Легенда о Кагановиче и "Красной Стреле". Расследование

топ 100 блогов periskop.su09.07.2021 В популярной исторической литературе о транспорте, а также в СМИ бытует трогательная история о "железном наркоме" Кагановиче, который заботился о советских командированных и поэтому установил время отправления "Красной Стрелы" за 5 минут до полуночи - в 23.55. Чтобы они получали суточные за двое суток, а не за одни. Вот, например, в такой редакции:

"По личному распоряжению народного комиссара путей сообщения Лазаря Кагановича время отправления "Красной стрелы" было установлено в 23 часа 55 минут"

"Лазарь Каганович также приложил руку к организации движения «Красной стрелы». Именно по его приказу было установлено время отправления поезда - 23.55. Нарком таким образом проявил заботу о «командированных пассажирах» - они получали суточные за лишний день."

"В 30 – 40-е годы «Красной стрелой» ездили, главным образом, высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Кстати, время отправления поезда – 23:55 – было установлено по личному распоряжению Лазаря Кагановича. Таким образом, он позаботился о командированных чиновниках, которые получали суточные за лишний день." (сайт rzd-expo.ru)
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование
Эта версия широко тиражируется и вообще, очень употребима в повестке дня по теме - например, в "Гудке", в сообщениях РИА-Новости, в передачах Рен-ТВ, на сайте Федерального агентства ж/д транспорта, на радио ВестиFM и многих других. Ту же легенду тиражирует даже сайт поезда "Красная Стрела". Не избежал этого соблазна и я - 12 лет назад, когда в 2009 году писал пост про историю "Стрелы".

Однако после 2009 года много воды утекло, постепенно у меня собралась солидная подборка исторических расписаний и просматривая их, я начал всё больше сомневаться в этой версии. Но картина была фрагментарной, существовали пробелы в годах - поэтому я не мог с уверенностью утверждать, что история про наркома Кагановича - просто байка. И вот, после широкого отмечания 90-летия этого заслуженного поезда в июне 2021 г. было решено проверить версию целиком, по всем годам наркомства Лазаря Моисеевича - так ли это? Или не так?


Ниже - итоги моего расследования. В этом нам поможет во-первых, моя личная накопленная подборка расписаний; во-вторых, раздел сайта "Окрестности Петербурга" с подборкой исторических расписаний; и в-третьих, читальный зал Российской Национальной библиотеки в СПб, где я закрыл оставшиеся пробелы в годах. Тут надо пояснить отдельно, что фундаментальные книги расписаний, выпускавшиеся в Российской империи, а затем и в СССР, отражали ситуацию по всему полигону движения и на них не влияла никакая политика, смена властителей или там разоблачение антипартийных групп. Время отправления - это просто время отправления, оно деполитизировано. Так что этим фолиантам можно доверять безоговорочно.

* * *
Начнем с 1931 года, когда этот поезд начал своё челночное движение между двумя столицами.
В ту пору наркомом путей сообщения был малоизвестный сейчас партийный деятель М.Л. Рухимович, снятый с поста 2 октября 1931 г. и замененный после этого А.А. Андреевым.

1. Итак, в ночь с 9 на 10 июня 1931 "Красная Стрела" (далее - КС) отправилась в свой первый рейс.
Смотрим соответствующее расписание - "лето 1931", введенное с 15 мая 1931. И хотя КС была запущена через месяц после его введения, но она в расписание уже попала, смотрим "Кр.2".
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

2. Тогдашняя КС выходила в 1.30 ночи из пункта назначения и приходила в 11.20. Время в пути - 9 часов 50 мин., что для 1931 г. выдающееся достижение.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

3. Пропустим годы наркомства А.А. Андреева, который тоже не заботился о командированных, и отследим время прихода в наркомат Лазаря Моисеевича Кагановича. У него было аж три пришествия в НКПС (1935, 1938, 1943), так вот посмотрим все три. Впервые на НКПС Каганович был назначен 28 февраля 1935 г., когда КС ходила на этой линии уже больше трёх лет. Итак, ищем соответствующее расписание, действующее на момент его прихода в НКПС (зима 1934 - весна 1935).
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

4. Смотрим, как тогда курсировала КС (стр. 126). Она выходила в 0.30 и приходила в 10.30 ("Экс. 1"). То есть, шла ровно 10 часов - на 10 мин. дольше, чем в первом году курсирования (1931). Но это из Ленинграда. А как из Москвы?
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

5. Из Москвы КС шла по строго зеркальному расписанию, в этом была особенность поезда и его удобство (тоже 0.30 - 10.30).
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

6. А вот теперь внимание! Смотрим первое общесоюзное расписание, которое составлялось уже целиком при наркомстве Кагановича (лето 1935). Поменял ли он отправление КС "для удобства командированных", как утверждает легенда?
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

7. Нет. Время отправления КС как было при Андрееве, так и осталось 0.30 ночи (стр. 139 книги). Затем я последовательно проверил зиму 1936, лето 1936, зиму 1937, лето 1937 - время не менялось. Всё время 0.30, т.е. никаких изменений. А 22 августа 1937 г. Л. Каганович покинул НКПС, чтобы вернуться туда несколько позже. Итак, во время его первого пришествия изменения графика КС не произошло.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

8. Второй раз Каганович был поставлен на НКПС 5 апреля 1938 г. и находился на посту до 25 марта 1942, т.е. уже во время войны. Летнее расписание 1938 г. по СССР (которое целиком составлялось уже при его втором наркомстве) мне не удалось найти, зато в наличии летнее расписание 1939 г.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

9. Оно действовало в мае - декабре 1939 г.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

10. Так, смотрим... Ага, вот, стр. 17: КС отправляется в 0.30 и приходит в 10.20. Расписание зеркальное, и налицо возвращение к хронометражу 1931 г. (9 час. 50 мин.), но со сдвигом на час раньше. В это время КС ходила под паровозами ИС, периодически с аэродинамическим кожухом, и 2-3-2. Но где же пресловутые 23.55, "за пять минут до полуночи"? Нет этого!
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

11. Проверяем предвоенный 1940 год.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

12. То же самое: "Экс. 2" отправление 0.30 - прибытие 10.20. Потрясающая стабильность! (стр. 150-151). Зимнее расписание 1940/41 выдаёт ту же картину, расписание не менялось.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

13. Таким образом, предварительно можно констатировать, что довоенная "Красная Стрела" никогда не отправлялась в 23.55 (остается только найти книгу расписания лета 1938 г., чтобы на 100% быть в этом уверенным).
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

14. Начинается война, и с 24 июня 1941 г. КС перестаёт ходить. Наступает вынужденный перерыв. Возобновляется она 21 марта 1944 года, когда после снятия блокады Ленинграда и первичного ремонта путей освобожденного участка Октябрьской ж.д. стало снова возможным сообщение. На этот счёт есть известное фото, где видна табличка с цифрой "17.00".
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

15. Теперь берём расписание лета 1945 г. с "Окрестностей Петербурга" и смотрим нужные страницы. Это расписание совсем маленькое, оно в 9 раз тоньше предвоенного 1940 г. Регулярных поездов по СССР ещё мало, но КС уже год как ходит.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

16. Вот оно, на стр. 6-7. КС ("Курьерский №2") действительно отправляется в 17.00 и приходит в пункт назначения в 10.00, то есть время в пути - 17 часов, вместо предвоенных 9 час 50 мин. Почти в 2 раза дольше! Это говорит о состоянии железных дорог Союза в зоне прошедшей войны и об их колоссальном износе. Но есть важный нюанс: тов. Каганович в это время уже не нарком путей сообщения и никогда им далее не будет. Он был перемещён с этого поста 20 декабря 1944 г. и заменен своим злейшим конкурентом военного времени И.В. Ковалевым. То есть, все дальнейшие изменения расписания КС уже не будут иметь к Кагановичу никакого отношения.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

17. Тем не менее, будем упорно следить за тем, когда же "Стрела" придёт к привычному ныне времени отправления.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

18. Итак, лето 1946. Время отправления КС передвигается на 20.00, прибытие - 10.30. В пути поезд проводит уже 14 час 30 мин и это большой прогресс с 1945 годом.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

19. Также обращает на себя внимание множество 15 и 20-минутных остановок КС в пути для смен локомотивов и бригад: в Клину, Калинине, Спирово, Бологое, Окуловке, Малой Вишере и Любани. Все паровозы изношены, уголь ниже качеством, Донбасс ещё не восстановлен - перегоны, соответственно, меньше.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

20. Идём дальше. 1948 год.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

21. Время следования КС (подчеркнуто) сокращается ещё - теперь 22.30 отправление, 11.30 прибытие. В пути - 13 часов.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

22. 1949 год. Важное замечание: И.В. Ковалёв уходит, 5.6.1948 г. министром путей сообщения становится Б.П. Бещев. Так что это расписание - первое полностью "бещевское", т.е. составленное при его министерстве.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

23. КС ещё на час сокращается: 23.30 отправление, 11.30 прибытие. 12 часов в пути. Но до довоенного графика ещё очень далеко.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

24. 1950 год.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

25. КС приближается к привычному времени отправления - за 10 минут до полуночи. 23.50 выход, 11.35 прибытие - в пути 11 час 45 мин. Выиграли ещё 15 минут.
Обратите особо внимание: время отправления поезда сдвинуто на предыдущие сутки не для "заботы о командированных", а из-за послевоенного состояния пути. Которое неуклонно улучшается, но ещё не такое, как в 1940 году.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

26. 1951 год.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

27. И снова сдвижка: опять вернулись к довоенному времени отправления - 0.30! Прибытие в 12.15, т.е. в пути 11 час 45 мин.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

27a. На скане выше были указаны времена прибытия/отправления поезда по Москве. Но поскольку КС имела строго зеркальное расписание, то по Ленинграду это время было аналогичным. Вот тут указаны отправления из Ленинграда-Московского и прибытие в него же. Как видите — всё совпадает на 100% (стр. 119-122 расписания 1951). Поэтому и далее я даю строки только по Москве, а вы имейте в виду, что Ленинград идентичен.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

28. График КС от 1951 года сохраняется на целых 4 года и переживает Сталина. Поэтому 1952-1955 гг. пропускаю. И вот новый решающий год - 1956-й. Год начала перехода от паровой тяги к электрификации и тепловозной тяге там, где электрификация не предполагается.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

29. КС в 1956 году делает настоящий рывок: при сохранении времени отправления "вскоре после полуночи" (0.20) она приходит в пункт назначения в 9.45! То есть, поезд в пути 9 час 25 минут и таким образом, впервые обогнали довоенный график 1940 года. Поезд идёт теперь под тепловозом, ГХ Октябрьской ж.д. ещё не начали электрифицировать.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

30. Пропускаем 1957-1959 годы, когда график "тепловозной" КС был по состоянию 1956 года (см. №29), и переходим к 1960-му.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

31. И вот он, решающий момент! В 1960-м году "Красная Стрела" получает наконец привычное нам время отправления - за 5 минут до полуночи, в 23.55. Прибытие - в 8.50 утра. В пути - 8 час 55 мин. Но что такое 1960-й год? Это хрущевское время, министром путей сообщения уже 12 лет как является Борис Бещев, а Л.М. Каганович уже 3 года низвержён с партийного олимпа и зачислен в состав "антипартийной группы" Маленкова - Молотова - Кагановича. Т.е. никакого влияния он на расписание не имеет.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

32. На всякий случай проверим 1961-й год.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

33. Всё, расписание устоялось - теперь отправление 23.55. А прибытие (сюда не поставил скан) - в 08.52. В пути - 9 часов без трех минут.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

34. Далее время отправления КС уже не меняется. Но в период после 1961 г. произошло важнейшее событие - главный ход Москва - Ленинград электрифицировали целиком (декабрь 1962). И теперь все поезда на этой линии идут под электровозами. Поэтому посмотрим ещё 1965 г.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

35. 1965: отправление КС - 23.55, прибытие - в 8.15. В пути - 1 ночная остановка на 10 мин. в Бологое, всего 8 час. 20 мин. Далее время прибытия скорректировалось и долгое время было 8.25. Потом, уже в 2002 г., остановку в Бологое убрали и время в пути стало ровно 8 часов. Но отправление с 1960 года уже не менялось.
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

36. В завершение расследования. Есть такое известное фото КС вместе с индикацией времени на вокзале. Московский вокзал Ленинграда тут ещё до реконструкции, с дебаркадером. Но поезд уже полностью из ЦМВ, и согласно книгам расписаний, такое фото могло быть сделано в 1960-65 гг., не ранее и не позднее. Потом уже началась реконструкция и строительство "светового зала".
Легенда о Кагановиче и Красной Стреле. Расследование

Подводим итоги.

1. При Кагановиче время отправления "Красной Стрелы" никогда не было в 23.55, чтобы "считались предыдущие сутки". "Военная Стрела" 1944 года отправлялась в 17.00, но это было вынужденное решение из-за состояния пути.

2. Довоенная КС всегда отправлялась только после полуночи, это проверено по расписаниям 1931-37 и 1939-1940 гг. Оно устоялось по времени на 0.30. В распоряжении автора нет только книги 1938 г., но вероятность того, что в 1938-м бы это стабильное расписание внезапно скакнуло на раньше и в 1939-м снова отскочило на стандартное 0.30, исчезающе мала.

3. После войны КС неуклонно ускорялась, но смогла обогнать расписание 1940 года только в 1956 году. Сдвиг времени отправления (с 17.00 на 20.00, затем на 22.30, на 23.30 и на 23.50) не был связан с "заботой о командированных", а диктовался состоянием пути. Как только стало возможно - отправление КС сдвинули на "после полуночи" в 1951 году.

4. Отправление в 23.55 КС получила только при министре Бещеве в 1960 году, когда Каганович уже несколько лет как был полностью низвержён с партийного Олимпа.

5. Вся история с Кагановичем, "лично установившим время отправления Красной Стрелы на 23.55" - просто ведомственная легенда, факты её не подтверждают. Интересно было бы понять, когда она впервые возникла и кто дал ей путёвку в жизнь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Человеку очень сложно избежать ошибок. И совершенно невозможно не впасть в заблуждение, если не стремиться к обратному. Учитывая, что удержаться на воде практически нереально, если постоянно не подгребать, напрашивается аналогия с плаванием в море информации. Если отношение числа ...
Многим из нас хорошо знакомы и памятны слова и напев песни «В лесу прифронтовом» времён Великой Отечественной войны. Герой её – старинный вальс 1908 года «Осенний сон» британского эстрадного музыканта – «английского короля вальса» Арчибальда Джойса (1873 – 1963). Под звуки этого ...
Начало тут  Вот взять мир перед Великой Войной (ВВ). Большая часть мира состоит из государств в формате «Империя». И никто не носится с идеей «А вот посмотрите, какой класный формат Империя, а давайте внедрим...» Более того, казалось бы, более прогрессивный «национальный формат» ...
Выкроив одно утро и один вечер на прогулки, всякий раз я отправлялась куда глаза глядят. А глядели они прямо из окна отеля на Храм Святого Семейства, по-местному Sagrada Familia - знаменитый барселонский долгострой имени Антонио Гауди. Не отметиться около этого сооружения было бы ...
Красивый клип от BBC - олимпийские моменты под Imagine :) Все-таки абсолютно волшебные были 16 дней. Я правда не ожидал, что будет настолько все невероятно. Счастливее города я еще не видел. :) Мне особенно запомнились три момента. 1. Интернационал. ...