West Somerset Railway


Сегодня же всё было иначе, не так как обычно. Вместо темно-серых туч по небу плавно плыли белые облачка, солнце грело как раз идеально, не холодно и не жарко, и ветерок с моря не сбивал с ног, а просто слегка напоминал о том, что здесь всё-таки Майнхед. Тем не менее календарь есть календарь, и сегодня исторический поезд отправлялся в заключительный в этом сезоне рейс- двадцать миль между Майнхедом и Бишопс-Лайдердом и обратно. Неторопливому паровозу на это понадобится часов шесть, зато потом его ждёт длинный-предлинный отдых.
Гарри Уилсон уже не помнил, в который раз он получал особое приглашение на заключительный рейс сезона. Скорее, он уже и не получал никакого приглашения, просто все в Обществе Железной Дороги Западного Сомерсета знали, что Гарри Уилсон, более известный как "Дед" будет ехать в первом вагоне, в своей клетчатой кепке машиниста. По правде сказать, он слегка стеснялся этой кепки, бывшей частью формы машиниста в паровозную эпоху. Он никогда не был машинистом, просто полвека назад, в середине 70-х он раз-другой бесплатно предоставил собственный грузовик для земляных работ при восстановлении тогда давно уже закрытой, ненужной и ржавой ветки между Бишопс-Лайдердом и Майнхедом, которая потом стала Мемориальной, и на открытии Мемориальной Железной Дороги Западного Сомерсета глава Общества вручил ему эту кепку… А может, Гарри Уилсон и был машинистом, где-то рядом со своей будничной жизнью. В детстве он отмечал время (пора выходить в школу!) по стремительному тёмно-зелёному "Летучему Шотландцу", пролетавшему мимо родительского дома в Питерборо, оставляя длинный дымный хвост. Этот рейс изменил расписание, и вместо паровоза его начал тягать ревущий дизельный "Делтик" как раз в тот год, когда Гарри женился на Маргарет. “Делтик” ушёл довольно быстро, сам став историей, а Гарри продолжал жить маленькую параллельную жизнь у железных дорог- он собирал книги о поездах, объездил всю Британию без особой цели, и потом, в выходные, редкие у водителя грузовика, и уже на пенсии- в меру сил работал волонтёром на Железной Дороге Западного Сомерсета, где всегда хватало работы, ведь без непрерывного приложения рук всё быстро опускается, зарастает, ветшает и ржавеет.
Так вот, всё-таки, почему её нет здесь? Пусть Маргарет не особо разделяла увлечение Гарри поездами, но в открытие и закрытие каждого сезона, они, кажется, всегда катались вместе. Маргарет охотно выполняла в этих покатушках роль фотографа- когда-то с Лейкой, потом с Никоном, сначала плёночным, потом цифровым, и наконец, со смартфоном, осваивать который Гарри упорно отказывался. Почему же сегодня она не пошла? Гарри попытался вспомнить, говорила ли она о каких-то своих делах, или просто он её забыл пригласить? Да ведь давно уже не надо никакого приглашения, сколько лет! Вспомнить, почему же Маргарет не пошла с ним, не получалось, мысли в голове Гарри растекались, он щурился от солнечного света и тепла, заливавших привокзальную улицу, что было довольно странно для середины сентября в Западном Сомерсете. Ещё с утра был туман, и сумрачно, и вот надо же- как всё рассеялось! Магазин стройматериалов, велосипедная мастерская. Небольшая площадь с недавно возникшей закусочной, пристроенной к столетнему зданию вокзала. Вся станция состояла из одной платформы и двух путей, и один из них уже был занят поездом- паровоз с четырьмя вагонами. Платформа была заполнена людьми, кто-то входил в вагон, кто-то прогуливался вдоль поезда, делая очередную тысячу фото. Гарри никого не узнавал в этой толпе, но зато его, кажется, знали все- ему улыбались, кто-то просил сфотографироваться- перед объективом Гарри привычно высоко поднимал свою клетчатую кепку вверх, изображая бодрое приветствие, и на фото всегда получалось, что несмотря на преклонный возраст, Дед не теряет присутствия духа.
Тёмно-красная обивка кресел, деревянные столики- внутри вагона всё было восстановлено (частично с его участием) так, как было 60 лет назад, как раз в эпоху перехода от паровозов к дизелям. С тех пор ушли и дизели, и один из них уже стал частью Мемориальной Железной Дороги, иногда подменяя паровоз, требующий с годами всё более и более длительного ухода. Но сейчас паровоз был, похоже в весьма добром здравии- просвистев длинным высоким свистом, поезд тронулся неожиданно бодро, спинка сиденья упруго подтолкнула в спину... разгон, правда, никогда не бывал здесь долгим- максимальная скорость на большей части Мемориальной Железной Дороги была двадцать пять миль в час, в некоторых местах ограничиваясь даже до десяти. Да и двадать пять миль в час ощущались довольно бодро на старых, волнистых, будто бы неустойчивых рельсах. Да и спешить здесь было некуда, это была поездка ради поездки, туристический аттракцион, которым местные жители пользовались редко.
Маленькие домишки Майнхэда кончались почти сразу за станцией, справа начались зелёные поля, прорезанные оросительными канавами, слева в паре сотен метров блестело море. Ещё три минуты- и будет первая остановка, Данстер. Паровоз плавно снижает скорость до пешеходной, проползая мимо шлагбаума с ожидающим за ним трактором, мимо больших старых ив, едва не задевающих длинными косами крышу вагона, мимо ответвления на короткую тупиковую ветку, где этот поезд скоро будет отдыхать. И вот под окна вагона вплыла короткая платформа. Данстер, стоянка пять минут. Кто-то высыпал на платформу, фотографируясь, кто-то неузнаваемый здоровался с Гарри. Сколько людей, и все так рады ему, кто-то его поздравляет с чем-то, но не получается понять- с чем? Но почему бы и нет, пусть поздравляют, хотя бы вот с этим днём, с этой погодой и солнечным светом, заливающем поле за платформой, до самых дальных голубоватых холмов, про которые уже нельзя точно сказать- это холмы Сомерсета, или уже небо и облака?
Паровоз дал длинный свисток, разноцветная толпа вскочила в вагон, и кто-то садится напротив Гарри, и протягивает ладонь в приветствии, и улыбается и сопит, как сказочный добрый медведь.
-Джек?
Наконец-то Гарри кого-то узнал! Джек Нортроп, тот самый глава Общества Мемориальной Железной Дороги, вручивший когда-то ему кепку. Джек был всё тем же- широченным, толстым, бородатым, смеющимся и протягивающим Гарри большую ладонь.
-Гарри, наконец-то, ну ты и задержался, дружище! Мы думали, что и в этот раз отправимся без тебя, а ты всё же явился! Наконец-то!- повторил Джек, смеясь и глядя на Гарри всё теми же добрыми голубыми глазами, которыми смотрел полвека назад.
Гарри пошевелил бровями, пытаясь понять, что происходит, и почему он нисколько не удивлён тому, что Джек Нортроп сидит напротив, всё тот же, толстый, бородатый и радостный, в своём тёмно-синем пиджаке с медалью, полученной когда-то во времена воздушной обороны под Портсмутом. Джек был старше Гарри на десять лет, и уж лет двадцать как умер.
Без особого удивления, но с приливом жара в груди, Гарри понял, почему Маргарет нет с ним. Маргарет осталась там, в Майнхеде.
Поезд, покачиваясь, шёл среди ярко-зелёных лугов, с торчащим тут и там отцветающим тысячелистником, качающимся на приморском ветру. Или это был не тысячелистник- трава и цветы изменялись, вырастали будто бы выше и разнообразней, чем на лугах Сомерсета, качая разноцветными головами на плавных склонах, а солнечный свет будто бы переставал быть солнечным, постепенно заливая пространство, светя с разных сторон, и уже трудно было понять- проехал ли поезд пляж у Блю Анкор, или ещё нет, и скоро ли Уошфорд, или Уошфорда уже не будет никогда.
-Я не так себе это представлял- сказал Гарри, глядя на луг и холмы, которые, кажется всё ещё сохраняли сходство с Западным Сомерсетом.
-А как ты думал?- усмехнувшись, спросил Джек.
-Я думал, будет темно.
-Гарри, тут тебе не метро!- расхохотался Джек, больше всего любивший собственные шутки.
В самом деле, на Мемориальной Железной Дороге Западного Сомерсета никогда не было тоннелей, поэтому и темноте в этих холмистых лугах взяться неоткуда. Железная дорога под поездом будто бы распрямилась, поезд пошёл быстрее, паровоз впереди дышал часто и весело. Таким темпом поезд приедет в Бишопс-Лайдерд очень скоро.
-Мы выходим на конечной?- спросил Гарри.
-Конечно, тебя давно там ждут.
Гарри хотел спросить Джека про Маргарет, скоро ли приедет она. Но ответ казался всё более и более очевидным. Без всякого сомнения, каждый из нас когда-нибудь прокатится на поезде Мемориальной Железной Дороги Западного Сомерсета, а ход времени по мере приближения к конечной станции становился всё менее и менее важен.
|
</> |