рейтинг блогов

XII. Пенза: колорит и характер города

топ 100 блогов periskop.su22.07.2021 Поскольку пензенские номерные станции мы рассмотрели (все 4 номера!), стоит рассказать и про собственно город. Я тут совершенно не претендую на какое-то краеведение или полный список памятников, у меня цели такой, конечно же, не было. Это скорее общее впечатление от города и попытка найти прочные ассоциации с ним. Я уже говорил раньше в этом цикле, что Пенза – это информационное «слепое пятно», про неё практически нет публикаций в федеральных СМИ, как будто бы её не существует. Но она есть, и это большой город с населением больше полумиллиона. И у неё нет какого-то устойчивого внешнего образа, который был бы известен в общероссийском масштабе ("тамбовский волк", "тульский самовар", "Сталинградская битва" и проч.). Тем не менее оказалось, что своё лицо у Пензы вполне себе есть, и ассоциации тоже имеются, разве что они не раскручены.

Вот с общего образа города мы и начнём.
XII. Пенза: колорит и характер города
Уникальный деревянный планетарий 1920-х на вершине пензенского холма, снесенный вскоре после этого снимка


2. Для этого выйдем на Свердловский мост, пересекающий реку Сура, и посмотрим – с него открывается один из наиболее красивых видов на центральную часть города.
XII. Пенза: колорит и характер города

3. Здесь хорошо видно, что центр Пензы расположен на холмах, город с рельефом, и центральные улицы уступами поднимаются вверх, доходя до вершины холма. Центральной доминантой города является Спасский собор с колокольней, он виден почти отовсюду, хотя эта доминанта воссозданная, она появилась только в 2015-2016 гг. Советская Пенза не имела этого визуального репера. А в центре, покрыт деревьями – это странный остров Пески с шестью улицами. Он жилой и расположен прямо в центре. Образовался в 1943 г. после изменения русла Суры. Раньше она протекала по-другому. Но и остров придаёт свой колорит городу.
XII. Пенза: колорит и характер города

4. Пройдём по мосту дальше – и вот вид с некоторым приближением. Здесь холмистость центра видна ещё лучше. На переднем плане автомобильный мост на остров Пески.
XII. Пенза: колорит и характер города

5. Как я довольно быстро выяснил, одной из центральных ассоциаций Пензы является Михаил Юрьевич Лермонтов. Хотя формально он жил в губернии, в имении Тарханы, но бывал и в губернском центре. Поэтому он запечатлён и на очень вкусных конфетах местной фабрики. Вот только странно, что у этой кондитерской фабрики нет своей сети - такие конфеты надо брать или по двойной цене на вокзале, или вылавливать в местных магазинах.
XII. Пенза: колорит и характер города

6. А теперь пойдём от вокзала Пенза-1 к центру, завернув к памятнику Феликсу Дзержинскому, чтобы затем выйти на одну из серединных уступов-улиц.
XII. Пенза: колорит и характер города

7. Довольно быстро мы выходим в район губернской застройки, на улицу Московскую. Она считается центральной, вскоре переходя в пешеходную, но "центральной" не транзитно-транспортного значения, а культурно-исторического.
XII. Пенза: колорит и характер города

8. И вот ещё одна ассоциация: на стенах домов попадаются памятные доски, посвящённые различным «электронным» и «автоматизированным» академикам и профессорам. Оказывается, Пенза была центром приборостроения и электроники в СССР. Здесь были сосредоточены различные заводы и НИИ именно этого направления.
XII. Пенза: колорит и характер города

9. Проезжую часть Московской улицы окаймляет Гостиный двор губернской эпохи. Дальше уже пойдёт пешеходная часть.
XII. Пенза: колорит и характер города

10. В начале пешеходной части Московской улицы нас встречает монументальное здание Драмтеатра в современном стиле «туркострой».
XII. Пенза: колорит и характер города

11. Стиль «дорохо, бохато, прогрессивно»: много толстого стекла новейших времён, блестящего камня и полированных колонн.
XII. Пенза: колорит и характер города

12. Впрочем, если двигаться дальше по Московской, то здесь встречается и симпатичная застройка. Правда, периодически перемешанная с другими «туркостроями». Это - Мясной Пассаж (конец 1890-х).
XII. Пенза: колорит и характер города

13. А вот главная фишка этой пешеходной улицы. Этот кадр сделан сбольшим зумом, и, как видите, пензенский Арбат постепенно поднимается в холм и упирается в господствующую доминанту Спасского собора, который уже был на кадрах №3-4. Конечный участок улицы пока на ремонте. И надо сказать, это действительно любимая пензенцами улица, популярная и заполненная фланирующими гражданами. Кстати, тут же должен сказать, что, будучи там, я натолкнулся на спор, как их правильно называть – пензенцы или пензяки? Некоторые на второе название обижаются, а другие им возражают, что как раз пензяки и пензячки – это естественное название, а пензенцы и пензенки – это новопридуманное газетное. В общем, спор похож на тот, который был у меня на Камчатке: там живут камчатцы или камчадалы?
XII. Пенза: колорит и характер города

14. Обращает также внимание совершенно дикое количество молодых девушек и женщин. На глаз я прикинул: соотношение с мужчинами где-то 10:3. Воистину, не Иваново город невест, а Пенза!
XII. Пенза: колорит и характер города

15. Довольно быстро Московская выводит на центральную площадь, где стоит дежурный Ильич и подозрительно знакомое здание администрации области. Подумав, я вспомнил – это же Великий Новгород! Проект, кажется, похож.
XII. Пенза: колорит и характер города

16. А с другой стороны площади её отграничивает бывший Рыбный пассаж (1900 г.) – очень симпатичное здание русского стиля, к счастью, не обезображенное рекламой. Молодцы, что сохранили!
XII. Пенза: колорит и характер города

17. Идём дальше по Московской. Здесь довольно много различных малых скульптурных форм. У этого ювелира умилил чугунный подстаканник.
XII. Пенза: колорит и характер города

18. Чуть дальше стоит генералиссимус Суворов. Он стоит не просто так, а в связи с другой пензенской ассоциацией.
XII. Пенза: колорит и характер города

19. Вот здесь прочитайте: пензяк толстопятый (сразу вспомнилось - "пермяк соленые уши"). Почему толстопятый? Ответ у Суворова :)
XII. Пенза: колорит и характер города

20. Следующая ассоциация: Пенза – город счастливых людей.
XII. Пенза: колорит и характер города

21. И глядя на фланирующую беззаботную публику, массово поедающую мягкое мороженое, кажется, что это действительно так.
XII. Пенза: колорит и характер города

22. Здание-градусник. Показывает 35 градусов, и это действительно так. Жарило весь день безбожно!
XII. Пенза: колорит и характер города

23. Через некоторое время выходим на Фонтанную площадь. Это ещё один центр городской активности. Поскольку шли мы уже вечером, то после периода жары люди массово вышли подышать воздухом, других посмотреть и себя показать. Людей разных возрастов, особенно молодежи много!
XII. Пенза: колорит и характер города

24. Везде сделаны разные скамейки и прочие удобства.
XII. Пенза: колорит и характер города

25. Город, где в фонтанах купаются не десантники, а девушки. Очень мило.
XII. Пенза: колорит и характер города

26. Осколок советской античности – мозаика на тему революции и Гражданской войны с разорванными цепями.
XII. Пенза: колорит и характер города

27. Если же идти по пешеходной Московской до конца, то в итоге она выводит на главную городскую доминанту – Спасский собор. Собор находится на самой горе и виден почти отовсюду. По величине собор очень крупный, колокольня высоченная – 81 м. Этой доминанты ещё 10 лет назад тут вообще не было, собор был взорван в 1934-м. А сейчас восстановили. Надо сказать, что крупные соборные доминанты в обл- и крайцентрах РФ создали или восстановили именно в путинские годы. А до 2012 года на горе стоял мощный бюст Карла Маркса, который позже передвинули на ближайший перекрёсток.
XII. Пенза: колорит и характер города

28. Собор воссоздали в 2015-м, а колокольню достроили чуть позже, поэтому я сейчас вижу уже не советскую Пензу, а постсоветскую. Эта доминанта – новое явление в городской планировке. Но надо сказать, удачное.
XII. Пенза: колорит и характер города

29. Наискосок от соборной площади возвышается и Карл Маркс, которого передвинули с того соборного места. Он тоже в отличном состоянии - ухожен и отполирован. Но уже не центральная доминанта.
XII. Пенза: колорит и характер города

30. Соборную площадь ограничивает улица Лермонтова, пересекающая все уступы и поднимающаяся снизу вверх от реки Суры по склону холма. Близ собора на ней расположено мощное дореволюционное Пензенского художественного училища им. Савицкого (1897). Такого масштаба зданию позавидовал бы любой областной центр!
XII. Пенза: колорит и характер города

31. Сразу за собором находится сквер Лермонтова, в котором расположен памятник борцам революции и братская могила павших в боях 28-29 мая 1918 г. с чехословацким корпусом. Как видите, здесь в Пензе мирно соседствуют воссозданный собор, захоронение «красных», Карл Маркс и художественное училище.
XII. Пенза: колорит и характер города

32. Выше по холму идёт уступ – улица Советская – Володарского. Здесь стоит губернаторский дом, где одно время губернаторствовал небезызвестный граф Сперанский. Насколько я понял, это всё-таки новодел. Здание воссоздано в 2010 г. (На самом деле как раз в этом районе расположено множество исторических губернских зданий, но я их перечислять и показывать не буду, оставим этот хлеб краеведам)
XII. Пенза: колорит и характер города

33. За губернаторским домом находится очень стильное и необычное для Пензы здание картинной галереи им. Савицкого (1912). Любопытно, что до 1986 г. здесь размещался Пензенский горком партии.
XII. Пенза: колорит и характер города

34. Памятник живописцу Константину Савицкому.
XII. Пенза: колорит и характер города

35. Знакомая картина – северный модерн. Это как раз вход в здание бывшего горкома партии, а ныне – картинной галереи.
XII. Пенза: колорит и характер города

36. Набираемся терпения и по жаре взбираемся ещё уступом выше, на улицу Красную.
XII. Пенза: колорит и характер города

37. Здесь расположено ещё одно примечательное здание – тоже важная ассоциация Пензы. Это классическая гимназия, №1 имени В. Г. Белинского, где встретились 160 лет назад родители Ленина. Но она расположена в большом отгороженном сквере - просто так не войти. Так что сперва подошли к воротам и ждали какого-нибудь выходящего оттуда учителя.
XII. Пенза: колорит и характер города

38. Весьма мощное здание для губернского города 1860-х. А представляете, если бы Илья Николаевич не приехал бы сюда работать и они бы не встретились? Тогда сейчас на Красной площади стоял бы мавзолей Троцкого.
XII. Пенза: колорит и характер города

39. Ещё усилие, ещё уступом выше. Доходим до парке на верхушке пензенского холма. Внутри него расположен совершенно уникальный объект, который меня буквально потряс. Невероятно: деревянный планетарий 1920-х годов! Не знаю, как смог сохраниться, но очень круто. Выходец из романтической эры Уэллса и Беляева. Дубовая Луна, ясеневое Солнце, березовый Юпитер, осиновый Сатурн.
XII. Пенза: колорит и характер города

40. Что самое удивительное, мы увидели аутентичный планетарий в последний день его неогороженного существования. На следующий день после нашего визита в парк он был огорожен забором, а ещё через неделю беспощадно снесён с обещанием «восстановить как было».
XII. Пенза: колорит и характер города

41. Ну и в завершение этого обзора посмотрим на Пензу с высоты холма, прокатившись на маленьком колесе обозрения.
XII. Пенза: колорит и характер города

42. Вид на север и район Пензы-1 и Пензы-4. Вдали видна ТЭЦ-1, которую я показывал в посте про Пензу-4.
XII. Пенза: колорит и характер города

43. А это вид на восток. За путями Пензы-3 видны новые микрорайоны Пензы, затем за обширным лесным массивом вдали виднеется закрытый атомный город Пенза-19 или Заречный. О нём будет отдельно.
XII. Пенза: колорит и характер города

44. Поворачиваем камеру ещё правее, на доминанту Спасского собора. Сейчас мы находимся даже чуть-чуть выше его креста.
XII. Пенза: колорит и характер города

45. И ещё правее. Вид на юго-восток. Здесь видно русло Суры, остров Пески и в правой части кадра – ж/д мосты через Суру. Вдали виднеются характерные складки Приволжской возвышенности.
XII. Пенза: колорит и характер города

В окончании рассказа про этот город мы ещё посмотрим набережные Суры, нижнюю часть города и новые районы.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Орест: Если и для них нет надежды, почему я, утративший ее, не должен с ними поделиться отчаянием? Юпитер: Что им делать с отчаянием? Орест: Что угодно: они свободны, настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния. / Жан-Поль Сартр / «Мухи» 02.09.1967 — отставной ...
1. Остапа понесло, а Гаврила пошел на принцип © 2.Российское информационное поле засижено политчумаком Соловьевым, эконопетриком Хазиным и заслуженными национал-кашпировскими Куликовым и Михеевым. 3. Соловьев: Вы слышите только мой голос ... Украина разрушаается, Украина ...
В детстве я каждое лето ездила к бабушке и дедушке на Украину, под Луганск (тогда он еще назывался громоздким словом Ворошиловград). Они жили в большом поселке при шахтах. Поселок был и правда не маленький - две или три школы, детсады, несколько магазинов. Был новый район - назывался ...
Дом фабриканта Шорина в Гороховце. Яркий, причудливый деревянный терем, органично сплетающий в себе целый ряд архитектурных направлений - от эклектики до русского стиля. Когда-то ...
2 3 4 5 6 ...