Взрыв на эсминце №160 «Гуанчжоу» Флота Южно-Китайского моря в 1978 году (3/3)

топ 100 блогов orientalist_v02.12.2025 Взрыв на эсминце №160 «Гуанчжоу» Флота Южно-Китайского моря в 1978 году (3/3)

Начало

На следующий день на 4-м пирсе не было привычной активности, царила гнетущая тишина. Этот пирс был крупнейшим в базе эсминцев в Масе на тот момент, и, пережив такой чудовищный взрыв, он неожиданно все еще стоял невредимым — настоящее чудо.

За этой внешней тишиной среди людей ходили самые разные догадки, версии и слухи.

Самым популярным было предположение, что вьетнамские боевые пловцы-диверсанты проникли в гавань и совершили подрыв. Другие утверждали, что вьетнамские агенты пробрались на борт корабля. Третьи винили во всем взрыв ракеты и тому подобное.

Поскольку инцидент имел чрезвычайно большой резонанс, о нем очень скоро доложили в Центральный Военный Совет. Совместная рабочая группа Генерального штаба и Военно-морского флота должна была вскоре прибыть на базу; также специально привлекли экспертов из группы подводной съемки киностудии «Баи»(«1 августа»), а также специалистов по кораблестроению, взрывчатым веществам и так далее.

Одновременно всех отсутствовавших членов экипажа №160 срочно вызвали обратно, и вместе с выжившими их разместили под стражей на плацу у пирса.

Территорию огородили двойным забором из колючей проволоки, внутри построили временные бараки из камышовых циновок.

Всем выдали полностью новое обмундирование, постельное белье и все предметы первой необходимости. Была прервана всякая связь с внешним миром, включая переписку.

Командира и комиссара корабля заключили под стражу в тюрьму военного трибунала.

Как сотрудник отдела безопасности соединения, он вошел в состав рабочей группы и участвовал во всем расследовании.

За несколько дней до прибытия рабочей группы мне посчастливилось принять участие в аналитическом совещании, организованном командованием флота и соединения. На основе докладов водолазов были сделаны предварительные выводы:

Взрыв произошел внутри корабля.
Поскольку стальные листы обшивки в месте разрушения были вывернуты наружу.

Эпицентр взрыва располагался примерно под основанием кормового орудия главного калибра.
Поскольку качающаяся часть кормового орудия главного калибра была сорвана с основания и отброшена на пирс, и место ее падения примерно соответствовало ее положению на корабле при стоянке, без признаков переворота. Наиболее серьезные повреждения днища корабля были обнаружены именно в этом районе.

Мощность взрыва была чрезвычайно велика, эквивалентна не менее 500 килограммам тротила.
Поскольку корабль водоизмещением 4000 тонн был подброшен вертикально вверх со смещением влево, порвав все швартовы, и рухнул на расстоянии 40-60 метров от пирса (нос около 40 метров, корма около 60 метров), при этом конструкция пирса не получила серьезных повреждений. То, что 28-тонная качающаяся часть орудия была вырвана, также свидетельствует о колоссальной силе взрыва.

Это был не взрыв ракеты.
Поскольку погрузка ракет обычно проводилась ночью, во время взрыва они еще не были установлены на пусковые установки. К тому же были установлены только пусковые двигатели, без боевых частей.

Судя по месту взрыва, наиболее вероятными источниками являются погреб боезапаса кормового орудия главного калибра и погреб реактивных глубинных бомб. Эти два погреба расположены по соседству.

Взрыв снарядов главного калибра исключен.
Поскольку 130-мм снаряды — раздельного заряжания, вес боевой части (33,6 килограмма) недостаточен для такой разрушительной силы.

Взрыв на эсминце №160 «Гуанчжоу» Флота Южно-Китайского моря в 1978 году (3/3)

Если это не было внешнее взрывное устройство, то причиной могли стать только глубинные бомбы, причем должно было взорваться несколько штук одновременно, чтобы соответствовать масштабу разрушений.

На совещании решили, что данное мнение будет ожидать подтверждения объединенной рабочей группой. Также постановили, что, кроме скорейшего подъема и опознания тел погибших героев и их фрагментов, никаких других подъемных работ проводить не следует, следует стараться сохранить все в исходном состоянии.

Вы и все выжившие товарищи с эсминца №160 разместились во временных бараках, построенных соединением.

Поскольку кроме одежды, что была на вас, все ваши личные вещи затонули вместе с кораблем, поэтому каждый получил совершенно новое обмундирование, постельные принадлежности и предметы обихода.

Вид колючей проволоки, окружавшей бараки, резко контрастировал с этими новыми вещами. Особенно в первые несколько дней ваше настроение было подавленным до крайности.

Командование приказало каждому подробно описать свои действия в день взрыва, поминутно, особенно после ужина: с кем были, что делали, кого видели, что они делали, были ли какие-либо аномалии и так далее. Требовалось также представить не менее двух свидетелей, подтверждающих эти показания. Это касалось и тех, кто был в отпуске или командировке, — каждый должен был предоставить такой отчет.

В последующие 2 месяца почти каждого из вас вызывала рабочая группа на индивидуальную беседу, где вы вновь и вновь должны были повторять свою историю того дня.

Вам было запрещено покидать территорию. Разрешалось писать только письма домой о своем благополучии, и они должны были пройти строгую цензуру рабочей группы перед тем, как их запечатывали и отправляли от имени командования. Любые другие письменные материалы запрещалось выносить наружу.

Любые контакты с внешним миром, включая общение с товарищами, несшими караул вокруг вашего лагеря, были строжайше запрещены.

Такая жизнь продолжалась 4 месяца.

После прибытия рабочая группа немедленно разделилась на 4 подразделения:

Группа подводной съемки.

Группа подъема вещественных доказательств со дна (включая сбор доказательств на берегу).

Группа проведения допросов.

Группа внешнего расследования.

Разумеется, были также руководящие и координационные группы, но я не буду на них останавливаться.

Первым делом приглашенные кинооператоры подводных съемок киностудии «Баи»(«1 августа») в сопровождении и под охраной водолазов флота засняли останки эсминца №160 изнутри и снаружи.

Затем привлекли экспертов по кораблестроению, взрывчатым веществам, соответствующих специалистов с эсминцев №161 и №162 для совместного анализа. Они подтвердили предварительные выводы, сделанные командованием соединения до прибытия группы.

Установив, что наиболее вероятной причиной могли быть реактивные глубинные бомбы, группа начала сбор доказательств. Водолазы сначала подняли уцелевшие глубинные бомбы. Всего было поднято 60 бомб. Согласно корабельным документам и опросам моряков подразделения подводного оружия подразделения торпедно-ракетного вооружения эсминца №160, подтвердилось, что должно было быть 64 глубинные бомбы.

Для полной уверенности водолазов вновь направили в погреб глубинных бомб для поиска осколков и остатков. Параллельно эксперты-взрывники и специалисты с эсминцев №161 и №162 провели натурные испытания по подрыву глубинных бомб и 130-мм снарядов.

130-мм снаряд должен быть выпущен из ствола орудия: огромная сила осевой инерции, возникающая при мгновенном разгоне с нуля до начальной скорости 980 метров в секунду, снимает первый предохранитель. Снаряд в полете вращается, и центробежная сила от вращения снимает второй предохранитель, после чего боевая часть способна взорваться при ударе. Эксперименты подтвердили, что в не прошедшем канал ствола состоянии даже близкий подрыв гранаты не может вызвать детонацию.

Боевая часть 130-мм снаряда состоит из тротила и не детонирует без детонатора. Конечно, и боевая часть, и заряд могут сдетонировать при экстремально высокой температуре, но не одновременно. Боевая часть, взорвавшаяся от перегрева, поскольку корпус снаряда перед взрывом сначала размягчается от жара, даже при взрыве не дает осколков с достаточной убойной силой. Снаряды зенитной артиллерии ведут себя аналогично.

Также провели разрушительные эксперименты с глубинными бомбами: без снятия предохранителей и установки взрывателей, пытались подорвать 1-4 гранатами, но не смогли вызвать взрыв бомбы.

Однако если предохранители сняты, а взрыватели установлены на глубину срабатывания 20-30 метров (особенно на минимальную глубину), то удара молотка достаточно для детонации, причем можно одновременно снять предохранители с нескольких бомб, одновременно установить глубину, переведя их в боевое состояние. Тогда достаточно удара по одной бомбе, чтобы одновременно взорвались и остальные. Разумеется, это должен быть тот, кто досконально разбирается в устройстве бомб, только тогда может произвести взрыв. Нельзя просто ударить куда попало — и получить детонацию.

Поскольку при взрыве погреб глубинных бомб был полностью разрушен, сами бомбы и часть снарядов кормового орудия главного калибра оказались разбросаны по дну на значительной площади, как и множество других обломков корабля. Поэтому водолазы потратили на поиск осколков глубинных бомб почти месяц.

В конечном счете эксперты рабочей группы подтвердили, что одновременно взорвались 4 глубинные бомбы.

Взрыв на эсминце №160 «Гуанчжоу» Флота Южно-Китайского моря в 1978 году (3/3)

Такие глубинные бомбы, стоявшие на вооружении эсминца №160, содержали по 75 килограммов тротила каждая. Это были специальные бомбы для борьбы с подводными лодками. В бою с помощью четырех бортовых бомбометов в корме корабля бомбы выбрасывались за борт, максимальная дальность составляла 150-200 метров. Взрыватель бомбы можно было регулировать по давлению, устанавливая глубину срабатывания от 20 до 300 метров в зависимости от тактической необходимости. Бомба взрывалась автоматически под действием гидростатического давления воды. При взрыве создавалась огромная ударная волна, способная разрушить прочный корпус подлодки на расстоянии, прямое попадание не требовалось. Поэтому взрывная мощь этих бомбы была исключительно велика.

Установив тип взрывчатого вещества, группа определила следующее направление расследования: провести тщательную проверку каждого моряка боевой части торпедно-ракетного вооружения, особенно подразделения подводного оружия и расчета глубинных бомб. Поскольку погреб глубинных бомб обычно держали запертым, основное внимание уделили местонахождению ключей от него.

Тот факт, что подразделения подводного оружия понесли тяжелые потери при взрыве, значительно осложнил расследование.

Примерно через два месяца после вашего размещения во временном лагере, по вашей настойчивой просьбе, командование соединения показало вам видеоматериалы, снятые киностудией «Баи»(«1 августа») на дне, с останками эсминца №160.

Эсминец №160 лежал на левом борту на дне моря в 50 метрах от пирса. Под кормовым орудием главного калибра зияла пробоина размером 20-30 метров, стальные листы обшивки были зловеще вывернуты наружу. Крышка погреба кормового орудия главного калибра была разорвана на две части, посередине зияла огромная дыра, проходившая через весь корпус насквозь. Весь корпус корабля от кормовой надстройки и вперед в основном сохранил форму, но большая часть надстроек на палубе обрушилась из-за чудовищного пожара, особенно к корме от ходовой рубки.

Внутри корабля, кроме погреба боезапаса носового орудия главного калибра и погреба реактивных глубинных бомб, которые не сдетонировали, все остальные погреба боезапаса взорвались во время пожара. Из-за этих взрывов все переборки были исковерканы. Относительно уцелевшими выглядели только котельное и машинное отделения. Вы все очень удивились, почему внутри корабля не было видно никаких тел или их фрагментов?

На самом деле, до съемок подводными операторами киностудии «Баи»(«1 августа») флот уже направил водолазов для срочного подъема и опознания тел погибших героев и их фрагментов. Работы по подъему начались на третий день после взрыва и продолжались почти десять дней. При подъеме внутри корабля повсюду находили тела ваших товарищей. После недели в морской воде они все подверглись сильному разложению, особенно в машинном и котельном отделениях. Более половины погибших матросов электромеханической боевой части остались в своих отсеках.

Вы видели съемку, сделанную после подъема и очистки тел.

Определив направление расследования, рабочая группа, с одной стороны, активизировала допросы выживших с эсминца №160, уделяя особое внимание морякам подразделения подводного оружия и расчета глубинных бомб. С другой стороны, был начат сбор всех ключей от всех люков и помещений эсминца №160.

Результаты сбора ключей стали тем самым моментом, когда «горю не было конца, но вдруг появился просвет». Не хватало всего одного ключа от погреба, где, как предполагалось, произошел взрыв глубинных бомб. Этим недостающим ключом был тот, что должен был находиться у старшины расчета глубинных бомб.

К счастью, этот старшина также выжил.

Поскольку для проведения регулярного технического обслуживания глубинных бомб старшина расчета обычно хранил при себе запасной ключ от погреба.
Все эти следственные действия проводились без информирования экипажа №160, в строгой тайне.

Получив результаты проверки ключей, старшину расчета глубинных бомб немедленно изолировали. И начали его интенсивный допрос именно об этом ключе.

Согласно его воспоминаниям и показаниям, перед взрывом, поскольку говорили о поверке, он и несколько товарищей из его расчета находились в каюте офицеров на верхней палубе в ожидании. Когда позже объявили об отмене, он не вернулся сразу в свой кубрик, а остался в каюте своего командира отделения играть в шахматы. В тот момент там присутствовали еще несколько человек, наблюдавших за игрой. Ключи находились при нем.

Поскольку на связке был нож или отвертка, в середине игры офицер по имени Лай Саньян (примерная транскрипция) попросил одолжить этот инструмент, сказав, что нужно им воспользоваться. Поскольку все были знакомы, а его внимание было всецело поглощено шахматной партией, да и Лай Саньян был офицером, он не придал этому значения и передал ему всю связку.

На основании этих показаний рабочая группа немедленно вызвала для допроса упомянутых им лиц. Их показания в основном совпали с его версией.

Но Лай Саньян был заместителем командира отделения электриков электромеханической боевой части, имел звание, соответствующее заместителю командира роты. Почему он был знаком с расположением и устройством погреба глубинных бомб? И почему он умел обращаться с глубинными бомбами?

Где сейчас Лай Саньян?

Кто-то в рабочей группе неожиданно задал такой глупый вопрос, но коллеги пояснили, что это для соблюдения формальной процедуры и осторожности.

Если все улики указывают на Лай Саньяна, то, согласно проведенным ранее экспериментам, тот, кто привел бомбы в действие, не мог выжить.

Рабочая группа провела расследование всей деятельности Лай Саньяна перед взрывом.

На нем висели три строгих взыскания.

Лай Саньян был родом из провинций Фуцзянь-Чжэцзян, сирота, его вырастила тетя. Из-за тяжелого материального положения местная народная коммуна и производственная бригада, пожалев его, направили служить в армию. Он тоже очень старался, особенно усердно учился, в армии вступил в партию, был повышен до офицера. На эсминце №160 занимал должность заместителя командира отделения электриков электромеханической боечной части. Ракетный эсминец №160 имел уровень полка. На нем находилось шесть боевых частей: штурманская, электромеханическая, связи и наблюдения, артиллерийская, торпедно-ракетная, хозяйственная — уровня батальона. Каждая боевая часть состояла из дивизионов, групп, отделений уровня роты. На корабле не было штатных должностей уровня взвода, поэтому матрос, повышенный до офицера на корабле, сразу получал звание, соответствующее заместителю командира роты.

После повышения Лай Саньян стал заметной фигурой на родине. Девушка из довольно влиятельной семьи в его родных местах через его тетю сделала ему предложение. Желая отблагодарить тех, кто помог ему попасть в армию, он согласился.

Позже, служа в части, он познакомился с медсестрой из 421-го госпиталя и завел с ней роман. Поэтому он порвал с невестой из родных мест.
В той социальной среде девушка не выдержала пересудов и покончила с собой. Это было чудовищно. Родственники девушки занимали посты в местных органах власти. Они от имени местных организаций направили жалобу в штаб флота, требуя сурово наказать этого современного «Чэнь Шимэя».

1978 год как раз пришелся на кампанию Военно-морского флота по проверке, наведению порядка и исправлению недостатков. Командование соединения вынесло ему строжайшее взыскание: исключение из партии, снятие с офицерской должности и увольнение с военной службы с этапированием на родину.

Он принял все взыскания, лишь умоляя не отправлять его на родину, утверждая, что если он вернется, семья той девушки его наверняка убьет. Он надеялся, что его оставят в армии, растить свиней, готовить еду, работать на подсобном хозяйстве — что угодно. Командир и комиссар корабля оба ходатайствовали за него. Но в период сразу после окончания Культурной революции ультралевые настроения все еще были очень сильны. Плюс общий фон кампании. Командование соединения лишь заменило увольнение с военной службы на досрочное увольнение в запас в звании рядового, настаивая на его возвращении в родной уезд. Считая, что это и есть проявление снисхождения, и потребовав от него хорошо вести себя перед уходом и «нести службу до последнего».

Для него это было хуже, чем увольнение с военной службы, лишь бы не отправляли домой. Неоднократно говорил своим землякам, что ему не выжить.
Рабочая группа заключила, что у него был и мотив, и возможность для диверсии.

Лай Саньян, как заместитель командира отделения электриков, имел право и обязанность проверять электрооборудование и проводку во всех корабельных помещениях, поэтому он вполне мог быть хорошо знаком с погребом глубинных бомб.

Начиная с 1977 года, в частях надводных кораблей Флота Южно-Китайского моря проводилось движение «Одна специальность — много умений». Учитывая высокую специализацию личного состава, поощрялось изучение смежных специальностей и овладение другими профессиональными навыками для повышения живучести корабля в бою.

В этом контексте Лай Саньян, будучи от природы старательным и любознательным, как выяснилось в ходе расследования, специально и всесторонне изучил устройство глубинных бомб. Как уже упоминалось, старшина расчета глубинных бомб был с ним знаком именно потому, что Лай Саньян учился у него и полностью овладел навыками обращения с этим оружием.

Рабочая группа, получив эти данные, также провела всестороннюю проверку всей деятельности Лай Саньяна перед взрывом: он через своего земляка на берегу договорился о встрече со своими ближайшими друзьями с эсминца на пирсе, сказав, что хочет с ними попрощаться. Но сам так и не появился. Кроме того, он перевез все свои личные ценные вещи к земляку на берегу.

И так далее. В общем, рабочая группа сочла, что у него было слишком много аномалий и подозрительных действий, чтобы усомниться в его причастности. Его признали виновником катастрофы эсминца №160. Чтобы отомстить командованию соединения за свое, как он считал, несправедливое наказание.

После завершения расследования дела о взрыве эсминца №160 выжившие члены экипажа были освобождены из-под стражи.

После настойчивых требований всего личного состава эсминца, заявивших, что они не покинут это временное общежитие, где их держали более 6 месяцев, если не освободят их командира.

В конце концов командир и комиссар эсминца №160 были освобождены. Поскольку в момент взрыва их не было на корабле, они не нарушили уставов и правил. Более того, они дейcтвительно предлагали перевести Лай Саньяна с корабля на флотское подсобное хозяйство, но командование соединения не согласилось.

Позже члены экипажа эсминца №160, являвшиеся офицерами, в основном в следующем году все уволились в запас. Из матросов те, кто был призван до 1976 года (включая призывников 1976 года), все были распределены на ракетный эсминец №163 (то есть на мой корабль), и к концу года все вместе уволились в запас уже с №163. Поскольку экипаж эсминца №160 был окончательно расформирован, с тех пор в составе Военно-морских сил Китая больше не было корабля с бортовым номером 160. Призывники 1977 и 1978 годов были распределены на другие корабли Второго соединения эсминцев для продолжения службы.

Взрыв на эсминце №160 «Гуанчжоу» Флота Южно-Китайского моря в 1978 году (3/3)

Того товарища, о котором я говорил в предисловии («ты»), звали Фан Цэнь, он был из Янчжоу и являлся единственным сыном в семье. Поэтому во время взрыва его старшина изо всех сил старался защитить его. После завершения расследования он был распределен на ракетный фрегат №509. В 1979 году, участвуя в операции соединения 2.17, его корабль попал в тайфун силой 11 баллов, и он к несчастью упал за борт и погиб.

Взрыв на эсминце №160 «Гуанчжоу» Флота Южно-Китайского моря в 1978 году (3/3)

Посвящаю эту статью его светлой памяти и выражаю глубокую скорбь

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Прослушайте краткое содержание утренней вредленты.   1. Холодно, блять! 2. Да что ж так холодно! 3. Охуеть холодрыга! 4. Пиздец а не декабрь! 5. Ебануться как холодно! 6. Бл@дь, холодно на улице! 7. Холодно аж яйца звенят! 8. Да вы охуели штоле холод такой ...
Прошли холода и мы опять вылезли на крышу. К сожалению, опустившийся к вечеру туман немного помешал фотографировать, но все же - что-то да получилось :) В прошлый раз были на крыше на Чуйкова , на Двинской , а так же небольшая прогулка по городу В ...
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупредила о том, что вирус Зика в ближайшее время распространится по всем странам Нового Света, за исключением Канады и Чили. Считавшийся относительно безвредным микроорганизм связали с многочисленными случаями микроцефалии (врожденное ...
Ха, оказывается, что у в России когда-то существовал проект Мишка. Учредитлем АО "Мишка-Тула-Москва" является всемирно известный шахматист Анатолий Карпов. И вот, на днях он заявил, что намерен возродить проект Мишка. Что это за проект? Это ...
Граф. Тебе надо было бы только заняться под моим руководством политикой. Фигаро. Да я ее знаю… Да, только уж здесь нечем хвастаться. Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, ...