Прежде всего, обеспечению политической безопасности системы,
это их основная задача. В российской терминологии это называется
«защитой конституционного строя». Все остальное — часть большой
идеи.
Интервью с экспертом по российским спецслужбам Андреем
Солдатовым
В конце декабря 2013 года в Волгограде случились два теракта:
29 декабря произошел взрыв на железнодорожном вокзале, 30-го — в
переполненном троллейбусе. Кроме того, двумя месяцами ранее
террористка-смертница взорвала себя в волгоградском автобусе. Все
теракты привели к человеческим жертвам — и все они, по заявлениям
источников в правоохранительных органах, выстраиваются в одну
серию: у них «общий почерк» и общие организаторы. «Лента.ру»
выяснила у эксперта по российским спецслужбам Андрея Солдатова, кто
может стоять за терактами, почему ФСБ в ее нынешнем виде
недостаточно эффективно борется с терроризмом — и к чему, в
конечном итоге, приведет террор на Волге.
Андрей Солдатов — главный редактор сайта Agentura.Ru и один из
главных отечественных специалистов, изучающих работу спецслужб. В
беседе с «Лентой.ру» он признал, что действия ФСБ и полиции в
Волгограде носят «популистско-отчаянный характер»: «Такие меры
могут успокоить тех, кто недоволен властью, но вряд ли помогут
бороться с террористами-смертниками».
По мнению Солдатова, во второй половине двухтысячных годов,
пока реформировались российские спецслужбы, радикальные исламисты
на Северном Кавказе также перестраивали свою структуру. Они
отказались от «квазивоенных формирований, полков и бригад» в пользу
небольших ячеек, которые отличаются высокой эффективностью.
Солдатов считает, что теракты в Волгограде наглядно показали: у
одного из лидеров исламистского подполья Доку Умарова сейчас есть
«и люди, и возможности», чтобы заниматься терроризмом в центральной
России.
Как ты можешь описать ситуацию в Волгограде со стороны?
Андрей Солдатов: В городе началась паника, что вполне
объяснимо: мы получили не теракт, а серию. Те меры [безопасности],
которые сейчас предпринимаются, — многие из них носят такой
популистско-отчаянный характер, как введение дружинников. Все это
мы проходили в Москве в 1999 году; понятно, что такие меры могут
успокоить тех, кто недоволен властью, но вряд ли такие меры помогут
бороться с террористами-смертниками.
Почему?
Потому что патрули годятся для того, чтобы предотвратить
наступление большой группы вооруженных людей — они помогают их
быстро идентифицировать и быстро отреагировать, но это совершенно
не годится для одиночных терактов. Для того чтобы вычислить
человека со взрывным устройством, нужно обладать необходимой
подготовкой. Поэтому, кстати говоря, теперешние панические призывы
к бдительности недостаточно эффективны — для того чтобы распознать
смертника, нужно обладать определенными умениями, а обычный человек
это не очень понимает. Кончится тем, что люди будут заваливать ФСБ
и местные управления МВД по всей стране звонками с описанием
подозрительных людей, которыми окажутся водители, люди другой
национальности или люди, ведущие себя немножко странно. К
сожалению, это приведет к взрывному росту ксенофобии.
Какими умениями нужно обладать, чтобы вычислить
террориста-смертника?
На самом деле, этому учатся достаточно длительное время, и,
повторюсь, я даже не буду давать советы, потому что обычный человек
не может это определить — да, в общем-то, и не должен этим
заниматься, это дело спецслужб. Кроме того, 80 процентов в
обнаружении смертника — это собранная информация. К сожалению,
сейчас основной проблемой [ФСБ] является быстрый, а иногда и
мгновенный обмен информацией между различными подразделениями
различных ведомств, причем по всей стране, от Северного Кавказа до
Москвы и других областей. И вот здесь у российских спецслужб всегда
была большая проблема, и она никак не решена до сих пор. В
основном, она связана с отсутствием доверия: люди плохо доверяют
информации, которая выходит из управлений ФСБ по Чечне, Дагестану
или по Ингушетии. В свою очередь, московские чекисты неохотно
делятся своей информацией с северо-кавказскими направлениями. Эта
проблема нарастала как снежный ком.
И все-таки: есть какие-то различия в поведении
террориста-смертника и обычного человека?
Это может быть кто-то вроде девушки, которая очень нервничает
в публичных местах и при приближении к людям в форме. Но,
понимаете, это настолько расплывчатая категория, что под нее
подпадает большая часть моих знакомых, которые нервничают, просто
приходя в аэропорт. Я не хочу давать никаких советов, чтобы не
поступило огромное количество ложных сигналов.
Ты работал на большинстве терактов в России, от взорванных
домов в Москве до Беслана, и, насколько я понимаю, плотно общался с
представителями ФСБ. Стали ли учить людей вычислять
террористов-смертников?
Тут вот какая ситуация: дело в том, что российские спецслужбы
и контртеррористические подразделения прошли свой период реформ в
2006-2007 годах. Проблема в том, что тогда их реформировали с
упором на противостояние одному конкретному виду угроз, а именно —
появлению большой группы боевиков в городе. То есть — появится
толпа боевиков в городе, захватит контроль над областным или
республиканским центром. По большому счету, пытались предотвратить
то, что было в 2005 году в Нальчике, или ранее в Ингушетии, когда
боевики два дня контролировали почти всю Ингушетию. Ради этого и
для этого реформировали все спецслужбы, и благодаря этому появились
такие вещи, как оперативные штабы, антитеррористические комиссии.
Упор был сделан на координацию спецведомств в одном городе: у вас
происходит кризис в городе, все начинают друг другу звонить, все
знают, куда бежать, и координация на каком-то уровне становится
эффективной.
Проблема в том, что в случае со смертниками-одиночками эта
схема не работает, и горькая ирония заключается в том, что пока
российские спецслужбы проходили свой период реформ, исламисты на
Северном Кавказе проходили свой период реформ.
Каких именно?
Именно в то время, в конце 2006 года, они отказались от
квазивоенных формирований, полков и бригад — и перешли на ячеистую
структуру: действовать небольшими группами, ячейками по пять-шесть
человек, намного эффективнее и с точки зрения безопасности, и с
точки зрения проникновения в организацию людей из ФСБ. К тому же
такой ячейки достаточно для того, чтобы организовать
террористический акт с применением шахида.
Наши спецслужбы к этому готовы не были, и это очень серьезная
проблема. Нужно учитывать еще одну вещь: если мы не говорим о
Москве и нескольких подразделениях по Северному Кавказу, то
российская ФСБ до сих пор живет в рамках структуры, созданной, не
побоюсь этого слова, еще в сталинские времена.
Региональные службы ФСБ — прямые наследники НКВД, которые были
созданы для того, чтобы пропускать через себя большое количество
людей для репрессий, когда нужно было прокачивать толпу, осуждать,
быстро расстреливать. И вот эта система с очень минимальными
изменениями дожила до сегодняшних дней: ее не трогали ни во времена
Андропова, ни в 1990-е годы. Ее побоялся тронуть Путин, потому что
непонятно, что с ней делать — она слишком громоздкая и не подходит
для современного типа угроз, поскольку узким местом, повторюсь,
является обмен информации между региональными отделениями. Все
забюрократизировано, и пока сообщение дойдет из одной точки в
другую...
Есть еще одна острая проблема, она появилась несколько лет
назад — кризис доверия внутри самой спецслужбы. Между людьми уровня
майоров и полковников и их начальством. Средний состав не очень
доверяет своему руководству, поскольку считает его
коррумпированным.
И что происходит?
Затыкаются каналы информации, и никто внутри спецслужб не
склонен проявлять инициативу. И что с этим делать — совершенно
непонятно.
Со времени перехода на «ячеистую структуру терактов» прошло
семь с лишним лет. Неужели за это время ничего нельзя было
сделать?
Борьба с терроризмом стала тихо сходить на нет — из-за того,
что количество терактов стало уменьшаться. Я помню, как несколько
лет назад пытались реализовывать программу по борьбе с пропагандой
терроризма. Создавали какие-то ресурсы, в том числе медийные,
делали сайты. Когда я [в ФСБ] стал спрашивать, в чем дело, мне
отвечали: «Погоди, вот за год ничего не произошло, и это
[терроризм] ушло из фокуса внимания». В отсутствие какого-либо
контроля за деятельностью спецслужб (а спецслужбы у нас имеют
одного заказчика в лице Владимира Путина, и с ним они давно уже
договорились, по каким критериям он оценивает их эффективность) у
чекистов нет никакого желания подталкивать себя к реагированию на
изменение обстановки.
По каким критериям оценивается работа спецслужб?
В законе о противодействии террористической деятельности,
который был при Ельцине, определение терроризма было таким: теракт,
который уносит жизнь большого количества людей. При Путине
терроризм формулируется как «политика устрашения и давления на
органы власти». И посыл со стороны Кремля был таким — не допустить
возможности того, чтобы террористы диктовали властям, что им
делать. А когда у вас происходит подрыв террориста-смертника,
никаких политических требований никто не выдвигает, соответственно,
угрозы давления и диктовки условий органам власти не
происходит.
После взрыва «Невского экспресса» на «Эхе Москвы» выступала
одна из бывших судей; она сказала гениальную вещь о том, что по
нынешнему закону даже взрыв в поезде нельзя квалифицировать как
теракт, потому что политические требования не выдвигались. Вся
система ФСБ заточена на то, чтобы не допустить ситуации, в которой
террористы заставляют премьер-министра куда-то звонить и выпускать
людей из тюрьмы. Государственную систему хотели сделать
непроницаемой, и она непроницаема. Давить на нее с помощью терактов
в России невозможно, но она не годится для предотвращения
подрывов.
Какие меры безопасности принимает ФСБ?
Этот список не меняется: все переводятся на круглосуточное
дежурство, у всех заканчиваются отпуска и выходные, все сидят на
телефонах или в зданиях и штаб-квартирах соответствующих
подразделений и чего-то ждут. Происходит большое количество
совещаний. Это создает видимость активной деятельности, но
результативность невысока, потому что в этом случае работает только
долгосрочная стратегия — если налажена хорошая работа с низовыми
оперативниками по Дагестану и оперативниками, которые служат в УФСБ
по Волгограду, то тогда можно что-то сделать. Но если каналы не
очень хорошие, то в течение одного дня сделать ничего
невозможно.
Стоит ли нам ждать новых терактов?
Тяжелый вопрос. Учитывая грядущую Олимпиаду в Сочи, мы должны
иметь в виду самый худший сценарий: эта серия важна не сама по
себе, поскольку понятно, что нет никаких специальных требований у
террористов по Волгоградской области. Они никогда не выдвигались,
Волгоград никогда не был частью Северного Кавказа, там не страдало
население от войны, там очень небольшая группа националистов и так
далее. Нужно учитывать сценарий, в котором эта серия терактов
является диверсионной атакой по отвлечению внимания — это очень
известная тактика, которой [один из руководителей
самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия Шамиль] Басаев
пользовался еще перед Бесланом. Если помните, для того чтобы
отвлечь внимание спецслужб, была устроена серия терактов в Москве,
был взрыв на станции метро «Рижская» — и только потом захватили
школу в Беслане. Это очень эффективная тактика по переключению
внимания.
Почему теракты случились именно в Волгограде?
Во-первых, это город в центральной России, это важно
психологически: боевики показывают, что могут устроить теракты за
пределами Северного Кавказа. Плюс, через Волгоград проходит дорога
из Дагестана. Это удобно — вы акцентируете внимание на одном
городе, туда начинают стекаться силовики на несколько месяцев, а в
это время вы можете делать что-то другое.
Хватит ли мощностей ФСБ на предотвращение терактов?
Повторюсь, это структура массивная и громоздкая, но не все они
занимаются борьбой с терроризмом. Невозможно в течение одного дня
переключить их на противостояние именно этому виду угроз.
Чему обучены люди в системе ФСБ?
Прежде всего, обеспечению политической безопасности системы,
это их основная задача. В российской терминологии это называется
«защитой конституционного строя». Все остальное — часть большой
идеи.
А как же центр противодействия экстремизму?
Центр «Э» в 2007 году реформировали для того, чтобы
противодействовать другому виду угроз. Раньше это был центр «Т»,
департамент противодействия организованной преступности и
терроризму; сейчас они занимаются противодействием распространению
протестных настроений в обществе.
Два года в центральной России не было терактов. По какой
причине, как ты думаешь?
Дело в том, что после начала московских протестов [последний
президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия] Доку
Умаров заявлял, что не собирается устраивать теракты именно потому,
что идут протесты. Потом он снял эмбарго на теракты — в июле этого
года. Самым главным вопросом был следующий: взрывов не было, потому
что спецслужбы хорошо работали или потому, что Умаров объявил
эмбарго? И есть ли у него люди и возможности для того, чтобы
совершать теракты в центральной России? К сожалению, на все вопросы
мы получили утвердительные ответы — да, у него есть и люди, и
возможности.