.
Но самое главное, именно Дрезден славится своей новой транспортной
системой: ее решение помогает отучить жителей от пользования личным
автомобилем «ненасильственным путем», решив тем самым проблему
пробок.
О чем я, как все нормальные люди. мечтаю со времен пророчества
Катона, потому что, как мне кажется, ситуация с насильственным
количеством тачек на дорогах Петербурга, стремительно набирает
обороты.
В прошлом году Дрезден и Санкт-Петербург отметили золотой юбилей –
50 лет сотрудничества, после чего решили закрепить отношения
созданием масштабного, невероятного по культурной силе
фестиваля.
В последний день лета в городе на Неве впервые состоится
Дрезденский оперный фестиваль, который объединит артистов сразу
трех питерских театров.
Руководитель бала Ханс-Йоахим Фрай – известный человек в культурной
жизни Германии, который сделал много для становления балета в
Дрездене и в целой стране.
Идея проведения такого масштабного мероприятия именно в Петербурге,
по словам Фрая, неслучайна. Северная столица и Дрезден – города
побратимы, которые в этом году решили наладить натянувшиеся
отношения и исправить ситуацию при помощи культурного оружия,
используя балет в качестве инструмента мира. И это показалось мне
одним из самых прекрасных решений.
«Бал соединяет людей, это инструмент мира. Самый известный бал
состоялся в 1850 году, это было на Венском конгрессе. Все
политические события, дискуссии — все, что было важно на тот
момент, происходило на Венском балу. В то время газеты писали: "Как
проходит конгресс? Конгресс танцует". Я бы хотел, чтобы через пять
лет об отношениях между Санкт-Петербургом и Дрезденом люди говорили
также: Россия и Германия танцуют».
Санкт-Петербурга и Дрездена много общего в истории, даже
архитектурные стили городов похожи. Более 300 лет назад император
Петр I начал дружеские отношения с королем Саксонии Августом
Сильным, с тех пор мы уже три века прекрасно взаимодействуем», -
подчеркивает Фрай.
На этой неделе в Петербург пожаловала целая делегация из Дрездена,
пожелавшая обсудить пути взаимодействия двух городов-побратимов.
Сегодня врио губернатора Алепксандр Беглов встретился с
обер-бургамистром Дрездена Дирком Хильбертом, чтобы перед началом
масштабного мероприятия обсудить дальнейшие пути
взаимодействия.
«В этом году Россия и Германия делали акцент на научной сфере. Наши
вузы и научные учреждения заключили более 350 соглашений с ФРГ.
Хочу отметить, что музыкальные связи между Россией и Германией
имеют многовековые связи. Мы рады, что в Петербурге пройдёт
дрезденский бал», – заявил врио губернатора.
2018-2020 годы объявлены Российско-Германскими годами
научно-образовательных партнерств. Петербургские вузы и научные
организации осуществляют сотрудничество с партнерами из Германии в
рамках более чем 350 двусторонних соглашений.
132 студента из Германии за последние два года поступили в
петербургские вузы. Лидеры приема - СПбГУ и Политех Петра Великого.
Больше 80 петербуржцев стали стипендиатами немецких
университетов.
Дрезденский бал впервые пройдет за пределами Германии. Впервые он
состоялся в в 2006 году в Земпер-Опере в честь 800-летнего юбилея
Дрездена. Инициатором события стал театральный режиссер Ханс-Йоахим
Фрай. Бал проходит в Германии ежегодно уже 15 лет. Возможно, его
проведение в Петербурге станет доброй многолетней традицией. По
задумке организаторов, зимний бал, как и всегда, будет устраиваться
в Дрездене, а летний – в Санкт-Петербурге на нескольких
исторических площадках.
Одно из самых больших преимуществ мероприятия состоит в том, что
культура, несмотря ни на что, действительно объединяет. Когда-то он
рассказывал историю о приезде в Дрезден министра обороны Урсулы фон
дер Ляйен, которая с июля возглавляет Европейскую комиссию: "Она
очень проамерикански настроена, не всегда высказывается лестно о
России. Идет представление, все сидят, выходит балерина Большого
театра Светлана Захарова. Танцует так, что Урсула поворачивается к
Фраю и говорит: "Только русские могут так фантастически танцевать!
Как я люблю русскую культуру!". Поверьте, такая искренность
возможна только в неформальной обстановке".
|
</> |