XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

топ 100 блогов periskop.su06.08.2021 Станция Ряжск, которой мы достигли поездом Пенза - Москва - узловая.
Ряжск-1 возник при строительстве Рязано-Уральской ж.д. ещё в 1866 г. и принадлежал частной линии. А вот Ряжск-2 был построен на ответвлении от основной оси - на Моршанск, потом отросток продлили до Пензы. После объединения нескольких линий в Сызрано-Вяземскую её в 1888-90 выкупили в казну и она стала государственной. При этом, что интересно, фешенебельный "Сибирский Экспресс" из Москвы в начале XX века шёл на Харбин и Владивосток именно по казённым линиям - сперва через Тулу, а затем по Сызрано-Вяземской дороге. Он пересекал частный Ряжск-1, не останавливаясь там и делал остановку на казённом Ряжске-2. Потом уже, при СССР, когда все линии национализировали, Ряжск-2 захирел и всё пассажирское объединили на Ряжске-1, который был главной станцией. Там всегда стояли все южные поезда, и это прекратилось только лет 8-10 назад, когда плечи локомотивов удлинились и перестали совпадать с границами дорог. А тут - целых две границы: сразу за Ряжском Московская ж.д. заканчивается, и по главному ходу начинается Юго-Восточная ж.д. А по боковому на восток - Куйбышевская.

Так что давайте посмотрим оба Ряжска - и большой (I), и маленький (II).
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй


Для начала - карта узла Ряжск. Видны пересекающиеся Главный Южный ход (Москва - Ростов) и перпендикулярный ему бывший Сызрано-Вяземский (Вязьма - Сызрань). И обе номерных станции, которые мы и смотрим ниже.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

2. Прибывший в Ряжск "Дневной Экспресс" из Пензы под тепловозом, которым приехали и мы. Сейчас ему перецепят электровоз до Рязани и он пойдёт дальше.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

3. Вокзал в Ряжске-1 оказался огромный по размеру, и мы было обрадовались, что тут всё есть. И комнаты отдыха, и камера хранения. Мне он немного напомнил "николаевские" вокзалы на Октябрьском ходу между столицами.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

4. Стоит электричка на Рязань.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

5. На стенах - несколько памятных досок. Во-первых, про Калинина, который был тут в разгар Гражданской войны.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

6. Во-вторых, в критический момент немецкого наступления в ноябре 1941-го брешь заткнули моряками, срочно переведенными в морскую пехоту, и таким образом, Гудериан дальше станции Павелец не прошёл. А до Ряжска оставалось совсем немного, километров 50. Рязанский ход висел тогда на волоске.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

7. Ну и учёный-селекционер Мичурин здесь поработал конторщиком в молодости :)
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

8. С северной стороны к вокзалу пристроен открытый павильон ожидания с крышей. Уж не знаю, так было или это при реконструкции сделали.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

9. От павильона с крышей - лесенка в пристанционный скверик.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

10. А в скверике нет никаких скамеек - только станционный Ильич показывает рукой в сильно заросшую чащу деревьев. Типа, "что ж вы, шельмы, мне весь обзор загородили? Я теперь Моршанска не вижу!".
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

11. За вокзалом - облупленное здание бывшей почты, причём с сохранившейся старой вывеской. Почта закрыта, после захиревания остановки южных поездов, которых во времена оны было тут очень много.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

12. С южной стороны вокзала поставили послевоенный паровоз Л.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

13. Вид на вокзал с "моршанской" стороны станции. Видите, какой длинный?
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

14. Поднимемся на станционный виадук. Вид сверху на вокзал и южную привокзальную сторону. Вокзал, как видите, островной.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

15. Вид в сторону Рязани и Москвы по главному южному ходу.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

16. Зашли внутрь. Вокзал поразил как своими размерами, так и функциональной пустотой. Тут, при всем обилии площадей, не оказалось ни камер хранения ("оптимизировали"), ни комнат отдыха ("оптимизировали" - при том, что второй этаж пустует!), ни даже дежурной по вокзалу ("сократили, теперь не нужно"). Осталась только билетная кассирша, которая всё это нам и сказала.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

17. А пространства огромные. Причём нет никаких ни рамок, ни зон "транспортной безопасности", все двери открыты. Как в раньшее старое ламповое время. Разве что в уголке притулилось мини-кафе - впрочем, закрытое большую часть времени, что мы тут были.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

18. А вот чугунные опорные колонны впечатляют :)
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

19. В другом конце здания оказался музей ж/д транспорта, впрочем, наглухо закрытый.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

20. Я предпринял не менее 5 попыток туда попасть - пытался узнать у кассира (дежурной по вокзалу нет), приходил 3 раза сюда в урочное время, писал на горячую линию РЖД - никакого толку. Музей оказался "вещью в себе" и стоял закрытым без посетителей всё время. Интересно, зачем же его тут создавали? Вот, только через стекло сфотал издалека.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

21. В общем, в музей попасть никак не удавалось. Пришлось с позором вернуться в огромный зал ожидания.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

22. Расписание дальних поездов стало совсем маленькое - почти все они теперь проходят Ряжск без остановок. А раньше это расписание было в пол-стены, лет 12-15 назад.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

23. Вид с виадука на юг, в сторону Мичуринска - Воронежа.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

24. А вот другой ракурс того же: здесь видно, как вбок уходит линия на Моршанск, по которой мы сюда и приехали.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

25. Город от станции далеко в стороне - до него километра 4-5 на маршрутке. Так что тут глухая окраина.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

26. Остановка маршрутки. А позади - магазин, который формально по табличке работал до 19, но когда мы попытались туда зайти в 18-15 (за 45 минут до), то получили головомойку от продавщицы, которая закрывала как раз в этот момент магазин, "чего мы ломимся". Холодную минералку в итоге она нам продала, но долго ворчала "Ходют тут всякие, издалека, жизни нет никакой!".
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

27. Теперь прогуляемся по "моршанской" стороне станции. Сразу обращают на себя внимание ностальгические советские ограждения.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

28. Заброшенное станционное здание. Явно дореволюционка.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

28а. (фото С. Филина) внутри - вот такая мозаика.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

29. А если идти вперед по боковому пути, впереди виднеется интересный храм.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

30. Старый путейский дом характерной архитектуры.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

31. И точно - храм еще 1898 года, царский, расположенный вдоль путей! Красиво.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

32. За храмом - довоенная водонапорная башня, а за ним - парк Железнодорожников (куда я уже не стал углубляться).
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

33. Если пройти назад, то есть и ещё одна водонапорка. Дальше в глуби - здание депо с цифрой 1935.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

34. Ладно, вернемся на вокзал. Вот пришёл тепловозный пригород из Моршанска, с одним вагоном.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

35. А это - сменный электровоз под пензенский экспресс, за которым стоит РА2 на Узловую (которой мы потом дальше поедем).
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

36. Так. А что же Ряжск-2, как с ним обстоят дела? А с ним - никак. Используется он теперь мало, часть путей зарастает. Уже не нужны "свои" пути, раздельные у частника и у казны.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

37. На Викимапии ещё показан был старинный деревянный вокзал, где стоял легендарный "Сибирский экспресс" и кормил обедом своих пассажиров. Это фото, предполагаю, 10-15 летней давности.
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

38. Но сейчас он представляет уже просто кучу обломков бревен и щепы. Сик транзит глориа мунди. (фото flackelf)
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

39. А вот южнее по главному ходу есть и пересечение в другом уровне у казенной Сызрано-Вяземской линии над частной Рязано-Уральской дорогой. Когда-то оно было актуально, чтобы не платить частнику и не пересекать его пути. Но сейчас уже нет - дороги давно слиты. (фото flackelf)
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

40. Причём остались ещё шпалы и насыпь, но уже без рельс. (фото flackelf)
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

41. А это плавно поднимающаяся на перечение насыпь бывш. Сызрано-Вяземской линии. Вот по ней-то и ходил "Сибирский экспресс". Тут ехал адмирал Макаров на свою погибель в Порт-Артур, тут ехал и князь Хилков на ликвидацию "байкальской пробки" во время русско-японской войны... (фото flackelf)
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

Ну и на самый десерт - расписание 1914 года. Графой более светлого тона выделен "Сибирский экспресс" Москва - Владивосток (Чань-Чунь, Харбин). Видите, он не останавливался на большом Ряжске-1, а стоял на маленьком, но зато казённом Ряжске-2?
XVI. Два станционных Ряжска - Первый и Второй

Дальше посмотрим и сам этот Ряжск.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На суперэкологичном СПГ ходют!!! СПГ сам Миллер возит с Ямала в пятилитровых баклажках! Не верите? А вон, рядом с двигателем сложены!! Самый натуральный СПГ, видно же, голубоватый такой!! :) ...
№ 61 Vesper Tverskaya Архитектура: СПИЧ Год создания: 2022 Адрес: 1-я Тверская-Ямская улица, 3 Из Справочника:     Комплекс представляет собой два самостоятельных объёма: гостиницу и апарт-отель, объединённые на уровне второго наземного этажа. По словам архитектора ...
https://market.yandex.ru/product/12221807?show-uid=959968402313651056516016&nid=54545&lr=2 От него требуется, скачать на него файлы с компа и раздать по файфаю на почту. Файлы не ...
Все-таки интересно, как спустя годы человек в своей голове перекраивает прошлое. Девочка в детстве кушала наполеон и пила растворимый кофе, а став взрослой, посчитала это почти обочиной жизни. В 12 лет прочла сказку о Катигорошке, а в 50 у нее в голове двоится его чуб. А всё потому, ...
В Англии сейчас происходит воистину историческое событие, которое за её пределами остаётся фактически незамеченным. Все главные газеты на первых полосах осещают скандал, связанный с увольнением председателя научного совета по наркотикам при ...