Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране

топ 100 блогов foto_history18.10.2024 Алиев.jpg

Автор публикуемой ниже статьи, видный американский журналист Гаррисон Солсбери, анализируя современное положение в Иране, не скрывает своего беспокойства по поводу будущего этой страны. Его тревожит неустойчивость шахского режима и возможность внутриполитических изменений в Иране. Не трудно понять это беспокойство: Иран, являясь участником агрессивного блока СЕНТО, занимает особое место военной стратегии США, поскольку его территория граничит с Советским Союзом.

Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране F-4Es_50th_TFW_in_Iran_1977.JPEG
Три истребителя «F-4 Фантом II» на авиабазе в Ширазе во время учений стран СЕНТО, Иран, 1977

Поэтому США всячески поддерживают правящие круги Ирана, называя им всестороннюю помощь. Для общественности Ирана всё яснее становятся те гибельные последствия, к которым может привести политика участия в военных блоках и военного союза с США. Эти последствия уже сказались на экономике страны, переживающей глубокий кризис, а также отразились на положении народа. "За рубежом", 1961



Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране 274px-Harrison_Salisbury_(1967).jpg
Гаррисон Солсбери. «Нью-Йорк Таймс».

В настоящее время Иран представляет собой почта лабораторный экземпляр феодального общества, прилагающего невероятные усилия для того, чтобы идти вровень с требованиями середины ХХ века и потрясаемого зародившимся и беспокойным «средним классом». Этот новый класс является рвущимся в перед, беспокойным, жадно стремящимся к получению прибылей и власти, он пытается отбросить феодальные пережитки в государстве, которые не соответствуют ни его вкусам, ни его интересам. Одним из проявлений этого болезненного для страны переходного периода явился земельный бум, вероятно, самый большой со времени флоридской земельной лихорадки, разразившейся в начале ХХ века. Этот бум довел Иран до грани финансовой катастрофы*
________________________
* Автор имеет в виду пихорадочную спекуляцию землей, имевшую место в последние годы в Тегеране, которая потрясла торговую и деловую жизнь Ирана. Причиной финансовой катастрофы страны являетсл отнюдь не этот земельный бум, как считает автор статьи, а дорогостоящая политика участия военном блоке СЕНТО, требующая непомерных затрат на армию и вооружение. Ред.
________________________

Пришлось обратиться к США за помощью. США уже выделили Ирану в виде «срочной помощи» 68,3 миллиона долларов. Однако Ирану требуется ешё большая сумма, так как Иран остался почти без иностранной валюты, несмотря на то, что при ток денежных средств от нефтяных концессий в в качестве американской помощи исчислялся ежегодно в 400 миллнонов долларов в год В мае 1961 года шах Мохаммед Реза Пехлеви назначил премьер-министром Аля Амини с тем, чтобы тот принял срочные меры. Иранцы, как всегда, обратились за помощью к Соединенным Штатам. Больному было предоставлено на лечение 15 млн. дол ежемесячных ссуд. Иранская промышленность в настоящее время находится в состоянии глубокого кризиса.

Безработных только в Тегеране насчитывается в настоящее время 50-60 тысяч человек. Причем эта цифра значительно увеличится когда в городе соберется множество крестьян из деревень, пришедших в Тегеран в поисках работы и не знающих, что они её там не найдут. За 11 лет США дали Ирану более 1 100 миллионов долларов. Несмотря на эти колоссальные усилия, в Иране может произойти взрыв.

Если Иран выйдет из западного лагеря и присоединится хотя бы нейтралистским странам, это вызовет цепную реакцию, которая ещё более ослабит позицию США на Среднем Востоке. Выход Ирана из «западного блока» отразится во всем мире - от района Юго-Восточной Азии до латиноамериканских стран. Несмотря на то, что Иран имеет с СССР границу протяжением в 1 200 миль (такое стратегическое положение Ирана является причиной того интереса, который проявляют США к этой стране), в Иране мало знают о «холодной войне» и о международных кризисах. Среди всех слоев населения проявляется мало желания или интереса к военным авантюрам, особенно если дело касается Советского Союза. Не говоря о правительственных или дипломатических кругах, население Ирана выражает мало гордости и даже некоторый скептицизм в отношении иранской военной системы, финансируемой США.

«Мы не собираемся воевать с Россией, заявил один иранец в Исфагане, - а если вы, американцы, пойдете на это, все кончится ещё до того, как выстрелит хотя бы одна иранская пушка. Так какой же смысл всего этого?» Организация иранской армии, системы безопасности и жандармерии с помощью американских долларов и американского оборудования заложила основу шахского режима. Этого не было восемь лет назад, непосредственно перед свержением правительства Мосаддыка. Нет никаких признаков того, что поколебалось отношение Ирана к западному лагерю.

Обязательства шаха Соединенным Штатам являются прочными, слишком прочными, как полагают некоторые иранцы. К шаху в Иране относятся весьма скептически и пренебрежительно. И мало кто уверен, что правительство Амини или другое, подобное ему, действующее под личным руководством шаха, будет эффективно бороться с коррупцией, ленью, невежеством. отсталостью и бюрократией, которые удерживают на мертвой точке государственный аппарат.

Наступит время, когда Амини уступит место своему преемнику, который, в свою очередь, будет заменен другим, продолжая, таким образом, министерскую чехарду. А за спиной политических интриг, сплетен, решительных слов и неэффективных действий в Иране создается взрывчатая смесь сил, все настойчивее требующих осуществления далеко идущих социальных реформ.

Но многие рискнут предсказать, где и как на арену выступит новая сила. При этом вовсе не обязательно, что этот процесс будет сопровождаться насилием или другими неконституционными методами. Однако многие чувствуют, что чем дольше держится крышка над этой взрывчатой смесью, тем большая создается опасность для содержимого.

Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране Mohammad_Reza_Pahlavi_(1973).jpg
Мохаммед Реза Пехлеви (1919 — 1980) — тридцать пятый и последний шахиншах Ирана

Последовательная проамериканская политика шаха вызывает осуждение в стране. Для Ирана было бы лучше придерживаться среднего курса, - заявил один иранец, являющийся верным последователем умершего отца шаха, мы недостаточно сильны, чтобы позволить себе участвовать в битвах великих держав». B Иране открыто проявляют неприязнь к молодым иранцам, обучавшимся в США и занимающим сейчас многие видные посты.

Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране Kennedy_with_Shah_of_Iran,_1961.jpg
Шах с Джоном Ф. Кеннеди и Робертом Макнамарой в 1962

Главная цель политики США в отношении Ирана сводилась к тому, чтобы удержать Иран от присоединения к коммунистическому лагерю. В последние месяцы администрация Кеннеди принялась за основательное изучение своих программ и своей политики по отношению и Ирану, что является частью про граммы всеобщего и полного изучения ношений США со всеми странами мира Тегеране нет недостатка в предложениях по поводу того, в какой форме в будущем будут строиться отношения двух стран.

Шах предложил тесное, рассчитывая на 20 лет сотрудничество между США Ираном. Такая программа потребовала бы инвестиций в несколько миллиардов долларов. Существуют и прямо противоположные мнения, содержащие предложения о полном прекращении американской помощи. Иногда эти предложения выдвигаются иностранцами, которые негодуют по поводу коррупции в Иране.

Радикальной точки зрения придерживаются и некоторые иранские политические деятели, в частности Ахмед Арамеш, сторонник антиамериканской ориентации, бывший некоторое время руководителем плановой организации. Он сформулировал политику США такими словами: «Дать взаймы, разрушить, управлять». И он также требует положить конец американской помощи. Американская помощь Ирану до свержения Мосаддына составляла не более 20-40 миллионов долларов в год. Сразу же после свержения Мосаддыка в Иран хлынул золотой дождь. Только экономическая помощь составила в год 129,7 млн дол. Этот дождь превратился в ливень после антиимпериалистического восстания в Ираке в 1958.

Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране Mossadeghmohammad.jpg
Мухаммед Мосаддык - 59-й премьер-министр Ирана

Началось то, что дипломаты называли «политикой незаполненных чеков» Эйзенхауэра. Опасение того, что Иран последует примеру Ирака, а именно присоединится к коммунистическому блоку, вынудило президента Эйзенхауэра направить письмо шаху, в котором он обещал Ирану все, что он ни попросят. Вооружение, оборудование, средства на строительство стратегических дорог и аэродромов - все, о чем могли мечтать кабинетные стратеги, обладающие живым воображением, поплыло в Иран. Военное снаряжение лилось рекой. Оно включало но вые самолеты в количестве большем, чем в Иране имелось пилотов, а также пушки и танки последних конструкций. Улучшилась в техническом отношении и внутренняя безопасность режима.

Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране Temyourbachtiar.jpg
Теймур Бахтияр (1914-1970) —  1-й руководитель САВАК, генерал-лейтенант вооружённых сил Ирака

«Савак» - как называют организацию информации и безопасности - действует эффективно, а не бесплодно, как это утверждают её критики. Под мягкими перчатками «Савак» спрятал стальной кастет, и когда какой-либо оппозиционер действительно внушает страх, он скоро оказывается за решеткой. За тайной полицией стоит жандармерия, обученная американцами и специально натренированная для подавления уличных беспорядков.

И за всем этим стоит армия, руководство которой шах оставил за собой. Для обеспечения внутренней безопасности США считают более легким для себя экспортировать в Иран слезоточивый газ и различные виды оружия для подавления беспорядков, чем билль о правах или парламентские традиции. Но в Иране имеются силы, с которыми не может справиться шахская жандармерия. Наиболее ярким примером этих сил является Тегеранский университет. «Тегеранский университет может свергнуть правительство, - заявил иностранец, проживший в Иране долгое время, - вероятно, он сможет свергнуть и шаха.

К счастью, молодежь не понимает своей силы, и поэтому она не могла воспользоваться ею». Другая сила, которая делает неустойчиввой безопасность режима, - это купцы, молодые армейские полковники и новые капиталисты, которые обожгли пальцы с окончанием земельного бума в Тегеране. Вместе взятые, полковники, студенты, купцы, а также часть интеллигенции представляют мощную силу, которая без труда сможет опрокинуть существующий режим в Иране.

Взрывчатая смесь: американский журналист о положении в Иране ali-amini.jpg
Премьер-министр Ирана Али Амини в судебном облачении

Это не коммунистическая сила, но, если она придет к власти, Иран пойдет в своем развитии по новому курсу и, уж конечно, будет более независим от США, чем это имеет место сейчас. Каковы шансы таких изменений? Многие наблюдатели полагают, что это невозможно в настоящее время и очень возможно в будущем - в течение ближайших двух-трех лет. Многие наблюдатели предполагают, что Иран может пройти через несколько фаз прежде, чем он достигнет того, что в действительности явится капиталистическим переворотом в существующем феодальном обществе.

В настоящее время существует возможность попытки со стороны шаха поставить у власти более сильное правительство. Если новая комбинация потерпит крах (а в Тегеране нет дипломата, который верил бы в то, что шах может найти более способного премьер-министра, чем д-р Амини), возможности будут сведены на нет, и неизбежно, что перед шахом останется ещё меньше путей для выбора.

В свою очередь, дипломаты предполагают, что на смену правительству придет военная диктатура и власть перейдет к армии. В качестве возможной кандидатуры в диктаторы многие называют генерала Бахтиара, возглавлявшего ранее организацию информации и безопасности, стоящего в настоящее время за спиной этой организации Не многие в Иране любят генерала Бахтин яра, и многие боятся его.

«Шах никогда не обратится к генералу Бахтияру, - заявил один дипломат, - потому что чем больше шах будет нуждаться в генерале, тем меньше генерал будет нуждаться в шахе». Установление военной диктатуры повлечет за собой величайшую опасность: поскольку диктатура правит, опираясь на силу, ей может противостоять только сила. Таким образом, любая политическая перемена неизбежно повлечет за собой вооруженный переворот или революцию. Большинство иранских наблюдателей полагает, что власть диктатуры, основанная на силе, ускорит и сделает неизбежной революцию.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ее зовут Багати, что значит везучая. Я, как, впрочем, и вы, знаком с ней уже давно. К сожалению, мне не удалось узнать, почему ее так назвали, но сегодня я бы назвал её скорее могучей, чем везучей. С чем ей точно повезло, так это с физическими размерами - Багати спокойно может ...
Слава Зайцев уникален... Это реально символ эпохи, "Красный Диор". Просто сложно понять всяким тиктокерам, как это, когда вся страна ходит в серых пальто и одинаковых пыжиковых шапках, прививать ей вкус к моде. И Бог с ней с модой, просто к яркости, к краскам, к настроению, к тому, что ...
Настоящую лисицу всё никак пока в кадр не поймаю, а вот коллекционная кукла «Лисичка», авторства Diuha , совсем не прочь была мне попозировать...  Оказалось, всё, как у ...
Есть женщины в Луганских селениях: Фото она разместила пару лет тому назад вконтакте, а дотошные журналисты нынче раскопали... ...
Я редко ошибаюсь, но вот недавно ошибся. Путаники-националисты ввели старого якобинца в заблуждение, сославшись на просроченные данные, и я следом за ними написал, что фашистское сборище в Питере переносится на осень. Нет, не переносится. Итак, в воскресенье с 74-летним запозданием ждем в ...